Конспект занятия по экологии “Беседа об осени”
Программное содержание:
- Обобщить и систематизировать знания детей об осени; продолжать учить их выделять характерные признаки основных периодов сезона; продолжать учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием корма для животных и приспособленностью их к зиме;
- Развивать речь детей, память, внимание, экологическое мышление; формировать чувство эмоциональной близости с природой, умение видеть её красоту;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Картинка с изображением осеннего пейзажа, картинки с изображением признаков осени;
- Картинки с изображением разных периодов осени;
- Календарь наблюдений за погодой и природой;
- Клубок ниток;
- Декорации осеннего леса и реки;
- Разрезная картина “Водоём осенью”;
- Картонные листья зелёного, жёлтого и красного цветов, поделки, аппликации из листьев, репродукции картин художников об осени.
Предварительная работа:
- Ежемесячные наблюдения за погодой и состоянием живой природы (на третьей неделе каждого месяца), ведение календарей наблюдений;
- Пословицы и поговорки об осени, народные приметы, чтение В. Бианки “Синичкин календарь (об осени); разучивание стихотворений об осени;
- Экскурсии;
- Игра – опыт “Зимующие птички”;
- Изготовление поделок из природного материала, аппликаций из листьев, рисование осенних пейзажей.
Ход занятия
Воспитатель беседует с детьми об их настроении в эти последние осенние дни, о том, какое это красивое время года.
Воспитатель: Чем же осень отличается от других времён года? (Прикрепляет на доску или фланелеграф картинку с изображением осеннего пейзажа).
Дети перечисляют признаки осени, выбирают соответствующие картинки и прикрепляют их вокруг осеннего пейзажа. Направляет ход ответов детей так, чтобы в начале они называли изменения в неживой природе (дни становятся короче, солнце светит и греет меньше и т.д.), а затем – в живой природе как следствие изменений в неживой.
Воспитатель: Я хочу рассказать вам про мальчика Сашу. Послушайте.
“Мама купила саше новую книжку. В ней были три картинки. На первой деревья стояли с жёлтыми листьями. Такие же листья покрывали землю. Светило солнце, и деревья казались золотыми. Весёлая была картинка. На второй картинке листьев на деревьях было меньше, небо затянули тучи, шёл дождь. Грустная была картинка. А на третьей картинке почти все деревья стояли голые, только дуб не сбросил свою листву. Опавших листьев было много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружился и медленно падал на землю первый снег.
- Как называется первая картинка? – спросил
Саша маму и показал на первую.
- Осень, – прочла мама.
- А эта? – показал Саша на вторую картинку.
- Осень, – опять прочитала мама.
- А эта? – спросил Саша про третью картинку.
- Осень, – опять прочла мама.
Почему про осень нарисованы три разных картинки?
Дети: Потому что на картинках нарисованы разные периоды осени или разные месяцы.
Дети раскладывают картинки по порядку. Рассматривание и обсуждение календарей наблюдений за погодой и природой на участке детского сада, народные названия месяцев осени, приметы.
Воспитатель: А что же происходит сейчас в лесу?
Ответы детей.
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться сегодня в осенний лес. Приведёт нас туда волшебный клубочек.
Воспитатель бросает клубочек, дети идут по нитке друг за другом. Подходят к декорациям, изображающим осенний лес.
Воспитатель: Вот мы и пришли в осенний лес.
Стихотворение “Осень краски взяла…”.
Воспитатель: Чем же пахнет в осеннем
лесу?. Вдохните поглубже.
Дети: в лесу пахнет опавшими листьями.
Воспитатель: Почему осенью листья
желтеют и опадают?
Дети: На листья осенью падает меньше
света, поэтому зелёные зёрнышки в них не успевают
восстанавливаться и остаются только жёлтые
зернышки или красные. Потом листья опадают,
наступает листопад, потому что в листьях к осени
скапливаются вредные вещества. А ещё, если листья
не опадут, то зимой ветки могут сломаться от
тяжести снега.
