Имидж дошкольного учреждения

Разделы: Работа с дошкольниками


В соответствии с Типовым положением о ДОУ дошкольное образовательное учреждение – тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, а также обеспечивающего воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Однако, у каждого дошкольного учреждения своё лицо. Немаловажно, какой детский сад выберут родители для своего ребёнка, и совсем небезразлично быть более привлекательным учреждением для потенциальных работников.

Имидж ДОУ – эмоционально окрашенный образ образовательного учреждения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определённой направленности на конкретные группы социума.

Одной из главных наших задач является создание атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности. Детский сад предоставляет детям возможность развиваться разносторонне, а взрослым – проявить себя профессионально.

Работая в инновационном режиме, наше учреждение постепенно сформировало свой фирменный стиль дошкольного учреждения:

ЛЮДИ

Каждый работник рассматривается как «лицо» учреждения, по которому судят о ДОУ в целом.

Каждый член коллектива имеет свой профессиональный имидж, и в то же время всех – и руководителей, и педагогов, и младший обслуживающий персонал – объединяет общий имидж: внешний вид,  культура общения, интеллект, приветливая улыбка, привлекательность манер поведения, гордость за своё учреждение и воспитанников.

От имиджа работника (в частности, профессионализма руководителя ДОУ, личного авторитета, его стиля руководства, обаяния) во многом зависит желание сотрудничать с ним или учреждением.

УСЛУГИ

Уникальные характеристики ДОУ: качественное воспитание и образование. Возможность использования дополнительных услуг как для детей, посещающих ДОУ, так и для неорганизованных детей 4 – 12 лет.

Традиционно эта работа осуществляется по направлениям:

  • физкультурно – оздоровительное  (баскетбол, плавание, ритмика, массаж, занятия на велотренажёре, занятия с логопедом и психологом).
    Занятия плаванием спортивной направленности имеют хорошую результативность. Дети имеют возможность участвовать в соревнованиях различного масштаба, получать спортивные разряды.
  • интеллектуальное (изучение иностранного языка, истории Отечества).
  • художественно – эстетическое (изонить, рисование).

Изонить как вид художественного мастерства, привлекает многих детей и родителей. Работы наших воспитанников украшают рекреации учреждения, а также принимают участие в конкурсах разного уровня.

СОЦИУМ

Представления общественности о роли ДОУ в культурной и социальной жизни города.

Итоги деятельности ДОУ освещаются в местной печати, на телевидении, концертах воспитанников ДОУ, Днях открытых дверей, рекламе. Проводятся анкетирование родителей, консультирование, родительские собрания.

Ведётся активная работа с близлежащими школами, библиотеками, музеями, учреждениями здравоохранения, физкультурно – оздоровительным комплексом «Волна», детской спортивной школой №2, областной филармонией.

В одной из рекреаций  находится Почётное место достижений ДОУ (стенды достижений по направлениям, грамоты, вымпелы, благодарственные письма).

ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Представление об учреждении на основе зрительных ощущений: символика детского сада – гимн, герб, флаг, оформление групп, студий, рекреаций.

Работа направлена на создание уюта в помещениях. Цветовая гамма покраски стен соответствует настроению радости.

В основе разработки интерьера детского сада реализуются принципы комплексного подхода: многофункциональность помещений, рациональность использования пространства, взаимосвязь цветовой отделки и освещения, целесообразность озеленения интерьера.

Для организации работы с детьми у нас имеются как учебные островки в каждой группе, так и специально организованные помещения.

В коридорах располагаются детско-взрослые работы (рисование, аппликация), оформленные в современном стиле.

Рекреация «Лукоморье» привлекает к себе малышей яркостью образов, красок и света. Здесь рождается интерес к сказкам А.С. Пушкина.

Музей часов с набором дидактических игр формирует временные представления дошкольников.

Мини-планетарий, созданный в одной из групп, и естественно-научные лаборатории в старших группах позволяют дать детям представление о космическом пространстве.

Сад исполнения желаний - это не просто место, где очень уютно, красиво, все пространство насыщено природными красками комнатных растений и звуками, в тесном соседстве живут птицы и рыбы, животные и сказочные гномы – здесь проводится цикл занятий с детьми по снятию психоэмоционального напряжения, тревожности, профилактики агрессивных проявлений в поведении детей дошкольного возраста. Здесь же ведётся предупреждение синдрома «эмоционального» сгорания у сотрудников Центра развития.

