Приемы педагогической поддержки младшего школьника

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: воспитание нравственных качеств личности младшего школьника.

Задачи: продолжить знакомство с качествами людей, помочь детям исследовать свои качества, изучить свои способности.

Оборудование: коробка (обклеена цветной бумагой), мягкая игрушка (сердечко красного цвета), белый лист бумаги на каждого ученика, цветные карандаши, наклейки “Сердечко”, два ватмана, диск с детскими песнями, маски лошади, курочки, белочки и трёх петушков.

Содержание классного часа направлено на формирование взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им. По сути, это первые шаги на пути взросления, который характеризуется наличием гармонии в стремлении принимать и отдавать.

Содержание классного часа соответствует возрастным особенностям младших школьников.

Результатом классного часа является умение сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей, быть успешным. Ситуация успеха каждого ученика – это один из факторов социализации учащихся.

Содержание занятия

Под музыку (песня Кота Леопольда “Если добрый ты”) дети входят в класс и встают в круг. В центре круга стоит коробка. Учитель предлагает отгадать, что в ней лежит. Дети рассматривают коробку, передают из рук в руки по кругу. Называют разные варианты.

Учитель загадывает загадки:

День и ночь оно
Словно бы заведено.
Будет плохо если вдруг,
Прекратится этот стук.

(Сердце).

Если не стучу,
То не живу.

(Сердце).

Дети достают из коробки мягкую игрушку в виде сердца. Учитель просит каждого ребёнка взять в руки “сердце” и рассказать, что он чувствует в этот момент (радость, тепло, нежность и т. д.).

Учитель: О чём сегодня мы будем говорить на классном часе?
Дети: О радости, нежности, о доброте, о сердце, о любви.

Учитель проговаривает тему классного часа, предлагает сесть за парты, прослушать сказку и обсудить её.

Пятерка и доброе сердце.

Жил-был на свете Петя-Петушок. Жил он с родителями, которые его любили. Он их тоже очень любил и поэтому старался радовать их. Когда Петушок подрос, у него выросли большие перышки, гребешок стал ярко-красненьким. И вот он пошел в школу. А там!.. Там он стал учиться, познакомился с новыми друзьями. Очень скоро его любимая учительница Совушка-Головушка стала ставить оценки. И когда Петушок получал пятерки, он очень радовался, рассказывал родителям, и они тоже были счастливы. Через некоторое время Петя стал хвастаться пятерками перед своими друзьями, родственниками. Сначала все за него очень радовались, давали конфеты, гладили по голове и хвалили.

Здесь учитель делает остановку для того, чтобы дети приготовились инсценировать отрывок сказки. Далее учитель продолжает читать за автора до слов И Петя пошёл домой. А дети играют роли Бабушки -Лошадушки, Пети-Петушка, Мамы-Курочки, Белочки-Леночки и двух друзей Пети-Петушка.

Но как-то раз, получив пятерку, Петя побежал домой, чтобы сообщить о ней родителям. По дороге домой его остановила Бабушка-Лошадушка и попросила: “Помоги мне, пожалуйста, донести сумку до дома. Мне очень тяжело”. — “Подожди, мне некогда, Я получил пятерку, бегу домой, чтобы рассказать об этом”. И побежал дальше. Когда Петя прибежал домой, мама с папой убирали курятник. Петя сказал им: Мамочка! Папочка! Я получил пятерку! Я молодец? Что я заслужил?”. Мама и говорит ему: “Ты умница, но сейчас мы должны убрать наш курятник. Не мог бы ты подмести свой уголок? А потом мы отпразднуем твой успех!” — “Нет, мам, потом: я бегу к друзьям. Я же пятерку получил, хочу поиграть”. И Петя побежал во двор. Там он увидел друзей, они что-то дружно обсуждали. Петя подбежал к ним и сказал: “Ребята, я получил пятерку! Здорово?” — Подожди ты со своими пятерками! Мы идем Старичку-Хомячку помогать”.

Петя побрел обратно. Он сильно расстроился, чуть ли не плакал: никто не захотел с ним   играть, все друзья от него отвернулись. Пятерка уже не приносила ему радости. Он пошел домой. По дороге увидел плачущую Белочку-Леночку. Он хотел пройти мимо, но вернулся: “Что же ты плачешь?” — Я... у меня все мои орешки рассыпались”. — “Не плачь, давай вместе соберем их, из-за этого не стоит плакать!” Они вместе собрали орешки, и Белочка вытерла слезки: Спасибо! Ты очень добрый! И Петя пошел домой. (Инсценировка заканчивается).

Никому, не говоря ни слова, не хвастаясь, он незаметно убрал свой уголок, перебрал зернышки и подмел крылечко. Забыв о пятерке, он побежал через двор к

Хомячку, нагнал своих друзей и стал им помогать. После итого Хомячок угостил их чаем с теплыми бубликами. И Петушок подумал: “Как хорошо! У меня опять есть друзья! А Хомячок рассказывает такие интересные истории!” Придя, домой, Петя почувствовал запах чего-то вкусненького. На кухне он увидел родителей. “Мы тебя ждем! Заходи скорее! Это для тебя!” На столе стоял пирог из самых лучших зернышек, а на пироге было выложено “Спасибо!”. “Ой, а за что?” — спросил Петя. “Ну, как же! Ты сегодня был таким молодцом! Убрал свой уголок, помог Белочке, она нам рассказала, и старичку Хомячку. И в школе получил пятерку! Это хорошо, что ты такой заботливый”, И Петя тоже сказал себе спасибо. Он понял, что не пятерка помогла ему, а доброе сердце.

Вопросы для обсуждения.

- Почему родители и все звери не очень-то и радовались оценке Петушка?
- Это было из-за того, что они его не любили, или по какой-то другой причине?
- Что понял Петя?
- Кто из героев вам понравился больше и почему?

Учитель подводит итог: “Доброта важное человеческое качество”.

После обсуждения сказки, учитель предлагает детям нарисовать рисунок к той части сказки, которая им больше всего понравилась.

(Во время самостоятельной работы звучит музыка).

Далее работа продолжается в парах. Дети обмениваются готовыми рисунками, внимательно рассматривают их и говорят друг другу о своих впечатлениях. Самостоятельная работа детей заканчивается выставкой рисунков с обязательной презентацией своей работы.

Учитель подводит итог творческой деятельности детей.

Рефлексия.

Учитель: Если среди нас есть добрые люди, если сегодня вы встретились с добротой, то наклейте наклейку с сердечком на левый ватман. А если нет, то на правый. (Ватманы закреплены на доске, в центре каждого контур сердца).

Дети аргументируют свой выбор.

Дети встают в круг. Учитель даёт им в руки “сердце” (игрушка) и просит поделиться с ним своими впечатлениями.

Классный час заканчивается песней “Дорогою добра”.

Литература:

  1. “Новые ценности образования”: Сб. Вып. З-М., 1995;
  2. Хухлаева О. В. “Тропинка к своему Я”.