Цель урока: способствовать полихудожественному развитию детей: поликультурной наблюдательности, восприимчивости, ориентированности, необходимых для осуществления жизнедеятельности и востребованных поликультурным социумом.
Задачи урока:
- Способствовать саморазвитию личности детей через видение и осмысление глубоких жизненных реалий в обсуждении зтико-эстетических и морально-нравственных проблем, заложенных в произведениях искусства, способствовать осуществлению перехода общественно-признанных ценностей в личностно-значимые через приобщение к произведениям искусства и различные виды художественной деятельности;
- Овладевать приемами вербальной и невербальной коммуникации через чувственные факторы, гармонизирующие сознание и бессознательную сферу личности детей; способствовать развитию творческого мышления и воображения через СО-бытие с произведениями искусства и выходу на креативное воплощение в исполнительских формах (сценической, изобразительной и музыкальной);
- Мотивировать и активизировать формирование художественных знаний, умений, навыков; закреплять знания о пропорциях фигуры человека; совершенствовать умения и навыки изображения фигуры человека в движении с передачей внутреннего состояния средствами скульптуры (лепки).
Оборудование:
Для учеников: пластилин, стеки, рабочие
доски, проволочный каркас для лепки, салфетки;
Для учителя: м\м проектор, музыкальная
аппаратура.
Зрительный ряд: Слайд-презентация: С.Т. Конёнков “Человек освобожденный (Самсон)”, “Коленопреклоненная”; В. Сидур “Жертвам насилия”; А.Портянко “Мемориальная композиция”; Р. Кульд “Икар”; фото мемориальных композиций родного города: Н.С. Ивлева “Воинам – строителям, участникам ледового перехода 1934 года”; А. Туманов “Комсомольцам 30-х г.г.”; В. Горевой, С. Кубасов, Н. Атаев “Первостроителям города” (Приложение).
Музыкальный ряд: А. Скрябин (Этюд № 12); С. Рахманинов (Концерт для фортепиано с оркестром № 2); И. Дунаевский (Увертюра к кинофильму “Дети капитана Гранта”); А.И. Хачатурян (Балет “Спартак”, фрагмент “Гибель раба. Восстание”); Н. Добронравов, Е. Крылатов (“Я верю только мачтам и мечтам” из телефильма “Валькины паруса”).
Эпиграф: “Высшим отличием человека является преодоление самых жестоких препятствий”.
(Л. Бетховен)
Ход урока
I. Оргмомент. Приветствие.
II. Вхождение в тему.
Учитель музыки:
- Сегодня мы продолжим разговор по теме “Преобразующая сила искусства”. В чем же сила искусства?
Ответы детей:
- Искусство несет людям радость, стремится сделать людей лучше, совершеннее. Оно дает возможность пропустить через себя чувства других людей и сделать их опыт своим.
Учитель музыки:
- К этому призывает и тема нашего урока: “Жить
надо с расправленными крыльями” (слайд №1). Эти
слова принадлежат русскому скульптору 20 века
Сергею Конёнкову. Как вы их понимаете?
- Но полет птицы не может быть планирующим,
постоянным, ровным – ей создают препятствия
ветер, скалы, море и другие преграды. Так же как у
птицы, у человека свои жизненные препятствия. Вся
наша жизнь – преодоление препятствий.
- Что такое преодоление?
Ответы детей:
- Борьба с долей, предопределенностью.
III. Анализ произведений искусства.
Учитель ИЗО:
- Тема борьбы всегда волновала человечество и находила свое отражение в искусстве (в музыке, литературе, изобразительном искусстве). Посмотрим, как эта тема решается средствами скульптуры и музыки (слайд №2, скульптор Коненков, композиция “Коленопреклоненная”). Какие чувства овладевают этой девушкой? Как вы это определили?
Ответы детей:
- Поза придавленного горем человека, опущенная голова, жест бессилия, отчаяния, отсутствие сил держать тело в вертикальном положении.
