Современное новое образование и “новая школа”, – вот задачи, поставленные президентом России Д.А.Медведевым. За этими простыми словами стоит сложная картина современного образования настоящего времени, которая постоянно меняется - строится, экспериментирует, вводит новое, отказывается от старого. Это касается всех учебно-методических процессов, происходящих ежедневно в наших школах, где сталкивается новое и старое, мы, учителя старой школы, стараемся создать образ “новой школы”, вспоминая как учили нас, мы отказываемся от того обучения. А что же плохо учили? Ответ не требуется, конечно, все лучшее от тех времен у нас крепко сидит в сознании, но со временем, то содержание учебного материала, которое было нами усвоено в стенах той “нашей” школы многократно модифицировалось на генном уровне, ведь знание склонно к мутациям уже на ядерном уровне. Вследствие этих изменений многие учебники уже вышли из моды, неоднократно редактировались, переписывались, обновлялись, но неизменным осталось одно – способ передачи и добычи знаний – учитель – ученик – книга. Веяния времени диктуют необходимость использования компьютерных технологий, введения Интернета в каждый класс, к каждому ученику – и это одно из проявлений строительства “новой школы”, наряду с защитой здоровья учащихся и максимальным раскрытием их творческих способностей. Так, “наша” школа также раскрывала и развивала способности, отыскивала таланты, а занятия физкультурой и походы способствовали оздоровлению. Фактически, для построения “новой школы” остается вспомнить хорошее старое, и прибавить все положительное новое. Мы полагаем, что изменения во многом коснутся содержания учебного материала – содержания учебников.
По-прежнему, учитель и учебник – основные трансляторы учебной информации, которую необходимо донести до ученика. Так, ученики 9 класса при изучении темы СМИ (Mass Media) назвали основной источник получения информации для них – учителя и учебник, простой российский учебник, минуя телевидение, Интернет, радио и газеты. Это прозвучало приятно и ответственно. Если я, как учитель, есть источник информации для сотни ребят, то в моих руках должны быть орудия для добычи этой информации и ее адаптации к возрасту и интересам учащихся. Основным орудием и своей опорой я считаю учебник, новый качественный современный учебник, рассчитанный на обычного ученика общеобразовательной школы.
В нашей школе уже в течение 5 лет проходит апробацию учебник “Новый курс английского языка для российских школ”. Теперь, после 5 лет можно подвести итог работы учебника в стенах нашей школы.
Мне повезло, что, начав педагогическую деятельность в общеобразовательной школе в качестве учителя иностранного языка, я одновременно начала работать по учебнику Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. “Новый курс английского языка для российских школ. Первый год обучения”. Данный учебник удачно прошел апробацию в 5 классе и позволил мне к каждому тематическому блоку дополнительно заготовить инсценировку русской народной сказки, переложив ее на английский язык с использованием изученных лексико-грамматических структур.
Именно неспешная, последовательная подача материала отличает учебник 5 класса: точный просчет уроков - количество ступеней по учебнику, а после и ступени рабочей тетради позволяют легко составить календарно-тематическое планирование (6+5). Малая нагруженность уроков информацией позволяет включить в работу всех учащихся, организуя их групповую и парную работу в тренировках диалогов и репетициях сказок.
Большое внимание уделено фонетической стороне речи, достаточно аудитивных материалов, работы со звуками, не смотря на то, что многие хотят сразу знать алфавит, но еще больше учащихся желают звучать по-английски, петь песни, читать и слушать тексты.
Данный УМК богат аудитивными материалами, только с каждым учебником сходит на нет использование песенных материалов, адаптированных для учащихся, а они поют и даже в 11 классе, не зная лексики песен, так как это уже вторая задача – разобрать лексический материал песни, также через песни можно изучать и грамматику.
Лексический материал УМК во многом отражает и соответствует тематике блоков.
Грамматический блок учебника для 5 класса небольшой, что не перегружает учащихся, уже готовых к восприятию настоящего простого времени (Present Simple) наряду с настоящим продолженным (Present Continuous).
Внутри каждой ступени учебника можно наблюдать строгую организацию, которая во многом повторяет основные этапы любого урока - фонетическая зарядка, повторение, введение нового, отработка навыка использования, продуктивная речь, рефлексия, объяснение домашнего задания. Каждая ступень учебника повторяет теорию звеньев – поэтапного закрепления и отработки навыка.
Занятия по рабочей тетради увлекательны для учащихся. Работа по ним организуется только в классе – домашнее задание же дается в виде творческих работ или повторения изученной лексики.
