Урок по теме "Знакомство с произведением Э.Успенского "Школа клоунов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить детей с данным произведением Э.Успенского
  2. Побудить детей к дальнейшему чтению различных произведений
  3. Формирование полноценного навыка чтения
  4. Прививать детям любовь к литературе
  5. Развивать познавательную активность
  6. Формировать умение работать в группе, навыки коллективной работы
  7. Обогащать словарный запас учащихся
  8. Развивать речь, мышление, творческие способности

Оборудование:

  • книги Э.Н.Успенского,
  • листы для лозунгов,
  • фломастеры,
  • мультимедийная презентация,
  • компьютер,
  • изображение Чебурашки,
  • лупы,
  • рисунок «Вера и Анфиса»,
  • письмо дяди Федора,
  • игрушки,
  • кассеты,
  • магнитофон,
  • индивидуальные карточки,
  • текст произведения.

Ход урока

I. Организационный момент Мотивация учащихся

- Я хочу вам спеть одну песенку, а вы по этой песне узнаете героя

Кто людям помогает
Лишь тратит время зря
Хорошими делами прославиться нельзя
Поэтому я всем и каждому советую
Все делать точно так
Как делает старуха по кличке Шапокляк

- Вы конечно же узнали этого героя?

- Права ли старуха?

- Почему?

- Посмотрите, у меня саквояж этой старухи. Давайте туда заглянем.

II. Актуализация знаний.

1. Узнай героя (работа по группам) Вспомнить правила работы в группах:

Раздаю Чебурашку, письмо, лупу,рисунок.

- Рассмотрите предмет и скажите в какой книге мы с ним встречаемся. Кто затрудняется , посмотрите на выставку книг.

1. Чебурашка. Книга «Крокодил Гена и его друзья

- Между прочим, герои сказки известны читателям не только нашей страны, но и читателям других стран. А в Швеции, например, даже журнал издается «Крокодил Гена и Чебурашка».

2. Письмо. Книга «Дядя Федор, пес и кот».

3. Лупа. Книга «Следствие ведут Колобки»

- В какой книге герой пользовался этим предметом? (Следствие ведут Колобки)

4. Рисунок. Книга «Про Веру и Анфису»

- Что объединяет все эти книги? (Веселые, радостные, написаны для детей)

- Кто автор? А какие книги Успенского вы читали?

2. Об авторе (портрет)

Эдуарду Николаевичу Успенскому исполнилось 71 лет. И он конечно не всегда был писателем. Он, как и вы ходил в школу, но времени у мальчишек как всегда не хватает, тем более на уроке. Поэтому он учился не очень хорошо. А в душе он мечтал стать академиком.

Однажды Эдик упал с крыши и попал в больницу со сломанной ногой. Он попросил родителей принести ему книги и начал заниматься, да так упорно, что поступил в авиационный институт и стал инженером. Потом подумал, подумал и стал детским писателем..

Однажды летом работал Успенский в пионерском лагере. И чтобы успокоить жаждавший впечатлений отряд, читал им разные интересные книжки. А потом все интересные книжки неожиданно кончились. Скучные книжки отряд слушать не хотел, и Успенскому ничего не оставалось, как самому начать выдумывать: «В одном городе жил крокодил по имени Гена, а работал он в зоопарке крокодилом». История про Чебурашку и крокодила Гену очень понравилась маленьким слушателям. Но почему-то совсем не понравилась взрослым начальникам.

Несмотря ни на что, книжку всё-таки напечатали. Успенский всё равно продолжал книжки писать. Эдуарду Николаевичу всегда хотелось многое попробовать (и до сих пор, между прочим, хочется), он продолжает всю жизнь учиться - в 40 лет освоил компьютер, в 50 лет выучил английский язык, в 65 лет начал петь.

Он пишет не только сказки, но и стихи, сценарии для мультфильмов, выступает на радио и телевидении. И когда только успевает? Может быть фамилия виновата?

- Почему я так предположила?

III. Постановка учебной задачи.

Из саквояжа достаю маску клоуна.

