Классный час "Знай правила движения, как таблицу умножения!"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: на основе практикоориентированной деятельности, обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания по ПДД.

Оборудование: жетоны участников, знаки, соответствующие группам, карточки с практическими заданиями, карточки с основными терминами и понятиями, название групп дорожных знаков, карточка “ГУЖЕВОЙ”, толковый словарь.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Учитель: Сегодня на занятии мы повторим все, что вы знаете о ПДД. Наше занятие пройдет в форме деловой игры. Итогом нашей работы должен стать выпуск газеты с названием “Знай, правила движения, как таблицу умножения”, а также мы выберем лучших игроков для участия в городском КВНе по ПДД.

- Для начала игры нам нужно разделиться на команды. Предлагаю вам взять жетоны и занять места за соответствующим вашему жетону игровым столом. Жетоны свои сохраняйте, т.к. они потребуются для выполнения одного из заданий.

- Для подготовки к сегодняшней игре вам было дано домашнее задание: найти факты из истории развития ПДД. Их необходимо было оформить на цветных карточках размером 6 Х 12 см. А так же вспомнить то, что вам уже было известно.

- Для выпуска нашей газеты свое место уже заняли выбранные нами члены редколлегии. У них готов макет газеты и в течение всей игры вы будете сдавать им свои материалы для создания газеты.

2. Практическая работа.

Начнем нашу работу с разминки.

Учитель:

- Что значат слова “Правила дорожного движения”?
- Почему мы должны знать и выполнять эти правила?
- Выполнение этих правил необходимо только для тех, кто находиться за рулем? Почему?
- Может ли человек сегодня обойтись без знания правил дорожного движения?

Итог: Действительно, уже очень давно движение на дорогах подчиняется ПДД. Дома вы поработали и подготовили факты из истории развития ПДД. Поэтому мы переходим конкурсу домашнее задание.

(Дети сообщают полученную информацию. Карточки с записями передают в редколлегию Получают жетон).

Учитель: В те далекие годы скорость передвижения была небольшой. Кто может объяснить почему? (Транспортным средством были животные: лошади, быки)

Как назывался такой транспорт? (Гужевой)

Редколлегия прочтет нам объяснение этого слова в толковом словаре.

В ПДД используется много специальных терминов и понятий. Одно из таких понятий мы рассмотрели. А сейчас я предлагаю вам дать объяснение терминам, которыми мы пользуемся очень часто.

Вам даются по 2 карточки на команду. В течение 1 минуты вам необходимо записать пояснение для термина.

Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
Проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования установленного на нем.
Пассажир – лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а так же лицо, которое входит в транспортное средство или выходит из него.
Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, либо поверхность искусственного сооружения. Включает в себя одну или несколько проезжих частей, а так же трамвайные пути, тротуары, обочины, разделительные полосы.

Карточку проверить по образцу и правильные варианты передать в редколлегию газеты. За каждый правильный ответ команда получает жетон.

И мы переходим к следующему конкурсу.

Конкурс определи знак.

Учитель: Для нашей безопасности на дорогах устанавливаются дорожные знаки.

- Вспомните, с какой стороны дороги устанавливают дорожные знаки?

Дорожные знаки применяют во всех странах мира, и водители транспорта приезжая в другую страну, без знания языка понимают обозначения на дорожных знаках этой страны и имеют возможность передвигаться по дорогам. Все знаки делятся на группы.

- Выберите названия для своей группы знаков. (Запрещающие, предупреждающие, предписывающие, знаки сервиса, информационно-указательные).

Докажите свой выбор. На своих жетонах нарисуйте знаки из этой группы.

На задание дается 3 минуты. Нужно будет рассказать о нарисованном знаке.

(Знаки передают в редколлегию. За правильный ответ получают жетон).

Итог: Дорожные знаки, разметка дорог или иные технические средства организации движения имеют большое значение для безопасности движения. Поэтому запрещается снимать, повреждать, загораживать знаки, портить покрытие дорог, оставлять на дорогах какие – либо предметы, создавать другие помехи для движения. Умышленное повреждение знаков и других дорожных сооружений и создание помех для дорожного движения влекут за собой штраф. Перечисленные действия могут привести к ДТП и человеческим жертвам.

Следующий конкурс нашей игры – Блиц-турнир.

Учитель: Сейчас команды по очереди зададут свои вопросу командам соперников. Вопросы вы приготовили дома, а сейчас вам необходимо определиться, какой именно вопрос и какой команде вы зададите.

(За правильный ответ команда получает жетон. Вопросы на карточках передают в редколлегию. Можно дать дополнительный жетон за самый … вопрос).

Итог: Я убедилась, что вы хорошо знаете и ПДД, и дорожные знаки, уверены в своих ответах, поэтому вам смело можно дать для решения практические задания.

Учитель: Наш последний конкурс называется “Случай из жизни”.

- Нам необходимо помочь тем, кто оказался в сложной ситуации на дороге.

Каждой команде я предлагаю по 1 задаче. Вам необходимо ответить на вопрос или изобразить в действии развитие ситуации. На выполнение этого задания вам дается 3 минуты.

ЗАДАНИЕ № 1.

Все знают: в школу опаздывать нельзя. Поэтому Дюймовочка очень торопилась в школу. Она выскочила из автобуса и побежала прямо перед ним через дорогу.

  • Вспомни, как нужно переходить дорогу, когда выходишь из троллейбуса, автобуса, трамвая?
  • Какие правила нарушила Дюймовочка?

ЗАДАНИЕ № 2.

Буратино тоже спешил в школу. Растолкав всех в трамвае, он уселся на переднее сиденье. Он что-то весело напевал. Но скоро петь ему надоело.
Буратино высунулся из окна трамвая, и, увидев кого-то, закричал: "Не догонишь, не догонишь!"

  • Правильно ли вел себя в трамвае Буратино?
  • Какие правила поведения существуют в общественном транспорте?

ЗАДАНИЕ № 3.

Отправившись в школу, Незнайка свернул совсем в другую сторону и очутился за городом.

- Странно, – рассуждал Незнайка, – где же школа? Пойду-ка я следом за машинами и найду ее.
- Эй, друг, – услышал он. – Ты что, по дороге ходить не умеешь?

Мимо мчался грузовик. Незнайка едва успел отскочить в сторону…

  • Почему водитель сказал, что Незнайка не умеет ходить по дороге?
  • Объясните, как он должен был вести себя, шагая по загородной дороге?

(За работу с заданиями можно вручить и более одного жетона).

Итог: Мы разобрали наиболее типичные случаи, в которых может оказаться каждый из вас. Все вы справились с этими заданиями, и я могу надеяться, что с вами на дорогах не случиться никакой беды. А ведь именно для этого мы с вами изучаем ПДД.

Наша игра подходит к концу, и мы просим редколлегию представить нам стенгазету из тех сведений, которые представили ей мы – репортеры.

Подсчитывается количество полученных каждой командой жетонов.

По результатам проводится награждение команд.