Воспитатель: Попрощаемся с осенними листьями – поиграем с ними. Мы соберём из них три веночка – зелёный – сентябрьский, жёлтый – октябрьский и багряный – ноябрьский.
Игра с листьями.
Дети делятся на три команды, каждая из них собирает свой веночек.
Воспитатель: Почему не видно
насекомых в лесу?
Дети: Насекомые все спрятались в
укрытия до весны – под кору деревьев, в опавшую
листву, муравьи укрылись в муравейнике.
Воспитатель: Что делают осенью ящерицы,
змеи, мыши, хомяки?
Дети: Ящерицы и змеи спрятались под
корягами или в норках до весны. У мышей и хомяков
тоже есть норки.
Воспитатель: Почему в лесу так тихо,
совсем не слышно птичьих голосов?
Дети: Потому что птицы, которые не
смогут найти себе корм зимой, улетают в тёплые
края. Остаются те птицы, которые смогут найти
себе корм зимой.
Воспитатель: Что для птиц является
сигналом к отлёту, ведь ласточки улетают еще
задолго до того, как исчезнут все летающие
насекомые?
Дети: Сигнал для птиц – это день,
который осенью начинает становиться короче.
Воспитатель: Что же делают звери осенью?
Дети: Все звери осенью готовятся к зиме: у них вырастает подшёрсток, они утепляют свои норки, делают запасы на зиму, медведи, ежи ложатся в спячку до весны, потому что им нечего есть зимой.
Воспитатель: Да, ребята, осень уже вовсю похозяйничала в лесу, но никого нисколечко не испугала, потому что все приготовились к зиме. Покончив с раздеванием леса, осень студи и студит воду. Жизнь в ней оскудевает. Пройдём к реке и посмотрим, что же происходит там, под водой.
Дети подходят к декорациям, изображающим реку. Находят там разрезанную на несколько частей картину с изображением того, что делают осенью речные обитатели. Складывают её.
Воспитатель: Что же осенью делают
обитатели водоёма?
Дети: Рыбы сбиваются в стаи в омутах,
лягушки зарываются в тину, в ил, раки прячутся под
корягами.
Воспитатель: Интересная прогулка у нас
получилась, не правда ли? А теперь нам пора
возвращаться в детский сад.
Возвращаются в детский сад по той же ниточке.
Воспитатель: Осень вдохновляет людей на стихи, о ней сочиняют музыку, пишут картины. Вы сами не раз рисовали её, делали поделки из природного материала, аппликации из листьев.
Под аудиозапись Октябрь” из альбома Времена
года” П. Чайковского дети рассматривают поделки,
аппликации, репродукции картин об осени.
Читают стихотворения.
Раздаётся стук в дверь.
Голос из-за двери: Вам посылка и телеграмма с огорода.
Воспитатель берёт телеграмму, читает её.
“С полей, садов, огородов собран весь урожай. Теперь повсюду на прилавках городских рынков сочные спелые плоды: крупные кочаны светло-зелёной капусты, ряды оранжевой моркови, горы картофеля, толстые тыквы, спелые яблоки. Приятного вам аппетита”.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой прекрасный подарок прислали нам с пригородного сада (показывает детям корзину с яблоками, угощает их).
Разная бывает осень – весёлая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодным ветром и заморозками. Но мы все очень любим осень, правда?
Дети: Да, мы любим осень за урожай, за
красоту, за редкие тёплые дни. За то, что всё живое
осенью успевает приготовиться к зиме.
Воспитатель: Да, правильно, ребята. Уже
совсем скоро расстелится снеговая перина –
хранительница тепла для зимующих растений,
живительная влага. Наша беседа об осени
закончилась, отдыхайте.