  1. Кто это?
  2. Где можно встретить?
  3. А какие они клоуны?
  4. Знаете ли вы, что изначально слово «клоун» обозначало «мужик неграмотный, но веселый».
  5. А как вы думаете, в какой книге Успенского мы встретимся с клоунами?
  6. Кто читал?

Рассмотрите книгу, обложку.

Это школа, где будут учиться клоуны или обучаться клоунскому делу? (Школа для клоунов).

- А хотите узнать почему открыли школу?

Успенский объясняет в своей книге:

«Когда в городе живут клоуны, всем веселее. И детям и взрослым. А из-за того, что они неграмотные, с ними случаются беды».

Поэтому он и придумал такую школу, где на уроках можно было смеяться, разговаривать и играть.

Как здорово, если бы все дети Земли
Попасть в эту школу однажды смогли
Учиться без страха,
Играя все знать
И каждый урок отвечать лишь на пять!

Добро пожаловать в школу клоунов!

В этой книге я нашла замечательные строчки, разрешите мне их вам прочитать?

Учиться надо весело,
Чтоб хорошо учиться.

- Вам понравились строчки?

- Почему?

- Определите тему урока.

- Как вы думаете, мы сможем прочитать всю книгу? (Мы прочитаем только фрагмент).

- Итак, первый день занятий.

IV. Открытие детьми нового знания и первичное закрепление знаний.

I часть (Чтение вслух, ответы на вопросы).

Чтение по цепочке.

  1. Когда и где это случилось? (Найдите ответ и прочитайте словами из текста).
  2. Что было помещено в газете?
  3. Чему будут учить клоунов?
  4. Что необычного в этом объявлении?
  5. Как вы считаете, будут ли желающие учиться в школе клоунов? Почему?

II часть (Чтение учителем).

  1. Какая очередь выстроилась у школы?
  2. Какую телеграмму принес почтальон?
  3. Кто прилетел на самолете?
  4. Как вы думаете Полкан - это кто?
    (Дочитываю)
  5. Кем же оказался Полкан? Найдите строчки, прочитайте какая была коза?
  6. Сколько стало учеников? (Три)
  7. Почему исчезли шумные клоуны?
  8. Почему сбежали темные, а толстые?

Физкультминутка.

- Поднимите руки, кто делает зарядку. Чтобы делать зарядку ,нужна сила воли. Молодцы!

- И я предлагаю сделать вам зарядку.

- Так как школа необычная, то и зарядку мы будем делать необычную, танцевальную и сидя, да еще и под музыку к передачи Успенского «Радио-няня».

- Когда я покажу на ноги, вы перестанете движение ног, на руки – рук и ног, на голову – движение головы, рук и ног.

3-я часть чтение по цепочке.

- Какую традицию не забыли при открытии школы?

- Что интересного произошло?

- А зачем завязали глаза? (даже традицию превратили в игру, школа веселая и открыли ее весело)

По многим произведениям Успенского созданы мультфильмы. А по этому произведению - нет. Давайте сами создадим часть мультфильма.

Я раздам группам по кадру. Найдите предложение к своему кадру. Прочитайте его, сравните с ответами детей в вашей группе и решите , кто будет представлять вашу группу.

V. Самостоятельное чтение.

- А теперь пришла пора познакомиться с героями.

- Прочитайте про себя это произведение до приложения.

- Каждой команде я раздам портрет героя. Вы должны узнать кто это? И один человек из команды, кого вы выберите, представит нам героя словами из текста.

- Как можно чтением передать его черты?

- Давайте повторим задание, которое мы будем выполнять. Составим алгоритм или план действия.

- Что же нужно сделать.

  1. Прочитать про себя.
  2. Узнать героя.
  3. Представить героя словами из текста.

Только подумайте, какой характер у вашего героя, прежде чем его представлять.

- Мне так нравиться с вами работать. Можно я представлю вам девушку-директора?

 Я – Ирина Вадимовна. Я буду вас учить писать и читать. И еще я – директор.

  • Это Василиса Потаповна. Она – главный воспитатель. Будет вас учить хорошему поведению.

 Потом стали представляться клоуны:

  • Саня
  • Наташа.
  • Шура.

