В соответствии с Типовым положением о ДОУ дошкольное образовательное учреждение – тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, а также обеспечивающего воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Однако, у каждого дошкольного учреждения своё лицо. Немаловажно, какой детский сад выберут родители для своего ребёнка, и совсем небезразлично быть более привлекательным учреждением для потенциальных работников.
Имидж ДОУ – эмоционально окрашенный образ образовательного учреждения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определённой направленности на конкретные группы социума.
Одной из главных наших задач является создание атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности. Детский сад предоставляет детям возможность развиваться разносторонне, а взрослым – проявить себя профессионально.
Работая в инновационном режиме, наше учреждение постепенно сформировало свой фирменный стиль дошкольного учреждения:
ЛЮДИ
Каждый работник рассматривается как «лицо» учреждения, по которому судят о ДОУ в целом.
Каждый член коллектива имеет свой профессиональный имидж, и в то же время всех – и руководителей, и педагогов, и младший обслуживающий персонал – объединяет общий имидж: внешний вид, культура общения, интеллект, приветливая улыбка, привлекательность манер поведения, гордость за своё учреждение и воспитанников.
От имиджа работника (в частности, профессионализма руководителя ДОУ, личного авторитета, его стиля руководства, обаяния) во многом зависит желание сотрудничать с ним или учреждением.
УСЛУГИ
Уникальные характеристики ДОУ: качественное воспитание и образование. Возможность использования дополнительных услуг как для детей, посещающих ДОУ, так и для неорганизованных детей 4 – 12 лет.
Традиционно эта работа осуществляется по направлениям:
- физкультурно – оздоровительное (баскетбол, плавание, ритмика, массаж, занятия на велотренажёре, занятия с логопедом и психологом).
Занятия плаванием спортивной направленности имеют хорошую результативность. Дети имеют возможность участвовать в соревнованиях различного масштаба, получать спортивные разряды. - интеллектуальное (изучение иностранного языка, истории Отечества).
- художественно – эстетическое (изонить, рисование).
Изонить как вид художественного мастерства, привлекает многих детей и родителей. Работы наших воспитанников украшают рекреации учреждения, а также принимают участие в конкурсах разного уровня.
СОЦИУМ
Представления общественности о роли ДОУ в культурной и социальной жизни города.
Итоги деятельности ДОУ освещаются в местной печати, на телевидении, концертах воспитанников ДОУ, Днях открытых дверей, рекламе. Проводятся анкетирование родителей, консультирование, родительские собрания.
Ведётся активная работа с близлежащими школами, библиотеками, музеями, учреждениями здравоохранения, физкультурно – оздоровительным комплексом «Волна», детской спортивной школой №2, областной филармонией.
В одной из рекреаций находится Почётное место достижений ДОУ (стенды достижений по направлениям, грамоты, вымпелы, благодарственные письма).
ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Представление об учреждении на основе зрительных ощущений: символика детского сада – гимн, герб, флаг, оформление групп, студий, рекреаций.
Работа направлена на создание уюта в помещениях. Цветовая гамма покраски стен соответствует настроению радости.
В основе разработки интерьера детского сада реализуются принципы комплексного подхода: многофункциональность помещений, рациональность использования пространства, взаимосвязь цветовой отделки и освещения, целесообразность озеленения интерьера.
Для организации работы с детьми у нас имеются как учебные островки в каждой группе, так и специально организованные помещения.
В коридорах располагаются детско-взрослые работы (рисование, аппликация), оформленные в современном стиле.
Рекреация «Лукоморье» привлекает к себе малышей яркостью образов, красок и света. Здесь рождается интерес к сказкам А.С. Пушкина.
Музей часов с набором дидактических игр формирует временные представления дошкольников.
Мини-планетарий, созданный в одной из групп, и естественно-научные лаборатории в старших группах позволяют дать детям представление о космическом пространстве.
Сад исполнения желаний - это не просто место, где очень уютно, красиво, все пространство насыщено природными красками комнатных растений и звуками, в тесном соседстве живут птицы и рыбы, животные и сказочные гномы – здесь проводится цикл занятий с детьми по снятию психоэмоционального напряжения, тревожности, профилактики агрессивных проявлений в поведении детей дошкольного возраста. Здесь же ведётся предупреждение синдрома «эмоционального» сгорания у сотрудников Центра развития.