Учитель ИЗО:
- А как вы думаете, ощутимо ли здесь состояние
борьбы с горем? Какими средствами художник это
показывает?
- А в какой ситуации изображен человек в
композиции скульптора В. Сидура? (слайд № 3)
Ответы детей:
- Пленение, рабство.
Учитель ИЗО:
- Работа называется “Жертвам насилия”. А что такое насилие? Это унижение силой. В буквальном смысле человека поставили на колени против воли. Смирился ли человек? Как вы это определили?
Ответы детей:
- Голова гордо поднята вверх, в позе чувствуется напряжение.
Учитель ИЗО:
- Каким способом художник подчеркивает несломленность человека?
Ответы детей:
- Форма фигуры напоминает сжатую пружину,
материал выбран не случайно – сталь. Руки похожи
на крылья, связанные вместе. Человек унижен,
пленен, но чувство внутренней свободы не
утрачено, это помогает ему бороться.
- Вспомните художника, в творчестве которого тема
свободы звучала особо ярко.
Ответы детей:
- Итальянский художник Возрождения Микеланджело.
Учитель ИЗО:
- (Слайд № 4). Как и Микеланджело, Коненков не один раз обращался к теме свободы. Гимном, символом свободы звучит скульптурная композиция “Человек освобожденный”. Что чувствует этот человек?
Ответы детей:
- Радость, восторг.
Учитель ИЗО:
- Какими средствами художник подчеркивает ощущение свободы?
Ответы детей:
- Расставленные ноги, разорванные цепи, взмытые вверх руки, напряженные бугры мышц не освободившегося еще от сопротивления тела, наслаждение победой, свободой.
Учитель музыки:
- Есть потрясающая музыка А.И. Хачатуряна к
балету “Спартак”. Кто такой Спартак? Прослушаем
небольшой фрагмент, а вы проследите, отразил ли в
музыке композитор восхождение от отчаяния к
свободе (прослушивание фрагмента “Гибель раба.
Восстание”).
- Что вы почувствовали?
- Рабы по общественному положению спартанцы не
утратили чувство внутренней свободы. Не
смирились со своим положением и поэтому
победили.
Учитель ИЗО:
- Есть такое понятие как “рабство духа”. Как вы это понимаете?
Ответы детей:
- Неспособность принять решение, страхи, внутренние комплексы, порабощение человека своими страстями, необузданными желаниями.
Учитель ИЗО:
- Именно такого человека показывает скульптор А. Портянко в мемориальной композиции (слайд 5). Перед нами памятник – предупреждение. Он был установлен в Подмосковье, там, где находилась трудовая колония для малолетних преступников. Что испытывает этот человек?
Ответы детей:
- Отчаяние, неуверенность безнадежность, одиночество, отверженность.
Учитель ИЗО:
- Какими средствами автор подчеркивает это состояние?
Ответы детей:
- Надломленные в коленях ноги, голова охвачена руками, нет пьедестала, человек неуверенно ступает по холодной, скользкой плите, ощущение сопротивления отсутствует, борьбы нет.
Учитель ИЗО:
- Есть ли выход из этой ситуации? Подтверждением
этому являются слова академика Д.С. Лихачева
(Слайд № 6): “Никто не свободен от ошибок в нашей
сложной жизни… Говорят: “Береги честь смолоду”.
Но если даже не удалось сберечь честь смолоду, её
нужно и можно вернуть…, переломить себя, найти в
себе смелость и мужество признать ошибки”.
- У каждого есть выбор: движение вниз или вверх.
Вниз – это падение, а что значит вверх? Это
стремление к мечте (слайд №7. Р. Кульд “Икар”).
Какую мечту человечества олицетворяет эта
скульптура?
Ответы детей:
- Преодоление земного притяжения, стремление быть первым.
Учитель ИЗО:
Непросто было быть первыми и этим людям (просмотр слайдов №8, 9, 10) Кто эти люди?
Ответы детей:
- Первостроители нашего города.
