Урок русского языка в 4-м классе по теме "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по родам.
  • Совершенствовать умение правильно употреблять в речи глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени.
  • Развивать внимание, память, монологическую речь, воображение.
  • Воспитывать самостоятельность, терпимость, взаимоуважение

Презентация - Приложение 1.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний (Слайд № 2)

«Успех – успеть»
М.Цветаева

- Что значит быть успешным?

Не упустите своё время.

II. Разминка для ума

- Как вы понимаете лексическое значение слова «время»

Слайд  № 3

- Какое сейчас время года?

Слайд №4 «Осень»

Именно осень, осенняя красота, осенние пейзажи вдохновляли многих великих поэтов, художников на создание шедевров искусства.

Бродит осень по дорогам,
Ищет осень, где присесть,
Чтобы с грустью и тревогой
О себе оставить весть…

- Вот и к нам заглянула вечная странница – осень.

Какие же весточки она нам оставила?

Слайд №5

Каллиграфическая.

Словарик.

Исследовательская.

Творческая.

Оценочная.

Чтобы прочитать эти весточки, необходимо расшифровать анаграммы.

Слайд № 6

III. Анаграммы

- Расшифруйте анаграммы, найдите “лишнее” слово.

Слайд №7

(Глагол - часть речи. Сказуемое, дополнение, подлежащее – члены предложения)

- Что такое глагол?

Слайд №8

Слово ГЛАГОЛ в старославянском языке означало слово РЕЧЬ. Предки наши рассматривали его как слово из слов – важнейший вид слова. Ведь глагол одна из двух частей речи без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений.

- О каких двух частях речи говорит автор? (О существительном и глаголе).

- По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного.

- Как он изменяется?

Слайд №9

Вспоминайка:

“А наш хитренький глагол тоже время изобрёл.
В настоящем он всё ходит, а в прошедшем уж ушёл,
в будущем он к нам придёт, много знаний принесёт”.

Слайд №10

- Отгадайте загадку

Заря-зарница,
Красная девица,
По лесу ходила,
Ключи обронила.
Месяц видел,
Да  молчал.
Солнце встало, подняло.
(роса)

Найдите в тексте словарные слова

Заря, месяц, (солнце)

- Какими членами предложения они являются?

- Что такое подлежащее?

- Что составляет основу предложения? (подлежащее и сказуемое)

- Чем выражено сказуемое в этих предложениях?

Назовите глаголы

Слайд №11

(ходила, обронила, видел, молчал, встало, подняло)

- Что их объединяет? (глаголы пр. вр., ед.ч.)

- Что общего в их написании? (Л)

- Чем они отличаются? (разного рода)

Слайд №12

IV.  Каллиграфическая весточка

Запишем букву  л  и выпишем гласные из слова роса

Лоа     и   ало    и

- Определите закономерность написания соединений

(Закономерность можно сравнить с движением времени)

- Если вы, верно, решите   грамматическую задачу, то определите тему сегодняшнего урока

Слайд №13

Исследовательская весточка

- Выпишите основы предложений

- Каким словом можно заменить подлежащее первого предложения?

(роса)

роса (что делала?) ходила, обронила;

месяц (что делал?) видел, молчал;

солнце (что сделало?) встало, подняло

V. Сообщение темы и цели урока

Слайд № 14

- Что показывает прошедшее время глагола? (действие уже совершено)

- Определите род имен существительных

- На какие вопросы отвечают глаголы?

- Выделите окончания у глаголов

- От чего зависит написание окончаний глаголов в прошедшем времени?

(от рода имен существительных)

VI. Работа по теме урока

1) Упр.81 стр.62

- Что прочитали? (предложения)

- Что вы можете сказать об этих предложениях?  (Предложения состоят из грамматической основы, нераспространенные)

- На какие группы их можно распределить? (по роду глаголов)

1ряд – выписать глаголы пр.вр.  мужского рода

2 ряд – женского рода

3 ряд – среднего рода

- Есть ли разница на слух в окончаниях женского и среднего рода? А на письме?

