Цели:
- Познакомить детей с данным произведением Э.Успенского
- Побудить детей к дальнейшему чтению различных произведений
- Формирование полноценного навыка чтения
- Прививать детям любовь к литературе
- Развивать познавательную активность
- Формировать умение работать в группе, навыки коллективной работы
- Обогащать словарный запас учащихся
- Развивать речь, мышление, творческие способности
Оборудование:
- книги Э.Н.Успенского,
- листы для лозунгов,
- фломастеры,
- мультимедийная презентация,
- компьютер,
- изображение Чебурашки,
- лупы,
- рисунок «Вера и Анфиса»,
- письмо дяди Федора,
- игрушки,
- кассеты,
- магнитофон,
- индивидуальные карточки,
- текст произведения.
Ход урока
I. Организационный момент Мотивация учащихся
- Я хочу вам спеть одну песенку, а вы по этой песне узнаете героя
Кто людям помогает
Лишь тратит время зря
Хорошими делами прославиться нельзя
Поэтому я всем и каждому советую
Все делать точно так
Как делает старуха по кличке Шапокляк
- Вы конечно же узнали этого героя?
- Права ли старуха?
- Почему?
- Посмотрите, у меня саквояж этой старухи. Давайте туда заглянем.
II. Актуализация знаний.
1. Узнай героя (работа по группам) Вспомнить правила работы в группах:
Раздаю Чебурашку, письмо, лупу,рисунок.
- Рассмотрите предмет и скажите в какой книге мы с ним встречаемся. Кто затрудняется , посмотрите на выставку книг.
1. Чебурашка. Книга «Крокодил Гена и его друзья.»
- Между прочим, герои сказки известны читателям не только нашей страны, но и читателям других стран. А в Швеции, например, даже журнал издается «Крокодил Гена и Чебурашка».
2. Письмо. Книга «Дядя Федор, пес и кот».
3. Лупа. Книга «Следствие ведут Колобки»
- В какой книге герой пользовался этим предметом? (Следствие ведут Колобки)
4. Рисунок. Книга «Про Веру и Анфису»
- Что объединяет все эти книги? (Веселые, радостные, написаны для детей)
- Кто автор? А какие книги Успенского вы читали?
2. Об авторе (портрет)
Эдуарду Николаевичу Успенскому исполнилось 71 лет. И он конечно не всегда был писателем. Он, как и вы ходил в школу, но времени у мальчишек как всегда не хватает, тем более на уроке. Поэтому он учился не очень хорошо. А в душе он мечтал стать академиком.
Однажды Эдик упал с крыши и попал в больницу со сломанной ногой. Он попросил родителей принести ему книги и начал заниматься, да так упорно, что поступил в авиационный институт и стал инженером. Потом подумал, подумал и стал детским писателем..
Однажды летом работал Успенский в пионерском лагере. И чтобы успокоить жаждавший впечатлений отряд, читал им разные интересные книжки. А потом все интересные книжки неожиданно кончились. Скучные книжки отряд слушать не хотел, и Успенскому ничего не оставалось, как самому начать выдумывать: «В одном городе жил крокодил по имени Гена, а работал он в зоопарке крокодилом». История про Чебурашку и крокодила Гену очень понравилась маленьким слушателям. Но почему-то совсем не понравилась взрослым начальникам.
Несмотря ни на что, книжку всё-таки напечатали. Успенский всё равно продолжал книжки писать. Эдуарду Николаевичу всегда хотелось многое попробовать (и до сих пор, между прочим, хочется), он продолжает всю жизнь учиться - в 40 лет освоил компьютер, в 50 лет выучил английский язык, в 65 лет начал петь.
Он пишет не только сказки, но и стихи, сценарии для мультфильмов, выступает на радио и телевидении. И когда только успевает? Может быть фамилия виновата?
- Почему я так предположила?
III. Постановка учебной задачи.
Из саквояжа достаю маску клоуна.
- Кто это?
- Где можно встретить?
- А какие они клоуны?
