Цель: на основе практикоориентированной деятельности, обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания по ПДД.
Оборудование: жетоны участников, знаки, соответствующие группам, карточки с практическими заданиями, карточки с основными терминами и понятиями, название групп дорожных знаков, карточка “ГУЖЕВОЙ”, толковый словарь.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Учитель: Сегодня на занятии мы повторим все, что вы знаете о ПДД. Наше занятие пройдет в форме деловой игры. Итогом нашей работы должен стать выпуск газеты с названием “Знай, правила движения, как таблицу умножения”, а также мы выберем лучших игроков для участия в городском КВНе по ПДД.
- Для начала игры нам нужно разделиться на команды. Предлагаю вам взять жетоны и занять места за соответствующим вашему жетону игровым столом. Жетоны свои сохраняйте, т.к. они потребуются для выполнения одного из заданий.
- Для подготовки к сегодняшней игре вам было дано домашнее задание: найти факты из истории развития ПДД. Их необходимо было оформить на цветных карточках размером 6 Х 12 см. А так же вспомнить то, что вам уже было известно.
- Для выпуска нашей газеты свое место уже заняли выбранные нами члены редколлегии. У них готов макет газеты и в течение всей игры вы будете сдавать им свои материалы для создания газеты.
2. Практическая работа.
Начнем нашу работу с разминки.
Учитель:
- Что значат слова “Правила дорожного
движения”?
- Почему мы должны знать и выполнять эти правила?
- Выполнение этих правил необходимо только для
тех, кто находиться за рулем? Почему?
- Может ли человек сегодня обойтись без знания
правил дорожного движения?
Итог: Действительно, уже очень давно движение на дорогах подчиняется ПДД. Дома вы поработали и подготовили факты из истории развития ПДД. Поэтому мы переходим конкурсу домашнее задание.
(Дети сообщают полученную информацию. Карточки с записями передают в редколлегию Получают жетон).
Учитель: В те далекие годы скорость передвижения была небольшой. Кто может объяснить почему? (Транспортным средством были животные: лошади, быки)
Как назывался такой транспорт? (Гужевой)
Редколлегия прочтет нам объяснение этого слова в толковом словаре.
В ПДД используется много специальных терминов и понятий. Одно из таких понятий мы рассмотрели. А сейчас я предлагаю вам дать объяснение терминам, которыми мы пользуемся очень часто.
Вам даются по 2 карточки на команду. В течение 1 минуты вам необходимо записать пояснение для термина.
Участник дорожного движения – лицо,
принимающее непосредственное участие в процессе
движения в качестве водителя, пешехода,
пассажира транспортного средства.
Тротуар – элемент дороги, предназначенный
для движения пешеходов и примыкающий к проезжей
части или отделенный от нее газоном.
Проезжая часть – элемент дороги,
предназначенный для движения безрельсовых
транспортных средств.
Транспортное средство – устройство,
предназначенное для перевозки по дорогам людей,
грузов или оборудования установленного на нем.
Пассажир – лицо, кроме водителя, находящееся
в транспортном средстве, а так же лицо, которое
входит в транспортное средство или выходит из
него.
Дорога – обустроенная или приспособленная и
используемая для движения транспортных средств
полоса земли, либо поверхность искусственного
сооружения. Включает в себя одну или несколько
проезжих частей, а так же трамвайные пути,
тротуары, обочины, разделительные полосы.
Карточку проверить по образцу и правильные варианты передать в редколлегию газеты. За каждый правильный ответ команда получает жетон.
И мы переходим к следующему конкурсу.
Конкурс определи знак.
Учитель: Для нашей безопасности на дорогах устанавливаются дорожные знаки.
- Вспомните, с какой стороны дороги устанавливают дорожные знаки?
Дорожные знаки применяют во всех странах мира, и водители транспорта приезжая в другую страну, без знания языка понимают обозначения на дорожных знаках этой страны и имеют возможность передвигаться по дорогам. Все знаки делятся на группы.
- Выберите названия для своей группы знаков. (Запрещающие, предупреждающие, предписывающие, знаки сервиса, информационно-указательные).
Докажите свой выбор. На своих жетонах нарисуйте знаки из этой группы.
На задание дается 3 минуты. Нужно будет рассказать о нарисованном знаке.
(Знаки передают в редколлегию. За правильный ответ получают жетон).
Итог: Дорожные знаки, разметка дорог или иные технические средства организации движения имеют большое значение для безопасности движения. Поэтому запрещается снимать, повреждать, загораживать знаки, портить покрытие дорог, оставлять на дорогах какие – либо предметы, создавать другие помехи для движения. Умышленное повреждение знаков и других дорожных сооружений и создание помех для дорожного движения влекут за собой штраф. Перечисленные действия могут привести к ДТП и человеческим жертвам.
Следующий конкурс нашей игры – Блиц-турнир.
Учитель: Сейчас команды по очереди зададут свои вопросу командам соперников. Вопросы вы приготовили дома, а сейчас вам необходимо определиться, какой именно вопрос и какой команде вы зададите.
(За правильный ответ команда получает жетон. Вопросы на карточках передают в редколлегию. Можно дать дополнительный жетон за самый … вопрос).
Итог: Я убедилась, что вы хорошо знаете и ПДД, и дорожные знаки, уверены в своих ответах, поэтому вам смело можно дать для решения практические задания.
Учитель: Наш последний конкурс называется “Случай из жизни”.
- Нам необходимо помочь тем, кто оказался в сложной ситуации на дороге.
Каждой команде я предлагаю по 1 задаче. Вам необходимо ответить на вопрос или изобразить в действии развитие ситуации. На выполнение этого задания вам дается 3 минуты.
ЗАДАНИЕ № 1.
Все знают: в школу опаздывать нельзя. Поэтому Дюймовочка очень торопилась в школу. Она выскочила из автобуса и побежала прямо перед ним через дорогу.
- Вспомни, как нужно переходить дорогу, когда выходишь из троллейбуса, автобуса, трамвая?
- Какие правила нарушила Дюймовочка?
ЗАДАНИЕ № 2.
Буратино тоже спешил в школу. Растолкав всех
в трамвае, он уселся на переднее сиденье. Он
что-то весело напевал. Но скоро петь ему надоело.
Буратино высунулся из окна трамвая, и, увидев
кого-то, закричал: "Не догонишь, не догонишь!"
- Правильно ли вел себя в трамвае Буратино?
- Какие правила поведения существуют в общественном транспорте?
ЗАДАНИЕ № 3.
Отправившись в школу, Незнайка свернул совсем в другую сторону и очутился за городом.
- Странно, – рассуждал Незнайка, – где же
школа? Пойду-ка я следом за машинами и найду ее.
- Эй, друг, – услышал он. – Ты что, по дороге ходить
не умеешь?
Мимо мчался грузовик. Незнайка едва успел отскочить в сторону…
- Почему водитель сказал, что Незнайка не умеет ходить по дороге?
- Объясните, как он должен был вести себя, шагая по загородной дороге?
(За работу с заданиями можно вручить и более одного жетона).
Итог: Мы разобрали наиболее типичные случаи, в которых может оказаться каждый из вас. Все вы справились с этими заданиями, и я могу надеяться, что с вами на дорогах не случиться никакой беды. А ведь именно для этого мы с вами изучаем ПДД.
Наша игра подходит к концу, и мы просим редколлегию представить нам стенгазету из тех сведений, которые представили ей мы – репортеры.
Подсчитывается количество полученных каждой командой жетонов.
По результатам проводится награждение команд.