В Большой энциклопедии Центра развития для детей и взрослых имеется описание Сада исполнения желаний (Мостика Добра, Скамьи примирения, Дома семи гномов, Камня исполнения желаний, Грота, Сухого дождя), а также основных достопримечательностей детского сада. Эта большая книга предлагается любому посетителю, родителям и, конечно же, потенциальному работнику учреждения, чтобы сформировать понятие о позиции детского сада, его внешнем виде.
Внешний положительный корпоративный имидж - согласованность всех элементов деятельности ДОУ, передающая основную идею, вызывает благоприятный отклик, который увеличивает степень доверия окружения.
ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ
Участие работников, воспитанников в различного рода конкурсах и мероприятиях.
Организация спортивной команды «ЛУЧ» (Люди Ума и Чести) и пропаганда ею спортивного образа жизни среди детей и взрослых.
Разработка рабочих программ.
Проектная деятельность.
Распространение передового педагогического опыта.
Контроль в нашем учреждении имеет целью не только и не столько выявить недостатки, но и обнаружить то новое, интересное, прогрессивное, что дает высокие результаты.
Стало традицией отмечать высокую работоспособность и профессионализм сотрудников Дипломами доверия.
В ДОУ создана Золотая книга почёта, в которую занесены имена самых прославленных работников детского сада.
Индивидуальность нашего детского сада проявляется:
- В сложившемся стабильном, творческом педагогическом коллективе единомышленников.
- В создании комфортных условий, оригинальной развивающей среде детского сада.
- В традициях детского сада, среди которых:
- Празднование дня рождения детского сада;
- Празднование Дня Знаний;
- Проведение дней Открытых дверей для родителей будущих воспитанников детского сада;
- Проведение тематических недель: Космической недели, Книжкиной недели, Недели творчества, Недели знатоков;
- Выпуск газеты для родителей “ Островок детства”;
- Ежегодное участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства;
- Проведение спортивных праздников, Малых зимних и летних олимпиад, туристических походов;
- Участие в СМИ;
- Проведение заседаний Семейного клуба;
- Оформление интерьера детского сада детскими творческими работами.
- Уважительном отношении к каждому гостю.
Под формированием имиджа образовательного учреждения мы понимаем процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов.
По истечении 10 лет деятельности в должности руководителя ДОУ для меня ясно, что для создания положительного корпоративного имиджа необходимо следующее: желание видеть своё учреждение очень нужным и привлекательным, умение сплотить коллектив (не только педагогический, а в целом).
Важно настроить всех работников на качественную работу на перспективу, создать дух общности, корпоративности, единения; сформировать узнаваемый образ на рынке образовательных услуг.
На мой взгляд, с позиции управления образовательным учреждением составляющие имиджа ДОУ условно можно сгруппировать в следующие блоки:
- комфортность среды учреждения (оптимизм и доброжелательность в коллективе, своевременная психологическая помощь отдельным участникам образовательного процесса);
- качество образовательных услуг (вклад в развитие образовательной подготовки воспитанников, их воспитанности, психических функций, творческих способностей, формирование здорового образа жизни; ясное видение целей образования и воспитания, сформулированное в миссии образовательного учреждения; связи с различными социальными институтами);
- позитивно воспринимаемый стиль (эффективная организационная культура);
- позитивный образ руководителя и персонала учреждения (педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников);
- яркая внешняя атрибутика (наличие внешней символики, ритуалов и пр.);
- формирование системы стимулов создания благоприятного имиджа, предполагающей разработку психологических, социальных и экономических механизмов стимулирования заинтересованности членов коллектива в формировании благоприятного имиджа;
- создание общего стиля помещений образовательного учреждения в соответствии с традициями, с особенностями ее деятельности и финансовыми возможностями.
С понятием имиджа тесно связана и репутация образовательного учреждения, которая складывается из нескольких составляющих и которая удерживается в массовом сознании долгие годы.
Отличие имиджа от репутации, на мой взгляд, заключается именно в том, что репутация является итогом построения имиджа.
Управление процессом поддержки, корректировки и обновления имиджа образовательного учреждения предполагает:
- стимулирование деятельности работников;
- создание новых направлений деятельности, как вписывающихся в общий стиль (и активно подающихся именно в этом ключе), так и абсолютно новаторских;
- постоянное поддержание прямой и обратной связи с потребителями образовательных услуг.