Речь – это важное средство мысленной ориентировки в мире. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст, его дошкольный и школьный периоды.
В процессе обучения речевая деятельность занимает большое место. Невозможно представить себе урок, где бы ученик не слушал, не читал, не говорил, не писал, т.е. иначе говоря, не воспринимал и не сообщал бы какую-либо информацию, т.к. в основе процесса обучения лежит взаимодействие, общение учителя и учеников.
Именно в школе, где дети постигают основы наук и – что особенно важно – основы общественной жизни, они должны овладеть речью как средством приобретения и передачи знаний, а также речью в ее планирующей и воздействующей функции.
Развитие речи – проблема, решение которой в школе зависит не только от словесников, но и от взаимодействия педагогического коллектива в целом на каждом уроке, изо дня в день.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение, поэтому необходимо создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Развитие речи ребенка не стихийный процесс.
Оно требует постоянного педагогического руководства. Детям нужно создавать речевую среду, нужно давать образцы речи с помощью общепринятых слов, их сочетаний, различных оборотов речи.
От того, какая у ребенка речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи.
Речевая среда – это речь родителей, других родственников, друзей, прочитываемая ребенком литература, фольклор, радио и телевидение, кино и театр, речь учителей и других работников школы.
Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир.
В методике русского языка в настоящее время известны различные виды работ по развитию речи, которые успешно используются в школьной практике. Наряду с другими видами работ, особое место среди них занимает словарная работа, которая служит одновременно задаче по развитию речи и обучению правописания.
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своей речи доступные их возрасту и развитию логические ресурсы родного языка, работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку. Овладение словарным составом литературного языка является для учащихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому язык заслуживает большего развития, и для понимания многих грамматических явлений.
Среди учителей и методистов бытует мнение (и не без оснований), что словарь школьника беден, многие слова, которые он употребляет в своей речи, неполноценны, его связная речь по своему словарю часто бывает примитивна. Ограниченность активного словарного запаса у детей, обучающихся в начальных классах, а также их неумение отбирать из своего словаря и правильно употреблять в речи слова наиболее уместные и точные для данного высказывания, являются одной из причин многочисленных и разнообразных речевых ошибок, которые учащиеся допускают в своих самостоятельных письменных работах. Устранить эти речевые недочеты и тем самым значительно повысить уровень речевой культуры детей возможно только в том случае, если на каждом году обучения будет систематически и планомерно проводиться с детьми работа по обогащению, уточнению и активизации их словаря. Одновременно с этим следует обучать школьников сознательному и умелому выбору из своего словарного запаса и употребление в своей речи слов как ранее им известных, так и тех слов, с которыми они знакомятся на уроках русского языка впервые.
Объект словарной работы – слово является сложной и многогранной единицей языка. Так, в каждом занимательном слове различаются его звуковая (а на письме – буквенная) оболочка, составляющая природную материю слова, его логическое значение, его грамматическое значение.
Нельзя забывать и того, что большинство слов имеет по несколько значений (например, свежая газета и свежий ветер), иногда едва уловимых оттенков. Многозначность слов добавляет еще тысячи значений, т.е. в сущности новых слов – омонимов, смысл и оттенки которых становятся понятными лишь в контексте.
Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе очень большое значение.
Особенность словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя. Школьники усваивают лексику, связанную с математикой, с изучением природы, музыки, с изобразительным искусством, с производительным трудом, спортом, играми и т.д. Словарная работа должна быть интересной и разнообразной.
В запоминании написания слов с непроверяемыми орфограммами помогает также эйдетика – запоминание написания слов через зрительный образ. Школу эйдетики разработал лингвист Игорь Матюгин. Я считаю, что с его методикой словарной работы нужно познакомиться всем педагогам, работающим в начальных классах. Применение этой методики позволяет получить эффективный результат. Моим ученикам очень нравится этот вид словарной работы. На практике я рисую образ того слова, с которым мы будем знакомиться на уроке, отмечая на рисунке орфограмму непроверяемую ударением, а рядом даю графический образ слова.
С большим удовольствием дети разгадывают ребусы, отгадка, которых является словарным словом, а орфограммы, непроверяемые ударением, как и в школе эйдетики, запоминаются через зрительный образ.
Словарную работу также провожу в форме викторины (соревнование по рядам). Загадываю детям загадки, а отгадки как раз и являются словарными словами.
Задание: запишите отгадки, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, непроверяемую ударением.
- Без рук без ног – под окном, стучится, в дом просится. (ветер)
- Дедушка без топора мост мостит. (мороз)
- Семьдесят одежек, все без застежек. (капуста)
- Черненькая собачка, свернувшись, лежит, не лает не кусает, а в дом не пускает. (замок)
- В маленьком горшочке кашка сладка. (орех)
- Стоит Егорка в красной ермолке, кто ни пройдет, всяк поклон отдает. (земляника)
- Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. (заяц)
- Бела как снег, черна как жук, вертится как бес, и повертка в лес. (сорока)
Очень интересен для детей вид словарной работы, проводимой в форме кроссворда.
По горизонтали:
- Ягода по вкусу и форме напоминающая клубнику.
- Овощ, из которого изготовляют крахмал.
- Зерновая культура, из которой пекут хлеб.
По вертикали:
- Фрукт, характеризуя который, используют такие прилагательные: сочное, спелое, вкусное, круглое, ароматное и т.п.
- Как назвать одним словом все овощи, фрукты, ягоды, зерновые культуры.
Ответы:
По горизонтали: 1. Земляника. 2.Картофель. 3.
Пшеница.
По вертикали: 1.Яблоко. 2. Растения.
Заранее выбираю тему, например, растения, а затем по описанию дети отгадывают какое это растение, а затем вписывая его название в клетки кроссворда и обязательно показывают иллюстрацию с изображением этого растения – зрительный образ. После этого вида работы даю следующее задание: составьте с одним из словарных слов предложение.
Очень интересные советы по проведению словарной работы даёт в книге “Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка” И.Г. Бакулина. Поместить на доске группу букв: пфбктхешсрчёщзца. Мысленно убрать буквы, обозначающие ,обозначающие глухие согласные звуки в данной строке и узнаете слово, над которым будем работать на уроке. Этот приём обеспечивает углубление сосредоточенности внимания, развитие аналитико-синтетического мышления и оперативной памяти.
Таким образом, в словарной работе заложены большие методические возможности для развития речи школьников в процессе обучения родному языку. Хотелось бы, чтобы учителя регулярно использовали эти виды работ в практике своей работы в школе.
Список литературы:
- Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах. Сборник статей. Сост. П.А. Грушников. М. Просвещение
- Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя М.Г. Львов. М. Просвещение.
- Методы обучения в современной школе. Сборник статей / Дунина И.В., Иванова Р.Г., Капинос В.И./под ред. Н.И. Кудряшева. М. Просвещение.
- Научно-методический журнал “Школа и производство” №1, 2000 г.
- Научно-методический журнал “Русский язык в школе” №2, 1996 г.
- Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.2 класс. – Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.