- Знаете ли вы, что изначально слово «клоун» обозначало «мужик неграмотный, но веселый».
- А как вы думаете, в какой книге Успенского мы встретимся с клоунами?
- Кто читал?
Рассмотрите книгу, обложку.
Это школа, где будут учиться клоуны или обучаться клоунскому делу? (Школа для клоунов).
- А хотите узнать почему открыли школу?
Успенский объясняет в своей книге:
«Когда в городе живут клоуны, всем веселее. И детям и взрослым. А из-за того, что они неграмотные, с ними случаются беды».
Поэтому он и придумал такую школу, где на уроках можно было смеяться, разговаривать и играть.
Как здорово, если бы все дети Земли
Попасть в эту школу однажды смогли
Учиться без страха,
Играя все знать
И каждый урок отвечать лишь на пять!
Добро пожаловать в школу клоунов!
В этой книге я нашла замечательные строчки, разрешите мне их вам прочитать?
Учиться надо весело,
Чтоб хорошо учиться.
- Вам понравились строчки?
- Почему?
- Определите тему урока.
- Как вы думаете, мы сможем прочитать всю книгу? (Мы прочитаем только фрагмент).
- Итак, первый день занятий.
IV. Открытие детьми нового знания и первичное закрепление знаний.
I часть (Чтение вслух, ответы на вопросы).
Чтение по цепочке.
- Когда и где это случилось? (Найдите ответ и прочитайте словами из текста).
- Что было помещено в газете?
- Чему будут учить клоунов?
- Что необычного в этом объявлении?
- Как вы считаете, будут ли желающие учиться в школе клоунов? Почему?
II часть (Чтение учителем).
- Какая очередь выстроилась у школы?
- Какую телеграмму принес почтальон?
- Кто прилетел на самолете?
- Как вы думаете Полкан - это кто?
(Дочитываю) - Кем же оказался Полкан? Найдите строчки, прочитайте какая была коза?
- Сколько стало учеников? (Три)
- Почему исчезли шумные клоуны?
- Почему сбежали темные, а толстые?
Физкультминутка.
- Поднимите руки, кто делает зарядку. Чтобы делать зарядку ,нужна сила воли. Молодцы!
- И я предлагаю сделать вам зарядку.
- Так как школа необычная, то и зарядку мы будем делать необычную, танцевальную и сидя, да еще и под музыку к передачи Успенского «Радио-няня».
- Когда я покажу на ноги, вы перестанете движение ног, на руки – рук и ног, на голову – движение головы, рук и ног.
3-я часть чтение по цепочке.
- Какую традицию не забыли при открытии школы?
- Что интересного произошло?
- А зачем завязали глаза? (даже традицию превратили в игру, школа веселая и открыли ее весело)
По многим произведениям Успенского созданы мультфильмы. А по этому произведению - нет. Давайте сами создадим часть мультфильма.
Я раздам группам по кадру. Найдите предложение к своему кадру. Прочитайте его, сравните с ответами детей в вашей группе и решите , кто будет представлять вашу группу.
V. Самостоятельное чтение.
- А теперь пришла пора познакомиться с героями.
- Прочитайте про себя это произведение до приложения.
- Каждой команде я раздам портрет героя. Вы должны узнать кто это? И один человек из команды, кого вы выберите, представит нам героя словами из текста.
- Как можно чтением передать его черты?
- Давайте повторим задание, которое мы будем выполнять. Составим алгоритм или план действия.
- Что же нужно сделать.
- Прочитать про себя.
- Узнать героя.
- Представить героя словами из текста.
Только подумайте, какой характер у вашего героя, прежде чем его представлять.
- Мне так нравиться с вами работать. Можно я представлю вам девушку-директора?
Я – Ирина Вадимовна. Я буду вас учить писать и читать. И еще я – директор.
- Это Василиса Потаповна. Она – главный воспитатель. Будет вас учить хорошему поведению.
Потом стали представляться клоуны:
- Саня
- Наташа.
- Шура.