Говоря о рабочих тетрадях, слышала от других учителей иностранного языка о нерациональном использовании отдельно рабочей тетради после курса учебника, они настаивают на совмещении материала рабочей тетради и учебника. На мой взгляд, именно такое построение блока, предложенное авторами УМК – сначала 6 уроков по учебнику, затем по рабочей тетради 5 часов, ориентировано на целостное изучение и повторение материала в письменной форме, так как упражнения в прописях даются не порционно, а содержат весь новый материал. При этом легко зафиксировать достигнутые успехи в разных видах речевой деятельности (аудировании, чтении и письме) - что замечено мною впервые в рамках данного УМК, за каждый раздел рабочей тетради выставляется оценка, итоговый контроль – это тест, где представлены все виды речевой деятельности, и ориентированный на полную самостоятельность учащегося, ибо по разделам рабочей тетради мы занимаемся совместно.
Проектная работа в 5 классе задается всему классу, это нелишняя возможность заработать положительную оценку, но при этом для меня важно умение учащегося представить информацию, оформить ее – понятно донести до слушателей, очевидно, что это начала поисковой деятельности, как в науке. Совместно с учителем результаты каждой проектной работы фиксируются в тетради на английском языке с использованием изученной лексики урока.
Уже сейчас, обсуждая лишь УМК “Новый курс” для 5 класса, хочется сразу очертить критерии оценки учебника по языку. Не нужно забывать не только про содержание, но и форму подачи материала: стиль, последовательность его подачи, данный учебник – это словно script (сценарий) для проведения урока, 70% урока работаем в режиме ученик-учитель, доска, тетрадь, вопросно-ответная форма и лишь 30% - это работа с книгой, что ценно.
УМК для 6 класса повторяет идею построения учебника для 5 класса, каждый урок начинается с фонетической зарядки (аудирование) и не нужно подыскивать стихотворения и рифмовки для артикуляционно-звуковых упражнений. На каждой ступени учебника задействованы все виды речевой деятельности, активны зрительные и слуховые каналы восприятия, учебник красочный и достаточно ритмичный.
Фонетика - тренируем интонационное оформление предложений и грамматическое построение.
Лексика – отрабатывается на пленке, что, по мнению учащихся, утомительно, особенно для невнимательных, хотя идея хорошая – имитация предложений и их повторение с диктором. Таким образом, отработка упражнений с новыми словами занимает много времени и не концентрирует внимание учащихся, от того приходится отказываться от этого вида упражнений.
Интересна сама идея путешествия по страницам учебника с семьей Баркеров, эта линия продолжится и в 7 классе, далее от нее отказываются.
Наличие социо-культурной информации также познавательно для учащихся, ненавязчивые вставки о традициях англичан обсуждаются в классе.
В целом именно учебник 6 класса ориентирован на личностное восприятие учащегося – достаточно взглянуть на формулировки тем блоков - My Day, I Go to School, I Love Food. Говоря о моделировании учебного материала, хочется заметить, что теперь в 6 классе, я решила отказаться от обобщения изученного в виде инсценировок сказок, а оставила право творческого видения изученного материала самими учащимися, которые готовы писать сочинения по заявленной в теме блока проблеме (при этом руководствуются текстами учебника), создают картины при описании жилища.
Новинка УМК 2 года обучения – это книга для чтения, на которую отводится 1 час, остальное выносится на самостоятельное изучение дома. Интересно и само построение материала книги для чтения – диалоговые ситуации.
УМК 3 года обучения рассчитано на 5 часов по учебнику, 5 часов по рабочей тетради, 1 час на проектную работу и 2 часа по книге для чтения. Взяв в руки данный УМК, снова встречаем Баркеров и их друзей, но теперь темы блоков носят более абстрактный характер. Вырос и объем грамматического и лексического материала, но количество часов на изучение блока учебника сократилось с 6 до 5 часов, этот лишний час необходим для повторения изученных структур и корректировки полученных знаний, закрепления в упражнениях. Видимо, мы лишились данного часа на обобщение и повторение в связи с появлением нового раздела рабочей тетради – по закреплению навыков говорения, что является полезной новацией. Рабочую тетрадь третьего года обучения отличает именно перегруженность заданиями, которые в урочное время выполнить сложно, поэтому нередко приходится выборочно выполнять предлагаемые задания, другой вариант – варьировать упражнения по сложности, дифференцируя их по уровню знания учащихся, индивидуализируя таким образом процесс обучения.
Книга для чтения также перегружена текстами, поэтому половину из них приходится выносить на внеклассное чтение. Учебник в целом достаточно динамичен, что не позволяет закрепить изученное.
Вот так, шагая в ногу со временем, мы не поспеваем схватить и оценить все прелести его. Так случилось с УМК 4 года обучения, к которому не составлена еще книга для чтения, нет руководства для учителя, что представляет определенную сложность при составлении планирования и распределения уроков. Отсутствие книги для чтения позволило освободить время для изучения учебника. Но теперь распределение материала по ступеням учебника не соответствует реальному положению дел, так, ранее каждая ступень соответствовала одному урочному часу, теперь же каждую ступень мы делим на 2 часа, что способствует лучшему закреплению изученных грамматических структур и достаточной работе по прописям.
