Интегрированный мультимедийный урок литературного чтения, изобразительного искусства, окружающего мира в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели: проанализировать сказку; раскрыть образ лягушки в изобразительном искусстве; учить анализировать, сравнивать, мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания; развивать познавательный интерес учащихся и расширить знания о земноводных животных; прививать любовь и бережное отношение к животным; продолжать знакомство с анималистическим жанром изобразительного искусства.

Оборудование: выставка рисунков учащихся «Лягушка- путешественница»; книга с портретами художников-анималистов и их репродукции картин; влажный препарат «Размножение лягушки; карточки- тесты по мотивам сказки; демонстрация презентации «О жизни лягушек»(слайды, экологический знак «Не убивай лягушек!)»

Ход урока

I. Орг. момент. Сообщение темы и цели урока

1. Речевая разминка

Я зеленая лягушка
Пучеглазая толстушка,
Я бы прыгнула в болото
Только платье пачкать неохото.

2. Беседа о анималистическом жанре ИЗО

Оформление книги – дело сложное, люди разных профессии принимают участие в нем, но главная роль принадлежит художнику- иллюстратору, который делает рисунки для книг.

(Анализ детских рисунков)

Вам, как настоящим художникам, предстояла увлекательная работа- изобразить иллюстрации к произведению В.М.Гаршина «Лягушка- путешественница». Вы были художниками- анималистами, потому что изображали животных.

Многие художники любят писать животных, восхищаясь их цветовой  окраской, гибкими движениями. Они изучают их повадки и пластику.

(Рассматриваем репродукции картин художников - анималистов: В.Ватагина, М.Кокунова, В.Серова и отмечаем, что работы выполнены графическими и цветными карандашами, акварелью, тушью, углем)

II. Основная часть урока

1. Работа над содержанием сказки

1) Выразительное чтение по ролям. (Во время чтения - физминутка для глаз)

2) Краткая беседа по прочитанному.

Как жилось лягушке в болоте?

Почему она решилась отправиться в дальние края?

Как чувствовала себя лягушка во время путешествия?

Почему она просила уток лететь пониже?

Удалось ли путешествие на юг? Почему?

Когда лягушка забыла об осторожности?

Можно ли поговорку «Хвастовство само себя наказывает» соотнести с прочитанной сказкой?

3) Проверочный тест о характере лягушки «Какой была лягушка?»

Расскажите. Какой была лягушка? Вам помогут слова из 4 задания на стр.195 (учебник).

Выберите правильный ответ и отметьте знаком «+».

Речевая физминутка с движениями

На болоте две лягушки
Две зеленые подружки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вот здоровье в чем секрет
Всем друзьям физкульт-привет!

2. Активизация познавательной деятельности

(Сообщение детей  о жизни лягушек, слайды)

1. Лягушка в мифах и сказках. (Слайд №1)

Сказка «Царевна- лягушка», миф «Священное животное Др. Египта - лягушка».

2. Размножение и развитие лягушки (Слайд №2, №3)

Беседа.

Почему лягушка относится к группе земноводных? (Живые могут находиться и на суше, и в водоеме)

Лягушек мы можем обнаружить в пруду, озере, речке. В раннем возрасте лягушки живут в воде и дышат жабрами, подобно рабам. Когда же малыши – головастики подрастут, они теряют жабры и начинают дышать легкими, как все наземные животные. Слайд №2- развитие животных-лягушек. Кожа у них тонкая и влажная, она нуждается в периодическом смачивании водой. Поэтому они не отходят далеко от воды. Если лягушку держать в сухом месте, она может погибнуть.

Лягушки- хищники. Почему? (Они ловят насекомых, поедают червей и моллюсков) А головастики питаются подводными растениями.

Увидеть, как пьет лягушка, вам никогда не удастся. Оказывается, «пьет» она кожей своего тела. Забравшись в воду, лягушка впитывает её сквозь кожу, и ей не приходится раскрывать рта для питья.

А как же размножаются лягушки? (Слайд № 3) Весной лягушка мечет икру в водоёмах. Прогретые солнышком, в икринках развиваются зародыши. Вскоре из икринок выходят крошечные  головастики, похожие  на мальков раб. У них длинный хвост и нет еще намека на ноги. Но вот головастик подрастает, у него появляются сначала задние, а потом передние ноги. По бокам головы торчит пара ветвистых жабр.      Наконец головастик подрос и собирается выходить на сушу. И теперь с ним происходит удивительное превращение. Жабры исчезают, а потом, уже на берегу, пропадает и хвост. Перед нами появляется маленький лягушонок, совсем не похожий на головастика. (Во время беседы дети  его рассматривают)

Видеосюжет о лягушке квакше (слайд №4).

Физминутка для глаз

3) О жизни лягушек:

«Зеленая лягушка» (слайд № 5).

«Обыкновенные лягушки».

«О лягушке»

«Пипа суринамская».

Речевая  физминутка «Лягушка»

Лягушка волнуется раз!
Лягушка волнуется два!
Лягушка волнуется три!
Лягушачья фигура замри…

(Дети говорят, какая лягушка – путешественница по характеру)

4) Познавательные странички «Это интересно!»

A) Лягушкины рекорды (виды лягушек):

  • южноамериканская лягушка- древолаз (слайд №6);
  • лягушка – голиаф (слайд №7);
  • северные земноводные - сибирский углазуб, остромордая лягушка (слайд №8).

Б) Памятники лягушке:

  • Памятники лягушки в Париже и Токио (слайд №9);
  • Памятник в Бостоне (слайд №10);
  • Москва Аэропорт «Домодедово» (слайд №11);
  • Фонтан в г.Казань (слайд №12).

В) Медицинская страничка

  • Филломедуза Сауваш (слайд №13);
  • О коже лягушки (слайд №14).

5) Экологическая страничка. (Бережное отношение к лягушкам)

Швейцария. Дорожный  знак «Внимание! Лягушка!» (слайд№15)

III. Итог урока

Работа с уч-ся над созданием экологического знака, о бережном отношении к лягушкам. (Ребята  словесно рисуют экологические знаки)

На доске появляется знак «Не убивай лягушек и жаб!»

Почему убивают лягушек? (Из-за некрасивого внешнего вида)

Правовая страничка (тест). По мотивам сказки В.Гаршина «Лягушка – путешественница».

Домашнее задание: раскрасить иллюстрацию к сказке.

Ребята, берегите лягушек! (слайд №16)

К уроку прилагается презентация.