Урок математики в 3-м классе по теме "Повторение табличного умножения"

Разделы: Начальная школа


Цель: повторить таблицу умножения, совершенствовать навыки быстрого счёта, развивать логическое мышление, упражнять детей в умении составлять и решать задачи, закрепить знания детей о Казани, её исторических памятниках, воспитывать уважение к  городу и гордость за него.

Оборудование:

  • учебник «Математика, 3 класс (под редакцией М.И.Моро и др.);
  • карточки с числами и примерами;
  • наглядный материал (треугольник, ёж, петух, халат, кошка, утка, черепаха);
  • цифры от 1-10 деньги;
  • карточки для индивидуального опроса;
  • магнитофон с записью музыки;
  • наборы открыток о Казани;
  • компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Ребята, сегодня у нас будет урок-аукцион. Сегодня мы с вами с родителями  отправимся на аукцион в сказочную страну, где продают игрушки.

Аукцион - это публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.

Там продают игрушки.  Надеюсь,  все будут участвовать на аукционе. Будем брать билеты на автобусы. Билеты волшебные,  для этого нужно хорошо знать таблицу умножения по памяти. Ответы нужно написать в порядке возрастания, если поставишь подходящие буквы на эти ответы, то ты прочитаешь тему урока.

(С  помощью  компьютера  на экране видна  таблица. Ученики находят ответы)

2 х 3 = 6

5 х 5 = 25

9 х 3 = 27

24 х 2 = 48

18 х 2 = 36

7 х 9 = 63

10 х 8 = 80

3 х 3 = 9

9 х 6 = 54

9 х 8 = 72

П

О

В

Т

О

Р

Е

Н

И

Е

6

9

25

27

36

48

54

63

72

80

Учитель: Внимательно рассмотрите данные числа. Что вы можете о них сказать?

Дети: Все эти числа натуральные.

Их можно разделить на две группы: однозначные и двузначные.

А можно и на другие две группы – на чётные и нечётные числа.

Учитель: Выпишите чётные двузначные числа. Что вы можете сказать об этих числах?

Дети: 36 меньше 54.

В числе 36 – 3 десятка 6 единиц, в числе 54 – 5 десятка 4 единиц.

С ними можно составить различные математические записи.

6 х 9

36 х 48

63 - 54

27 + 25 = 25 + 27

Учитель: Молодец! Смотрим на экран. Какая тема сегодняшнего урока?

Дети: Повторение.

Аукцион. Работа по формированию умения решать примеры.

Учитель: Ученики, вот мы и приехали в сказочный  город - Казань. Чтобы войти в город и участвовать на аукционе, вам нужно купить билеты. Обратите внимание, каждый должен определить заранее, что будет покупать. Игрушки поставлены рядами: мягкие игрушки, машины, мячи. Разделитесь на группы,  определите, что будете покупать. (На компьютере показаны полки игрушек)

Карточки красного цвета – мягкие игрушки.

Карточки синего цвета – мячи.

Карточки жёлтого цвета – машины.

(Ученики выбирают себе карточки. Примеры из учебника №6, стр.67)

Жёлтые:

9 х 5

56 : 8

4 х 9

54 : 9

6 х 7

49 : 7

Синие:

42 : 5 х 9

32 : 8 х 3

27 : 3 х 6

Красные:

8 х (20 - 14)

(36 + 12) : 6

(90 - 42) : 8

3. Физкультминутка

Учитель:

На улице стоит светофор,
Если горит красный свет –
Стой, дружок, ты смирно!
Если горит жёлтый свет –
Значит надо подождать!
Если уж зелёный свет –
Повторяйте, всё за мной:
Обе руки в сторону,
А потом на пояс,
Можно смело перейти
Всю дорогу впереди. (Ходьба)

4. Знакомство с городом Казань. Применение знаний  для решения задач

Учитель:

Казань – столица Татарстана, которая в 2005 году отметила своё тысячелетие, - один из самых живописных  и  своеобразных городов России, где удивительным образом сплелись Запад и Восток. В Казани сходится много автомобильных и железных дорог. По ним мчатся автомобили и поезда.

