Задачи:
- продолжить создавать представление учащихся об основном законе страны – Конституции РФ;
- способствовать формированию правовой культуры учащихся через знакомство с основными правами и обязанностями граждан РФ;
- развивать творческие способности учащихся через первичные представления о методе создания проектов и их защиту.
Оформление: муляж Конституции РФ, название главы 2 Конституции РФ.
Оборудование: Конституция РФ (по количеству детей), отдельные карточки с записями прав и обязанностей граждан РФ для размещения на доске, карточки с иллюстрациями различных нарушений прав сказочных героев (взяты из пособия «Изучаем права»), заготовки для творческой работы, магнитофон с записью спокойной классической музыки.
Ход классного часа
Звучит гимн Российской Федерации.
Учитель: Мы продолжаем листать страницы Конституции России. Сегодня мы познакомимся с содержанием главы второй Конституции РФ – «Права и свободы человека и гражданина». Вы уже говорили о правах людей, учащихся. Мы узнаем, какими правами и свободами обладает и может пользоваться каждый гражданин Российской Федерации. Об этом нам расскажут статьи Конституции (17-64).
Давайте откроем Конституцию и прочитаем статьи 17 и 19. О чём говориться в данных статьях?
Заслушиваются ответы учащихся.
- Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
- Когда мы осуществляем свои права, мы не можем нарушать права и свободы других людей.
- Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка и т.д.
Учитель: Какие же права и свободы даны гражданам России?
Учащиеся по очереди вслух зачитывают статьи 20, 22, 23,27, 35, 40, 41, 42, 43, 44, одновременно на доске вывешиваются записанные крупными буквами права и комментируются учащимися (если есть необходимость, то при помощи учителя).
Например, статья 20 «Каждый имеет право на жизнь».
- Как вы понимаете это право?
- Приведите примеры нарушения данного права.
Выслушиваются ответы детей.
Далее учащимся раздаются иллюстрированные примеры различных нарушений прав сказочных героев на специальных карточках, они должны найти и указать нарушение, а также назвать того, кто нарушает права героев и почему или сюжеты из жизни людей и прокомментировать их).
Раздаётся стук в дверь, заходит группа детей (заранее подготовленные дети из старших классов).
- Здравствуйте.
Учитель:
- Здравствуйте. Вы, наверное, ошиблись.
- Ребята, вы приглашали кого – нибудь на наше мероприятие?
- Нет, мы не ошиблись. Здесь говорят о правах людей. Мы то, о чём иногда забывают граждане, реализуя свои права – мы – обязанности граждан России.
Учитель: Какие еще обязанности?
-Ребята, вы слышали что-нибудь об обязанностях? А что такое обязанности?
Выслушиваются ответы детей.
Учитель: Хорошо, расскажите нам об обязанностях.
Старшеклассники рассказывают об обязанностях граждан России и прикрепляют к доске записи обязанностей.
- В ст. 42 Конституции РФ говориться о том, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. А кто же будет заботиться о ней? Конечно, все граждане нашей страны должны заботиться о природе, беречь её.
- В ст. 44 говорится о том, что мы имеем право на участие в культурной жизни и можем пользоваться учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям. Например, мы можем посещать библиотеки, памятники, но мы обязаны и заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь его.
- Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Для того, чтобы наша страна процветала, граждане должны платить налоги – они идут на то, чтобы мы могли реализовать свои права, например, на образование и медицинское обслуживание.
- Долг и обязанность гражданина – защищать Отечество. Мальчики, достигнув 18 лет, пойдут служить в армию, чтобы в случае необходимости защитить нашу Родину от врага.
- Когда вы станете родителями, вы воспользуетесь правом воспитывать своих детей, но это будет и вашей обязанностью. Дети тоже должны позаботиться о своих нетрудоспособных родителях.
- Граждане России должны выполнять и соблюдать законы, установленные в нашей стране – это тоже наша святая обязанность.
Учитель: Ребята, давайте поблагодарим уважаемые обязанности, за то, что они напомнили нам о себе и пригласим их продолжить работу вместе с нами.
Старшеклассники садятся за парты.
Учитель: Ребята, давайте найдем в Конституции статью, в которой говориться о том, с какого возраста вы можете самостоятельно и в полном объёме осуществлять свои права и выполнять обязанности?
Дети работают с текстом Конституции, старшеклассники им помогают.
Заслушиваются ответы детей.
- В ст. 60 Конституции РФ говориться, что в полном объёме осуществлять свои права и выполнять обязанности мы сможем, достигнув 18 лет.
Учитель: А есть ли права, которыми вы уже пользуетесь, и обязанности, которые вы уже можете выполнять? Давайте попробуем выяснить это.
Класс делится на две группы:
- Мои права.
- Мои обязанности.
У каждой группы на столах заготовки записей прав или обязанностей, рисунки, фотографии, принадлежности для оформления.
Задание для первой группы. Подумайте и выберите из перечня прав те, которыми, как вы считаете, вы уже пользуетесь и реализуете. Приведите примеры. Подберите картинку и подпись к каждому из прав из заготовок на вашем столе.
Задание для второй группы: Из перечня обязанностей выберите те, которые вы уже сейчас, будучи детьми, выполняете или можете выполнять, подберите картинку к каждой обязанности и подпись.
Для обеих групп: у вас должны получиться яркие красочные плакаты, которые бы рассказывали нам о наших правах и обязанностях (Это ваши мини – проекты, которые отразят ваше коллективное творчество в понимании данной темы).
Учащиеся работают над плакатами (играет тихая классическая музыка - музыкальный фон позволяет поддерживать творческую атмосферу). Учитель и старшеклассники оказывают им помощь.
Подводятся итоги работы. Вывешиваются плакаты, представители от каждой группы защищают своё творчество, отвечают на вопросы (см. приложение).
Примеры дополнительных вопросов: 1. Защищать Отечество вы еще не можете, но что можно сделать, чтобы подготовиться к этой обязанности?
Ответы:
- вести здоровый образ жизни
- заниматься спортом, чтобы стать сильными и ловкими и др.
Учитель: вы успешно справились с поставленной перед вами задачей, хочется надеяться, что каждый из вас – настоящий гражданин, знающий свои права и не забывающий об обязанностях.
А теперь я раздам вам карточки, на которых только первая часть фразы, а остальную часть добавьте сами, применяя знания, полученные на занятии.
Примеры карточек для рефлексии:
- «Я не задумывался о том, что важнее: права или обязанности, но теперь могу сказать…».
- «Меня, как гражданина России, особенно удивило то, что…».
Учитель предлагает зачитать несколько вариантов ответов.