Аннотация:
В докладе представлена работа МОУ «Гимназия №3 г.Горно-Алтайска» по внедрению ИКТ в образовательный процесс. Проанализирован уровень оснащенности компьютерной техникой и готовность педагогов к работе в условиях компьютеризации образовательного процесса. Представлены пути решения проблем через организацию методической поддержки педагогов. Показаны различные виды использования компьютера на уроках и в организации внеурочной деятельности.
Проблема:
Внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс идёт медленно. На невысоком уровне осуществляется обучение педагогов. Не все преподаватели обладают навыками пользователя ПК и поэтому испытывают трудности в организации своей педагогической деятельности, не могут в полноценно использовать компьютерные технологии, что требует постоянной их подготовки и методической поддержки со стороны администрации гимназии.
Пути решения:
Для оптимального использования компьютера в образовательном процессе гимназии решается целый ряд организационно-педагогических проблем, таких как определение форм использования компьютера в урочной и внеурочной работе и подготовка педагогов к работе с компьютером.
В работе заместителя директора по информатизации школьного образования обязательным компонентом является оказание консультативной и методической помощи учителям-предметникам. Для того чтобы как можно более полно использовать материально-техническую базу, с учителями постоянно проводятся семинары и практикумы.
В 2008-2009 учебном году были проведены следующие семинары:
- практическое занятие для учителей по освоению программы MyTest;
- семинар-практикум Microsoft Office PowerPoint;
- семинар-практикум «Создание Web-страниц»;
- семинар «Образовательные ресурсы сети Интернет», практические занятия;
- практическое занятие по использованию интерактивной системы eBeam Interact.lnk.
- круглый стол «ИКТ в начальной школе»;
- круглый стол «Применение интерактивной доски SmartBord на уроках естественно-научного цикла»;
- семинар-практикум «Почтовый ящик. Регистрация. Отправка письма»;
- семинар-практикум «Сеть творческих учителей. Регистрация в сети»;
- семинар «Ресурсы сервера гимназии».
Гимназия реализует следующие модели информатизации образовательного процесса:
- использование готовых электронных пособий;
- выступление с опорой на мультимедиа презентацию;
- электронные тесты;
- ресурсы сети Интернет.
Работа с готовыми электронными изданиями.
В медиатеке гимназии есть такие виды пособий, как:
- электронные учебники;
- электронные энциклопедии, справочники;
- игровые программы для детей;
- электронные карты и атласы;
- задачники;
- тренажеры;
- тесты;
- готовые уроки;
- методические пособия для учителя и мн. др.
Выступление с опорой на мультимедиа презентацию.
Неотъемлемой частью образовательного процесса стали уроки-презентации. Часто на уроках приходится выносить на доску большое количество различного материала, как с использованием мела, так и бумажных. Это занимает большое количество времени и места на доске. Такое неудобство легко разрешается с помощью слайдовых презентаций.
Повышается эффективность урока: активизируется восприятие материала обучающимися за счет слуха и зрения, учитель может применить за урок существенно больший по объему и разнообразию материал.
Электронные тесты.
Электронные тесты, в отличие от обычных тестов на бумажных носителях, позволяют сразу же получать, фиксировать и анализировать результат. Учитель может использовать готовые электронные тесты или создавать свои. Даже при наличии одного компьютера в кабинете, во время урока можно протестировать до 10-и учеников, а заодно решается проблема накопляемости оценок.
Ресурсы сети Интернет.
«В настоящее время начинается освоение и использование коллекций цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и учебно-методических комплексов (УМК) нового поколения.
Создается большое количество цифровых информационных источников и инструментов, размещаемых в специальном хранилище и доступных каждому школьнику и педагогу, родителю и методисту. Это хранилище работает с 1 сентября 2006 г. по адресу в сети Интернет http://www.school-collection.edu.ru/. Постоянно пополняемая и обновляемая национальная коллекция цифровых образовательных ресурсов должна стать своеобразной "электронной Ленинкой". Каждый учитель может подобрать из хранящихся здесь объектов материал к своему уроку или курсу.»[1]
Учителя гимназии применяют ИКТ в разных условиях, когда кабинет оборудован:
- 1 компьютер;
- 1 компьютер, интерактивная доска, проектор;
- компьютер, проектор, экран;
- компьютерный класс.
Наиболее выгодный вариант для учителя-предметника – это интерактивная доска (в гимназии их 7). «Интерактивные SMART-технологии — это уникальный инструмент для смены парадигмы образования с репродуктивной на креативную...» [2].
В режиме интерактивной доски учителя гимназии используют готовые электронные пособия, выступление с опорой на мультимедиа презентацию, электронные тесты, ресурсы сети Интернет и непосредственно виртуальные уроки.
Результаты:
Количество учителей, применяющих ИКТ на уроках и внеклассной работе постоянно или периодически, составляет 41% (31 педагог), из них 16 педагогов повысили квалификацию в своих предметных областях по использованию ИКТ на уроках.
На школьном сервере сформированы папки по методическим объединениям и предметным кафедрам с материалами ресурсов сети Интернет http://www.school-collection.edu.ru/, http://www.englishmedialab.com, http://www.manythings.org/lulu/d1.html#, http://forums.longman.com/, http://www.itests.com/, http://www.pearsonlongman.com/, созданы коллекции презентаций учителей-предметников, установлены готовые программные продукты. По локальной сети учителя имеют возможность использовать ресурсы сервера непосредственно на уроках в своих кабинетах.
Участвуя в Открытый урок и Портфолио мы получаем электронные версии работ всех участников фестивалей.
Включив компьютер в учебный процесс, учитель экономит время урока, тем самым, увеличивая плотность урока и объём выполненных заданий; реализуется принцип наглядности, что очень важно для учащихся начальных классов; становится намного проще управлять неустойчивым вниманием детей, возрастает интерес и повышается активность учащихся на уроке.
Литература:
- Всероссийский интернет-педсовет 03.09.2007 http://pedsovet.org/
- Сергей Кувшинов, директор Института новых образовательных технологий и информатизации РГГУ.