В казанское небо ежедневно взмывают десятки самолётов. Их маршруты пролегают над всей Россией и многими зарубежными странами. (Смотр открыток) Интересным сооружением Кремля является 57 метровая башня Сююмбике. Она построена как дозорная в VII веке. Сююмбике - жена двух последних ханов- была отправлена в Москву в 1551 году, после взятия города там она и умерла. Ещё исторически интересна Спасская башня Кремля. Она, как и стены, белокаменная, с золотой звездой на шпиле, с электрическими часами. Это самые точные часы. Их бой слышен далеко вокруг. К тысячелетию Казани на территории Кремля сформировался единый историко - архитектурный комплекс, в состав которого вошли около десяти уникальных музеев. 

5. Учитель: Поближе подходим к аукциону, где продают игрушки. Продаётся медведь. Скажите свои цены.

Ученики: 1 рубль.

Учитель: Хорошо, 1 рубль. Ещё.

Ученик: 2 рубля.

Учитель: Ильнур покупает. В сказочном городе и деньги волшебные., На обратной стороне примеры и задачи. Кто умеет решать, тот и получит игрушку.(Ученик решает задачу, получает игрушку. №2(1), стр.67, учебник.)

Продаётся мягкая игрушка лиса. Назовите свои цены.

Ученики:

- 2 рубля.

- 3 рубля.

Учитель: Хорошо, Зульфат, бери задачу и отвечай на вопросы (№2(2), стр. 67,получает игрушку). Продаётся мягкая игрушка заяц. Назовите свои цены.

Ученики:

- 3 рубля.

- 4 рубля.

Учитель: Хорошо. Разиля, бери задачу и отвечай на вопросы (№2(3), стр.67.,получает игрушку).

6. Учитель:

- Мы приближаемся к аукциону, где продают мячи. Остановимся около спортсменов и немножко  отдохнём. (Физкультминутка)

- Сейчас я буду показывать движения и называть их. Повторяйте за мной. Будьте внимательны. Делайте те движения, которые я называю. Например: правая рука в сторону, левая рука в сторону, обе руки вверх, обе на пояс, левая рука в сторону, правая рука в сторону, обе вверх, обе на пояс. (Затем учитель начинает путать детей,  его движения не совпадают с командами. Учитель награждает самых  внимательных)

7. Учитель:

- Надо покупать билеты. Билеты волшебные. Для этого надо решать тест.

Тест

1) Какие слова обозначают компоненты деления?

А) сумма;

Б) делитель;

В) разность.

2) Найдите числа, которые без остатка делятся на семь?

42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63.

3) = 9

Из ряда чисел выбери подходящие:

63, 7, 8, 18, 4, 2, 3,

8.Учитель:

- Продаются машины. Машина красного цвета. Назовите цены.

Ученики:

- 1 рубль.

- 4 рубля.

Учитель: - Зухра решает и берёт машину (№7).

Скорость

Время

Расстояние

? одинаково

8

24

?

7

?

Учитель: Приближаемся к аукциону, где продают мячи. Покупаем билеты. Билеты волшебные, для этого надо работать с перфокартами.

             

Жёлтый цвет

Синий цвет

Красный цвет:

S = ab

S = ab

P = a + b + a + b

4 = 2х

63 = 21х

10 = 4 + _ + 4 + _

10 = 5х

48 = 16х

20 = 7 + _ + 7 + _

12 = х2

50 = 25х

30 = 8 + _ + 8 + _

(Проверяется решение с помощью сигнальных карточек)

Учитель: Продаются мячи, назовите свои цены.

Ученики:

- Шесть рублей!

- Семь рублей!

Учитель: Заплатите. (На обратной стороне деньги есть задача. Алсу решает задачу №7(2) и берёт мяч)

9. Учитель: Из сказочного города Казани надо вернуться в класс. В Татарстане 2007 год объявлен годом Благотворительности. Давайте посетим Дом инвалидов. Порадуем  их и подарим им школьные принадлежности. Нам надо найти третью сторону треугольника.

a = 16см, в = 18 см, Р = 48 см, с = ?

- Молодцы!

10. Учитель: Смотрим на экран компьютера и играем игру «Настроение» (На экране изображены две головы, показывающие настроение учеников. Ученики выбирают их).

11. Итог

1) Учитель:  Понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового вы узнали на уроке? Был ли этот урок интересен?  На какой ступеньке знаний нашей лестницы вы сейчас находитесь?

Хочу знать больше.

Хорошо, но могу лучше.

Пока испытываю трудности.

2) Домашнее задание

№8 стр.67