- Не заметили вы что-нибудь необычное в именах наших клоунов? (Саня и Шура – варианты одного имени Саша-Александр).

- Каким свойством обладал Шура?

- Посмотрите, я передвигаю предмет. Как? Это закон физики. (С помощью магнита).

- А Шура обладал свойством телепортации – передвижение предметов на расстоянии.

- Все клоуны немного волшебники.

- О чем попросила Шуру Ирина Вадимовна?

- Найдите строчки, как стал думать Шура. (Я не удивлюсь, если у нас сейчас здесь появится мороженое).

- Что появилось в вазочке для мороженого? Почему?

- Читаем последнюю строчку.

- Понравилось вам в школе клоунов? Почему?

Все клоуны немного волшебники.

- О чем попросила Шуру Ирина Вадимовна?

- Как стал думать Шура? Давайте попробуем это изобразить.

- Почему у него не получилось?

- А какие шишки получил Саня вместо кедровых?

Читаем последнюю строчку.

- Понравилось вам в школе, поднимите руки и объясните почему?

VI. Повторение и включение в систему знаний.

Приложение.

Прочитайте подзаголовок (О рабочем месте ученика). Прочитать про себя до слов Песенки.

- Какой совет дает автор, заботясь о вашем здоровье?

- Поднимите руки, у кого есть такое рабочее место.

- У кого нет, не огорчайтесь, Успенский подскажет, как решить эту проблему – найдите припев песенки.

- Прочитайте его.

- О каком «прогрессе» говорит Успенский? «Прогресс» латинское слово, развитие нового, изменение к лучшему.

- Я подобрала музыку (известную вам), давайте разучим эти слова под музыку.

1. Припев с показом карточки.

- А сейчас я буду петь куплеты, а вы мне будете помогать исполнять припев.

- Понравилась ли вам песенка?

- Какой характер у песни? (Смешная, веселая, энергичная, можно маршировать).

- Это песенка – просьба, или песенка – требование?

- Я думаю, все же, что это песенка – просьба.

- Не к лицу детям обращаться к родителям с требованиями. Если попросить по-доброму, объяснить причину просьбы, уверена, вы обязательно получите на нее отклик.

- А если вдруг, действительно просьба не подействует, что делать тогда?

- Прочитаем совет и на этот случай. (Чтение лозунгов).

- Какие это предложения по интонации? (Восклицательные).

- Какой лозунг сработает наверняка, по мнению автора?

- Почему он так решил?

- А как быть тем ребятам, у кого есть котенок, но нет рабочего места?

По группам придумайте свой лозунг.

- Так какую же главную мысль, очень серьезную содержит это веселое приложение? (Каждому ребенку для приготовления уроков необходимо рабочее место).

- А какие правила вы должны выполнять по отношению к своему рабочему месту?

VII. Работа над жанром произведения.

- Дети, а что вы можете сказать о жанре этого произведения? Что это – повесть или сказка? Почему?

- А как называются сказки, у которых есть автор? (Авторская литературная сказка).

VIII. Рефлексия.

- Какое настроение подарил вам фрагмент этой книги?

- Хочется ли вам побывать на других занятиях в Школе клоунов?

- Что для этого нужно сделать?

- Я приготовила вам свой лозунг.

БИБЛИОТЕКА

Если у вас нет этой книги в домашней библиотеке, можно взять в школьной библиотеке или городской.

Перед вами карточка. С этой карточкой вы пойдете в библиотеку, и библиотекарь поможет вам найти эту книгу.

- Что написано на карточке?

- Посмотрите, какой детали не хватает у клоуна?

- Приклейте клоуну один из шариков.

Красный – если вы решили – Я пойду в библиотеку и обязательно прочитаю эту книгу.

Синий – я пойду в библиотеку, но возьму книги других авторов.

Желтый – я не пойду в библиотеку. Мне это не интересно.

- Спасибо за урок. Я закрываю саквояж, но в нем столько осталось интересного. В нем целый мир радостей, приключений , о которых можно прочитать в этих замечательных книгах Э.Успенского.