Учитель ИЗО:
- В руках героя монумента скульптора Ивлевой – факел, что он символизирует? (Слайд №10)
Ответы детей:
- Светлое будущее, мечты, надежды.
Учитель ИЗО:
- С каким мифологическим героем ассоциируется этот образ?
Ответы детей:
- С образом Прометея.
Учитель музыки:
- А в каких музыкальных произведениях звучит тема борьбы, преодоления?
Ответы детей:
- В музыке Дунаевского к кинофильму “Дети капитана Гранта”, в музыке Хачатуряна к балету “Спартак”.
Учитель музыки:
- В какой песне заложена идея преодоления, поиска, стремления к мечте, созидания своего характера?
Ответы детей:
- Песня из телефильма “Валькины паруса”.
Учитель музыки:
- Подтвердите это текстом.
- “Тревожные крики чаек, неведомый путь на карте,
а ветер крепчает, а ветер крепчает, и крепнет у
нас характер”.
- Текст песни насыщен образами и символикой,
приведите примеры.
Ответы детей:
- Море – жизненный путь; чайки – свобода, независимость; карта – странствия, поиски неизведанного; ветер – препятствия, борьба.
Учитель музыки:
- Как мы должны исполнить эту песню?
Ответы детей:
- Энергично, воодушевленно, радостно.
Учитель музыки:
- Какие слова являются кульминацией предложения, какие выбраны для этого интонации?
Ответы детей:
- Активный широкий скачкообразный ход вверх, твердые, непреклонные интонации.
Учитель музыки:
- Как это подчеркнуть в исполнении?
Ответы детей:
- Постепенно усиливаем звучание на первую,
вторую фразу, и убежденно, уверенно исполнить
третью, четвертую фразу.
- Исполнение песни под аккомпанемент.
IV. Выполнение пластического этюда.
Учитель ИЗО:
“Во всех видах искусства необходимо самому испытать ощущение, которое хочешь вызвать в других”. Так сказал французский писатель Стендаль.
Попробуем пережить ситуацию преодоления, используя средства пластического искусства. Дети вместе с учителем выполняют пластический этюд “От отчаяния через противоборство к освобождению и устремленности к мечте, идеалу”.
Постановка задачи практического задания.
- А теперь попробуем передать эти состояния средствами скульптуры. Перед нами схемы человеческой фигуры (домашние заготовки из пластилина на каркасе). Наша задача – вдохнуть в нее душу, оживить ее, передав определенное эмоциональное состояние человека через движение.
V. Выполнение практического задания.
- Работа над моделированием фигуры человека и проработка форм.
- Передача движения.
Во время работы звучат звуковые выражения переживания (музыкальные произведения), поддерживающие воплощаемые чувства-представления.
VI. Выставка работ. Итог урока.
Учитель:
- Ребята, удовлетворены вы результатом своей
работы? Пришлось вам сегодня на уроке
столкнуться с определенными трудностями? Какие
это были трудности?
- Эпиграфом нашего урока являются слова Л. ван
Бетховена: “Высшим отличием человека является
преодоление самых жестоких препятствий”. Вы
согласны с этим утверждением? Какие качества
личности помогают человеку справиться с
трудностями, преодолеть препятствия?
Ответы детей:
- Смелость, мужество, достоинство, честь.
Учитель:
- Подтвердите это афоризмами, которые вы подобрали дома.
Ответы детей:
- Любое препятствие преодолевается
настойчивостью (Леонардо да Винчи).
- Быть человеком – значит быть борцом (И. Гёте).
- Оптимист – вовсе не тот, кто никогда не страдал,
а тот, кто пережил отчаяние и пережил его
(Скрябин).
- Все победы начинаются с побед над самим собой
(Л.Н. Леонов).
- Поставь над собой сто учителей – они окажутся
бессильными, если ты не можешь сам заставить себя
и сам требовать от себя (Сухомлинский).
Учитель:
- Мы уверены, что ваш характер будет только крепчать и любые сложности в жизни вы преодолеете.