- Какие окончания у глаголов в прошедшем времени в женском роде, в среднем роде?

- Есть ли особое окончание у глаголов в мужском роде?

Сделайте вывод об изменении глаголов в прошедшем времени и правописании окончаний.

Вывод с.62

Слайд 15

2) Употребите инфинитив глагола  в прошедшем  времени

Осенью грустно (шуршать) шуршала высохшая трава.

- Разберите предложение по членам предложения и частям речи

Слайд 16

VII. Самостоятельная работа

С.62 упр.82

По вариантам (1 предложение; 2 предложение)   

Взаимопроверка  по эталону  Слайд 17,18

VIII. Физминутка

Солнышко усталое,
Скупо греешь ты.
Желтые да алые
Кружатся листы.
В шелесте да шорохе
Наш осенний сад,
На дорожках ворохи
Пёстрые лежат.

- Почему на дорожках лежат пёстрые ворохи листьев?

(Листья опали, их сорвал ветер.)

- Приходилось ли вам наблюдать, как падают листья?

- Как такое явление называется в природе?

(Листопад).

- Где можно наблюдать листопад?

(В лесу, в саду, в парке).

Слайд №19

IX. Закрепление

Слайд №20

Выпишите глаголы в три группы:

Скудно светило солнце. Подул сильный ветер. Небо почернело. Нависла тяжелая туча. Полил дождь. Крупная капля дождя упала на землю.

Слайд №21

X. Оживи страницу (работа в парах) Слайд №22

Ночь

Маленькая деревушка

Огни

Ветер

Одинокие деревья

Дождь

Бесконечное поле

Прочитайте текст, вставьте в каждое предложение глаголы.

(Наступила ночь. Маленькая деревушка уснула. Погасли огни. Шумел ветер. Качались одинокие деревья. Пошёл дождь. Почернело бесконечное поле.)

Работа в группах

Упр.83с.63

XI. Творческая работа

Слайд №23

- Послушайте мой рассказ.

Жили-были листья. У них был один дом – дерево, одна дружная семья. Вместе им было весело, тепло, уютно. Они рассказывали друг другу сказки, играли с летним тёплым ветерком. В жаркий день под деревом отдыхали люди. И листья ласкали гостей своей прохладой и шелестом. Так они прожили целое лето. Но вот наступила осень. Похолодало. Листья пожелтели. Подул злой осенний ветер. Он врывал листья с дерева, кружил их в воздухе и разгонял по белому свету. Полетели листья в далёкое путешествие. У каждого листочка была своя дорога.

- Попытайтесь вообразить, что чувствовали, думали листья?

- Что бы мог рассказать нам лист о своём путешествии?

- Представь себя листочком. Если ты осенний лист, то какой ты?

Что ты видел на своём пути, какие действия совершал, прежде, чем оказался в школе на парте?

XII. Рефлексия

- Чтобы быть хозяином своей жизни и влиять на будущее страны, необходимо знать своё предназначение, стать успешным и счастливым. Я уверена, что нет неспособных людей, людей не наделенных талантом, просто не все могут раскрыть свои способности, использовать свой потенциал.

Слайд 24 

Вы уже сделали первый шаг на пути к своему успеху . Каждый –  активно работал, помогал учителю, обобщал и делал выводы, получал  новые знания.

XIII. Домашнее задание

Слайд 25

Написать рассказ, поставив глаголы в прош. вр.

Или подобрать стихотворение, в котором глаголы стоят  в прошедшем времени

XIV.Последняя весточка от осени «Оценочная»

Слайд 26

- Поставьте себе оценки с помощью светофора

“Красный лист” -
Стоп! Вперёд нельзя, друзья!
Повторять усядусь я.

“Жёлтый лист” -
Здесь – внимание, друзья!
Сомневаюсь ещё я.

“Зелёный лист” -
А теперь вперёд, друзья!
В знаниях уверен я.

Слайд 27