Осенние спортивные соревнования на лесной поляне
Развлечение для детей подготовительной к школе группы
Программное содержание:
- Обеспечить оптимальный двигательный режим детей в течение развлечения;
- Предоставить детям возможность применять двигательные навыки, знания и
- Умения, приобретённые на физкультурных занятиях, и экологии;
- Прививать любовь к занятиям физкультурой и спортом, развивать ловкость,
- Быстроту и смекалку;
- Воспитывать чувство коллективизма, умение управлять своей деятельностью.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: большие мячи 4шт., стойки 2шт. высота 50 см., обручи 4шт., дощечки р.25х35см., картонные кружочки по количеству детей, 2 кленовых картонных листочка, 2 картонных огорода, 2 мешочка с овощами, гимнастическая скамейка 2 шт., гимнастические палки 10 шт., эмблемы участникам соревнований, фрукты для угощения.
Зал украшен осенними листьями (лесная поляна).
В развлечении принимают участие:
Дети – группа детей, которые делятся
на две команды – “зайчата” и “лисята";
Взрослые – воспитатель, осень.
Ход занятия
Воспитатель с детьми заходят в зал.
Воспитатель. Как хорошо в лесу! Какая замечательная поляна!
Здравствуй, лес, осенний лес.
Полон сказок и чудес.
Ты о чём шумишь листвою
Ночью темной, грозою?Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Всё открой не утаи.
Ты же видишь – мы свои.
Правда, дети?
Дети. Да.
Воспитатель. Мы пришли с вами в лес
отдохнуть.
Дети. Набраться сил, подышать свежим
воздухом.
Воспитатель. Провести осенние
соревнования, показать свою ловкость, силу,
выносливость, смекалку. Но все ли вы помните
правила поведения в лесу? Что можно и чего нельзя?
(Дети говорят о бережном отношении к природе).
Воспитатель. Молодцы. Я думаю, что лес
нас примет и предлагаю вам превратиться в
жителей леса “зайчат” и “лисят” Вы согласны.
Дети. Согласны.
Воспитатель. Рано утром просыпаются и
зарядкой занимаются мальчики и девочки, зайчики
и белочки. Вправо, влево повернись, в “лиса”,
“зайца” превратись!
Посмотрите дети в красных маячках, “лисята”, а в белых “зайчата”.
Звучит музыка, кружась в вальсе и напевая в зал, входит Осень.
Воспитатель. Кто же это?
Дети. Осень!
Осень. Да, я Осень. И рада приветствовать
вас всех на этой поляне, а участникам
соревнований я желаю удачи и побед. Вот вам
задания (конверт).
Ведущий. Спасибо Вам за добрые слова. Я
прошу Вас судить наши соревнования. (Осень
проходит в жюри).
Но прежде чем начать соревнования надо размяться, вспомним “Весёлую зарядку”.
Звучит полька, дети выполняют комплекс
упражнений “Весёлая зарядка”.
Комплекс упражнений с элементами ритмической
гимнастики.
Музыкальное оформление, полька.
- И.п. о.с. 1-8 – хлопают в ладоши.
- 1-8 руки дугами через середину в стороны, 8 шагов вперёд.
- 1-8 вернуться, руки на пояс.
- И.п. стойка ноги вместе руки на пояс.
- 1-8 – прыжки на месте.
- И.п. см.№4. На 1 – поворот туловища с приседанием влево, 2 – И.П. – 3-4 – повторить тоже вправо – 8 раз.
- И.п. стойка ноги вместе, кисти рук на голове.
- 1-8 – покачивание головой влево, вправо.
- 1-8 – ритмичные хлопки, вправо, влево.
- 1-8 – руки через стороны вверх, ладони смотрят друг на друга, ритмично отрываем пятки от пола, ладони отвернулись друг от друга, на этот же счет опустить руки.
В одну шеренгу становись! Равняйсь! Смирно! Направо! К месту старта шагом марш!
(Дети строятся у стоек в соответствии с эмблемой на груди).
Передай литок.