- Не заметили вы что-нибудь необычное в именах наших клоунов? (Саня и Шура – варианты одного имени Саша-Александр).
- Каким свойством обладал Шура?
- Посмотрите, я передвигаю предмет. Как? Это закон физики. (С помощью магнита).
- А Шура обладал свойством телепортации – передвижение предметов на расстоянии.
- Все клоуны немного волшебники.
- О чем попросила Шуру Ирина Вадимовна?
- Найдите строчки, как стал думать Шура. (Я не удивлюсь, если у нас сейчас здесь появится мороженое).
- Что появилось в вазочке для мороженого? Почему?
- Читаем последнюю строчку.
- Понравилось вам в школе клоунов? Почему?
Все клоуны немного волшебники.
- О чем попросила Шуру Ирина Вадимовна?
- Как стал думать Шура? Давайте попробуем это изобразить.
- Почему у него не получилось?
- А какие шишки получил Саня вместо кедровых?
Читаем последнюю строчку.
- Понравилось вам в школе, поднимите руки и объясните почему?
VI. Повторение и включение в систему знаний.
Прочитайте подзаголовок (О рабочем месте ученика). Прочитать про себя до слов Песенки.
- Какой совет дает автор, заботясь о вашем здоровье?
- Поднимите руки, у кого есть такое рабочее место.
- У кого нет, не огорчайтесь, Успенский подскажет, как решить эту проблему – найдите припев песенки.
- Прочитайте его.
- О каком «прогрессе» говорит Успенский? «Прогресс» латинское слово, развитие нового, изменение к лучшему.
- Я подобрала музыку (известную вам), давайте разучим эти слова под музыку.
1. Припев с показом карточки.
- А сейчас я буду петь куплеты, а вы мне будете помогать исполнять припев.
- Понравилась ли вам песенка?
- Какой характер у песни? (Смешная, веселая, энергичная, можно маршировать).
- Это песенка – просьба, или песенка – требование?
- Я думаю, все же, что это песенка – просьба.
- Не к лицу детям обращаться к родителям с требованиями. Если попросить по-доброму, объяснить причину просьбы, уверена, вы обязательно получите на нее отклик.
- А если вдруг, действительно просьба не подействует, что делать тогда?
- Прочитаем совет и на этот случай. (Чтение лозунгов).
- Какие это предложения по интонации? (Восклицательные).
- Какой лозунг сработает наверняка, по мнению автора?
- Почему он так решил?
- А как быть тем ребятам, у кого есть котенок, но нет рабочего места?
По группам придумайте свой лозунг.
- Так какую же главную мысль, очень серьезную содержит это веселое приложение? (Каждому ребенку для приготовления уроков необходимо рабочее место).
- А какие правила вы должны выполнять по отношению к своему рабочему месту?
VII. Работа над жанром произведения.
- Дети, а что вы можете сказать о жанре этого произведения? Что это – повесть или сказка? Почему?
- А как называются сказки, у которых есть автор? (Авторская литературная сказка).
VIII. Рефлексия.
- Какое настроение подарил вам фрагмент этой книги?
- Хочется ли вам побывать на других занятиях в Школе клоунов?
- Что для этого нужно сделать?
- Я приготовила вам свой лозунг.
БИБЛИОТЕКА |
Если у вас нет этой книги в домашней библиотеке, можно взять в школьной библиотеке или городской.
Перед вами карточка. С этой карточкой вы пойдете в библиотеку, и библиотекарь поможет вам найти эту книгу.
- Что написано на карточке?
- Посмотрите, какой детали не хватает у клоуна?
- Приклейте клоуну один из шариков.
Красный – если вы решили – Я пойду в библиотеку и обязательно прочитаю эту книгу.
Синий – я пойду в библиотеку, но возьму книги других авторов.
Желтый – я не пойду в библиотеку. Мне это не интересно.
- Спасибо за урок. Я закрываю саквояж, но в нем столько осталось интересного. В нем целый мир радостей, приключений , о которых можно прочитать в этих замечательных книгах Э.Успенского.