Учебник 8 класса разговаривает с учащимися на новом языке – это уже новая область информации, требующая от них познаний в области географии, физики, биологии. Теперь ученики узнают о мире через английский и в английском, язык наконец-то становится средством получения знаний – это видно через серию серьезных текстов по тематическим блокам учебника.
Сложен и многоаспектен теперь и грамматический материал. Новинкой является раздел Social English (этикет на английском) – отработка реплик в диалогах, еще одна возможность отработки устной речи.
Подготовка проектных работ к учебникам данного УМК в современных условиях, конечно же, проводится с использованием Интернет ресурсов, а для 8 класса это может выглядеть в виде составления мультимедийных презентаций по темам “Экология”, “Здоровый образ жизни”, “США”, “Английский язык”.
Неотъемлемой частью каждого урока я и мои учащиеся видят наличие звуковой речи – это звучание аудиокассет и музыкального оформления, кстати, учащиеся выразили пожелание добавить песенный материал к учебнику. Лексический материал сложен, но он выводит учащихся на качественно новый уровень владения языком.
УМК 5 года обучения, апробируемый в настоящем учебном году в 9 классах, не имеет при себе рабочих тетрадей, книги для чтения и руководства для учителя. В наших руках лишь учебник и аудиозаписи, это главные орудия учителя, его мегафон. Полагаю, что учебник для 9 класса, который является абсолютно новым для нас, как и для учащихся, открывает новые горизонты для ученика “новой школы”. Изюминка данного учебника состоит в наличии заданий, выделенных меткой ЕГЭ. Блочная система сохраняется с четким делением на секции, которых теперь 7, включая творческие работы по развитию речи. На изучение каждой секции я выделяю 2-3 урока, такое “самоуправство” обусловлено отсутствием рабочих тетрадей, что позволяет выносить на изучение учебника дополнительное время.
Учебник в целом современен и познавателен, реализует новые подходы в учебной деятельности, а именно учитель находит и использует полученную информацию, творчески ее перерабатывает, на основе информации учебника есть возможность создавать компьютерные презентации, реализовывать междисциплинарные связи с биологией, химией, литературой.
Каждый урок озвучен текстами и песнями, адаптированными для учеников 9 класса.
Наконец, хочется добавить комментарии самих учащихся по поводу работы с данным учебником, чтобы быть объективной, я привлекла учеников 6-9 классов. Мнения разнились, большинство отметило наличие красочных картинок как положительный момент – веселый учебник. Учащиеся 6 класса обратили внимание на ступенчатую подачу материала, некоторые отметили излишнюю простоту заданий, потребовали задания на развитие логики, предложили и свои темы для изучения. 7 класс все еще привыкает к формулировке заданий на английском языке, полюбились им упражнения типа matching (сопоставь). Отмечена рациональность использования аудиозаписей – особенно песен хотелось бы больше, современных – пожелание 8 класса. Ученики 9 класса отметили, что учебник соответствует интересам современного ученика, но требуются нестандартные задания и больше заданий на разговорную речь, пожаловались на отсутствие грамматического справочника в конце учебника, что затрудняет работу с грамматическими упражнениями
Подводя итоги, хотелось бы суммировать оценки по каждому году обучения и определить систему критериев нашей оценки данного УМК.
- Данный УМК – единая, но развивающаяся линия серии учебников.
- Многоступенчатость и непрерывность в линии учебников.
- Подчиненность единой цели обучения иностранному языку в основных видах речевой деятельности – формирование компетентной личности в рамках межкультурного общения.
- Модификация структуры построения учебников (что объяснимо с точки зрения усложнения учебного материала и добавления новых компонентов).
- Рациональное размещение материала внутри одного урока – чередование видов речевой деятельности.
- Перегруженность заданиями на старших ступенях изучения.
- Наличие творческих заданий – проектная деятельность.
- По видам речевой деятельности каждый учебник данного УМК ориентируется на определенную систему сформированных навыков в аудировании, чтении, письме и говорении.
Аудирование – направлено на общее понимание
звучащего текста и имитацию звучащей речи.
Чтение – выявление основной идеи текста, работа
с информацией текста и ее преобразованием.
Письмо – формирование умений составить письмо,
сочинение по предложенному плану.
Говорение – отработка разговорных реплик,
начиная с диалогов и продолжая монологическим
высказыванием по проблеме.
По разделам языка также четко определена система знаний в области грамматики, лексики, фонетики. Из года в год совершенствуются фонетические аспекты языка, расширяется словарный запас и использование грамматических структур.