Интегрированный урок (английский язык + обществознание) для 10-го класса по теме "Один день в британском парламенте"

Разделы: История и обществознание, Иностранные языки


Цели урока:

Образовательная – систематизировать знания обучающихся о политической системе в целом (на примере сравнительного анализа Британской и Российской ее моделей), о функциях, структуре и значении отдельных элементов аппарата государственного управления;

Развивающая – продолжить выработку информационно-коммуникативной компетентности обучающихся посредством вариативной продуктивной деятельности с информацией в различных формах;

Воспитательная – способствовать формированию интереса к актуальным проблемам политики, ответственного отношения и собственной активной гражданской позиции по ключевым вопросам государственного управления.

Задачи:

  • Совершенствовать лексические навыки;
  • Развивать монологическую и диалогическую речь;
  • Развивать способность сравнивать, формулировать выводы из полученной информации.

Ведущие методы и приемы деятельности учителя (обучения): при создании и практической реализации данного интегрированного урока были использованы элементы технологии объяснительно-иллюстративного обучения, личностно-ориентированной технологии обучения, а также технологии развивающего обучения и технологии развития критического мышления.

Тип урока: комбинированный, но из-за большого объёма изучаемого материала основным его звеном является этап изучения нового материала.

Вид урока: мультимедийный.

Задания, используемые в разработке урока, соответствуют типовым задания КИМ ЕГЭ по предметам, а технологии предлагаемые авторами окажутся наиболее эффективными при подготовке к ЕГЭ, по сравнению с традиционными.

Одно из заданий по тексту на английском языке требует от обучающихся установить соответствие приведенных утверждений по прочитанному тексту (верно/неверно); другое задание предполагает восстановление в тексте на русском языке пропущенных слов из числа предложенных на английском языке; предусмотрены также лексико-грамматические задания на частичный перевод текста и установление структурно-смысловых связей в тексте.

Ожидаемые результаты. В результате изучения темы “Политическая система” учащиеся смогут:

  • Давать определение понятиям: политическая система, монархия республика, их типы, ветви власти, устройство исполнительной, судебной, законодательной власти, демократия;
  • Характеризовать органы власти, определять основу для характеристики,
  • Осуществлять поиск социальной информации;
  • Формировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы о принципах демократического правления, современной структуре политической системы;
  • Оценивать действие субъектов политической жизни с точки зрения моральных, правовых норм;
  • Совершенствовать навык чтения на английском языке с детальным пониманием и извлечением конкретной информации;
  • Описывать на английском языке структуру Британского парламента и его работу.

Структура урока:

  1. Организационный момент —>
  2. Контроль знаний и умений —>
  3. Актуализация межпредметных (обществознание + английский язык + Всеобщая история) и внутрикурсовых связей (обществознание) —>
  4. Изучение нового материала (мультимедийное сопровождение) —>
  5. Первичное повторение и закрепление новых знаний на уровне воспроизведения —>
  6. Систематизация и обобщение новых знаний на преобразующем, творческом уровне —>
  7. Подведение итогов урока, организация домашнего задания.
Этапы урока Ведущие приемы, способы и методы деятельности Деятельность обучающихся
Деятельность учителей английского языка и обществознания
1. Организация групп обучающихся, предварительная мотивация к учебной деятельности. Включение в работу.
2. Учителем создается проблемная ситуация, требующая сравнительной характеристики Российского и Британского парламентов, на основе ранее полученных знаний из курсов общеобразовательных предметов – Всеобщей Истории, Обществознания, Правоведения. Обучающиеся на основе знаний Российской Конституции дают сравнительную характеристику полномочий российского Президента и королевы Великобритании.
3. Кластер, активизация ранее полученных знаний. Графически фиксируют информацию.
4. Инсерт, разноуровневые тексты. Маркируют текст, дифференцированная работа с информацией.
5. “Верно-неверно”, заполнить пропуски. На основе полученных знаний на уроке проходит первичное закрепление материала.
6. Синквейн, кроссворды. Демонстрируют полученные знания в творческой форме.
7. Оценка деятельности, вариативное домашнее задание. Задание на выбор.

Ход урока

I этап. Вступительное слово учителей (слайды 1-9).

Учитель английского языка: Dear girls and boys, we’ve already learnt some things about Great Britain such as its population, the climate, the educational system, some facts from its history. But today we'll also know about the British political system. So today we’ll spend one day in the British Parliament. It’s rather a difficult topic, that’s why we have an unusual lesson today. Your teacher of history will help us examine this problem.

Слово учителя обществознания: сегодня нам предстоит познакомиться с политической системой современной Британии, с отдельными ее элементами (Британским парламентом, историей его возникновения) вы уже знакомы из курса Новой истории (7-8 класс), также вам пригодятся ваши знания англо-саксонской системы права, полученные вами на уроках правоведения совсем недавно, и, конечно, же мы не обойдемся без знаний Российской Конституции, основы основ российской политической системы, с основными элементами и механизмами которой вы уже успели познакомиться на уроках обществознания.

II этап. Контроль домашнего задания (слайды 10-19).

Первый ученик дает характеристику основных элементов российской политической системы, далее учитель обществознания характеризует политическую систему современной Британии по ключевым признакам (форма правления, разделение властей, и тд.), после чего создается проблемная ситуация (задается вопрос), для разрешения которой требуется провести сравнительную характеристику указанных систем – российской и британской.

Политическая система современной Российской Федерации Политическая система современной Великобритании
“Республика” (“общее дело”) – это такая форма правления, при которой органы власти формируются выборным путем.