В Большой энциклопедии Центра развития для детей и взрослых имеется описание Сада исполнения желаний (Мостика Добра, Скамьи примирения, Дома семи гномов, Камня исполнения желаний, Грота, Сухого дождя), а также основных достопримечательностей детского сада. Эта большая книга предлагается любому посетителю, родителям и, конечно же, потенциальному работнику учреждения, чтобы сформировать понятие о позиции детского сада, его внешнем виде.

Внешний положительный корпоративный имидж - согласованность всех элементов деятельности ДОУ, передающая основную идею, вызывает благоприятный отклик,  который увеличивает степень доверия окружения.

ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ

Участие работников, воспитанников в различного рода конкурсах и мероприятиях.  

Организация спортивной команды «ЛУЧ» (Люди Ума и Чести) и пропаганда ею спортивного образа жизни среди детей и взрослых.

Разработка рабочих программ.

Проектная деятельность.

Распространение передового педагогического опыта.

Контроль в нашем учреждении имеет целью не только и не столько выявить недостатки, но и обнаружить то новое, интересное, прогрессивное, что дает высокие результаты.

Стало традицией отмечать высокую работоспособность и профессионализм сотрудников Дипломами доверия.

В ДОУ создана Золотая книга почёта, в которую занесены имена самых прославленных работников детского сада.

Индивидуальность нашего детского сада проявляется:

  1. В сложившемся стабильном, творческом педагогическом коллективе единомышленников.
  2. В создании комфортных условий, оригинальной развивающей среде детского сада.
  3. В традициях детского сада, среди которых:
  • Празднование дня рождения  детского сада;
  • Празднование Дня Знаний;
  • Проведение дней Открытых дверей для родителей будущих воспитанников детского сада;
  • Проведение тематических недель: Космической недели, Книжкиной недели, Недели творчества, Недели знатоков;
  • Выпуск газеты для родителей “ Островок детства”;
  • Ежегодное участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства;
  • Проведение спортивных праздников, Малых зимних и летних олимпиад, туристических  походов;
  • Участие в СМИ;
  • Проведение заседаний Семейного клуба;
  • Оформление интерьера детского сада детскими творческими работами.
  1. Уважительном отношении к каждому гостю.

Под формированием имиджа образовательного учреждения мы понимаем процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов.

По истечении 10 лет деятельности в должности руководителя ДОУ для меня ясно, что для создания положительного корпоративного имиджа необходимо следующее: желание видеть своё учреждение очень нужным и привлекательным, умение сплотить коллектив (не только педагогический, а в целом).

Важно настроить всех работников на качественную работу на перспективу, создать дух общности, корпоративности, единения; сформировать узнаваемый образ на рынке образовательных услуг.

На мой взгляд, с позиции управления образовательным учреждением составляющие имиджа ДОУ условно можно сгруппировать в следующие блоки:

  • комфортность среды учреждения (оптимизм и доброжелательность в коллективе, своевременная психологическая помощь отдельным участникам образовательного процесса);
  • качество образовательных услуг (вклад в развитие образовательной подготовки воспитанников, их воспитанности, психических функций, творческих способностей, формирование здорового образа жизни; ясное видение целей образования и воспитания, сформулированное в миссии образовательного учреждения; связи с различными социальными институтами);
  • позитивно воспринимаемый стиль (эффективная организационная культура);
  • позитивный образ руководителя и персонала учреждения (педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников);
  • яркая внешняя атрибутика (наличие внешней символики, ритуалов и пр.);
  • формирование системы стимулов создания благоприятного имиджа, предполагающей разработку психологических, социальных и экономических механизмов стимулирования заинтересованности членов коллектива в формировании благоприятного имиджа;
  • создание общего стиля помещений образовательного учреждения в соответствии с традициями, с особенностями ее деятельности и финансовыми возможностями.

С понятием имиджа тесно связана и репутация образовательного учреждения, которая складывается из нескольких составляющих и которая удерживается в массовом сознании долгие годы.

Отличие имиджа от репутации, на мой взгляд, заключается именно в том, что репутация является итогом построения имиджа.

Управление процессом поддержки, корректировки и обновления имиджа образовательного учреждения предполагает:

  • стимулирование деятельности работников;
  • создание новых направлений деятельности, как вписывающихся в общий стиль (и активно подающихся именно в этом ключе), так и абсолютно новаторских;
  • постоянное поддержание прямой и обратной связи с потребителями образовательных услуг.

Приложение 1.