Бег змейкой между стойками, вернуться обратно бегом, передать кленовый листок другому участнику эстафеты. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.
Принеси морковку.
Бег на четвереньках до обруча взять морковку, обратно бегом, морковь в обруч у стойки.
С кочки на кочку.
Воспитатель. Дождь, слякоть осенью – обычное дело. После дождя лужи. Пройди не замочи ног.
Передвигаться помощью дощечек, до стойки и обратно.
Подвижная игра “Птицы летят”.
Ведущий. Осенью птицы улетают в тёплые края, а прилетев, находят себе домик. Картонные кружочки – это домики. В домике живут по две птицы. На слова птицы летят, дети свободно двигаются по залу, изображая птиц. На слова птицы прилетели, дети занимают домики. Птицу, которой домик не достался, называют бездомной. Если детей чётное количество, из детей выбирается ведущий и меняется. Игра повторяется 3-4раза.
Ведущий. Мы немного отдохнули. И я снова приглашаю участников соревнований к месту старта.
Посади и убери урожай.
2 картонных огородика, 2 мешочка с овощами. Каждый овощ растёт на своей грядке. Один ребёнок сажает, другой собирает. Из рук в руки передаётся мешочки.
В посадке овощей участвуют мышцы рук. Я думаю к этой эстафете надо подготовиться, проведем пальчиковую гимнастику.
Первыми начнут “зайчата”.
Пальчик мой – 2р (показывают большой палец на двух руках)
Поиграй-ка ты со мной (“фонарики”)
Пальчик раз – 2р (показывают указательный и средний)
Вышел заинька у нас.
Ушки длинные у зайцев из кустов они торчат (сгибают и выпрямляют пальцы)
Он и прыгает, и скачет (сгибают и выпрямляют 4пальца, кроме большого)
Веселит своих зайчат (хлопают в ладоши).
“Лисята”.
Шла лисичка по тропинке (каждый пальчик касается большого)
И несла грибы в корзинке (на последние слова кисти рук в кулак)
Пять опят и пять лисичек (сгибают и разгибают пальцы рук)
Для лисят и для лисичек (встряхивают кисти рук).
Воспитатель. Самым последним овощем убирают капусту после первого мороза, чтобы она была сладкой и сочной.
Урожай капусты.
Игроку даются 2 больших мяча, надо обойти препятствие и вернуться, передать мячи (“капусту”) следующему игроку.
Ходьба по гимнастической скамейке с мячами в руках, перешагивают дугу, возвращаются, преодолевают препятствие – перешагивая через гимнастические палки.
Воспитатель. Вот и подошли к концу наши соревнования. И прежде чем жюри назовет победителей, мы отдохнём.
Психогимнастика “Осенний букет”.
Звучит музыка “Одинокий пастух”.
Сядьте на пол так, чтобы ноги касались ног товарища. У нас получилась середина цветка. Лягте, ладони рук касаются товарищей. Руки и туловище – лепестки. Закройте глаза, представьте, что вы осенние цветы, растущие на поляне. Каким бы цветком вы хотели быть? В нашем букете наверняка есть нежная хризантема, махровая астра, пушистый агератум, солнечная бархотка, найдётся и место яркой кисти рябины, кленовому листочку. Мы большой красивый осенний букет.
Все растения дружат между собой, и я хочу, чтобы и вы подружились. И свою красоту, и доброту дарили людям. Я сосчитаю до трёх, и вы откроете глаза. 1,2,3 – поднимаемся, потянулись, встаём.
Воспитатель. Посмотрите мы снова в стенах нашего любимого детского сада.
Жюри подводит итоги. Осень угощает всех яблоками.
Литература:
- Дошкольное воспитание. 2006. №7.
- Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста./ Сост. О.А.Воронкевич. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2003.
- О.Б.Казина Весёлая физкультура для детей и их родителей. Ярославль. Академия развития: Академия холдинг,2005.