В РФ действует важный принцип демократии —выборность органов государственной власти и главы государства на определенный срок. А также источником власти является народ. Это закреплено в Конституции РФ (ст. 3 часть 1).

В РФ действует механизм разделения властей на исполнительную, законодательную, судебную.

В Конституции РФ закреплены права и свободы человека и гражданина — как отдельной личности, так и социальных образований, в которых проявляется эта личность (ст. 2).

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что Россия — демократическое государство.

Конституционная монархия – форма правления, основанная на конституционной системе, которая признает выбранного или наследного монарха в качестве главы государства.

Великобритания является парламентским демократическим государством во главе с конституционным монархом Елизаветой II. Британская конституция не отражена в едином документе, а состоит из комбинации законов и конвенций. Ее абсолютная власть на сегодняшний день сильно ограничена парламентом. Он является высшей законодательной властью в Британии, а премьер-министр — реальным главой государства. Парламент состоит из Палаты общин и Палаты лордов. Главные выборы членов парламента проводятся один раз в пять лет. Правительство формируется партией, которая составляет большинство в Палате общин. Именно она определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. Премьер-министр назначает примерно сто министров, из которых двадцать составляют “Кабинет” — группу, принимающую основные политические решения. Вторая по численности партия формирует официальную оппозицию со своим лидером.

Согласны ли вы, что у Президента РФ гораздо больше полномочий, чем у королевы Великобритании?

Вариант ответа: Монарх является лишь неким символом единства нации и преемственности государственной власти. Тогда как Президент Российской Федерации имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (несомненно, в таких случаях он влияет на исход заседаний, т.к. Председателя Правительства он назначает сам по соглашению с Государственной Думой). Кроме того, наряду с парламентом Президенту РФ принадлежит право законодательной инициативы. То есть президент, будучи независим от ветвей власти, способен на них влиять. Президент способен также оказать влияние на судебную власть, т.к. представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ. Президента крайне сложно отрешить от должности, т.е. процедура импичмента в нормативном плане практически неосуществима. Это можно проследить по статье 93 Конституции РФ: “Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения”. Но президент сам представляет кандидатуры судей Верховного суда РФ и может распустить Госдуму. И если Совет Федерации не поддержит предложение Госдумы снять президента с поста, то, вероятно, так и произойдет. Поэтому депутаты Госдумы сильно рискуют, предлагая отстранить президента.

III этап. Учитель английского языка: What is associated with the word “parliament”? (слайд 20).

На этапе актуализации (вызов) знаний обучающиеся работают (в группах) над кластером, активизируя имеющиеся знания по данному вопросу, после чего презентуют результаты своей деятельности. Важно акцентировать внимание обучающихся на ключевых элементах британской политической системы – Палате Лордов и Палате Общин.

IV этап. На этапе изучения нового материала (осмысление) необходимо создать условия осмысления новой информации с учетом разного уровня обученности применяем дифференцированный подход, используя 2 текста на английском языке (базового и повышенного уровня сложности) и 1 текст на русском языке (слайд 21).

Затем используется приём “инсерт”, когда по мере чтения текстов учащиеся заполняют таблицу, маркируя текст значками (учитель имеет возможность контролировать и корректировать самостоятельную деятельность обучающихся по получению новых знаний):

V – уже знал have already known
+ – новая информация new information
- – не знал, думал иначе didn’t know, thought differently
? – не понял didn’t undestand

 

V + - ?
       

Текст на английском языке для 1-й группы (приложение 1).
Текст на английском языке для 2-й группы (приложение 2).
Текст на русском языке для 3-й группы (приложение 3).

Дальнейшая работа на уроке выстраивается по результату заполнения таблицы, обращая внимание, прежде всего, на информацию, занесенную обучающимися в графы таблицы “Не знал, думал иначе” и “Не понял”.

V этап (слайд 22-23). Первичное повторение и закрепление новых знаний (рефлексия) осуществляем следующим образом:

Let’s see what you have learnt about the British Parliament now.

I. Fill in the gaps.

  1. In the UK there is no president, the Queen is … of the … .
  2. There are two Houses in the Parliament: … and … .
  3. People who sit in the … Commons are called … .
  4. People who sit in the … Lords are called … .
  5. British people … for MPs at a general … .
  6. The party which wins a general … forms the … and their leader becomes … .
  7. After the Queen approves the bill, it becomes … .

__________________________________________

  1. The head, state.
  2. The House of Commons, the House of Lords.
  3. House of, Members of Parliament (MPs).
  4. House of, life peers.
  5. Vote, election.
  6. Election, the government, the Prime Minister.
  7. Law.

II. Say true or false.

  1. The British Parliament sits in 2 buildings.
  2. There is a general election when the Queen decides.
  3. The Queen rules the country in fact.
  4. Members of the House of Commons never make important decisions.
  5. Life peers get into the House of Lords because their parents were rich.
  6. The United Kingdom is a monarchy.
  7. If the Queen disagrees with a bill, she has to approve it.
  8. Every member of the House of Lords and the House of Commons is called an MP.

На творческом уровне закрепления знаний обучающимся предлагается составить синквейн и разгадать кроссворд.

VI этап (слайды 24-30). Систематизация и обобщение новых знаний осуществляется на творческом уровне (приложения 4, 5, 6, 7).

VII этап. На этапе подведения итогов оценивается участие обучающихся в работе группы, дается задание на дом: на русском языке составить схему политической системы Британии, на английском – составить рассказ о своем путешествии по Британскому парламенту, используя новую лексику, изученную на уроке, применяя ранее полученные и уже имеющиеся знания.