Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает [12]:
- защиту прав личности детей, обеспечение их психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
- квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;
- реализацию программ преодоления трудностей в обучении и развитии, участие специалистов системы сопровождения в разработке индивидуальных программ, адекватных возможностям и особенностям детей;
- психологическую помощь семьям детей «группы риска».
Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой частью деятельности любого детского сада, следовательно, в настоящее время в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, ограниченные возможности его распределения. Они забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ОНР с трудом овладевают анализом, синтезом, без специального обучения, отстают в развитии словесно – логического мышления.
Если общее недоразвитие речи сочетается с такими нарушениями, как дизартрия, алалия, то могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость), недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.
Часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания, а так же:
- выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);
- агрессивность, драчливость, конфликтность;
- повышенную впечатлительность, застревание, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами;
- чувство угнетенности, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое невротическими рвотами, потерей аппетита;
- энурез(недержание мочи);
- онанизм;
- повышенную обидчивость, ранимость;
- склонность к болезненному фантазированию.
Всестороннее знание возможных, а затем и подробное выявление имеющихся психологических особенностей воспитанников необходимо педагогу - психологу для определения основных направлений коррекционно-развивающей работы.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.
Приоритетными задачами психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушениями речи в ДОУ являются:
- Создание для ребенка эмоционально благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми педагогическим персоналом.
- Учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
- Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности.
- Повышение психологической компетентности воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.
Достижение данных целей возможно при помощи:
- Создания ситуации безусловного принятия ребенка, осознания педагогами и родителями его уникальности.
- Методов психологического сопровождения: психогимнастики, психологических, развивающих игр и т.д.
Ожидаемые результаты:
- Профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, школьной дезадаптации;
- Коррекция эмоционального самочувствия, снятие эмоциональной напряженности, снижение агрессивности и деструктивных форм поведения, в том числе негативизма, тревожности, депрессивности, беспокойства, расторможенности и пр.
- Развитие личности ребенка, создание позитивного настроя, усиление конструктивного поведения, способность осознать и выразить словами собственные действия, мысли, чувства, развитие коммуникативных навыков, успешная интеграция в общеобразовательную школу и общество сверстников.
Задачи психологического сопровождения решаются в работе с отдельными детьми, подгруппой, а так же родителями и педагогами. В связи с этим осуществляется несколько направлений в работе психолога:
- психологическое просвещение и профилактика;
- психологическая диагностика;
- психологическая коррекция и развитие;
- психологическое консультирование.
Психологическая диагностика
Психологическая диагностика является частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, включающей еще педагогическую, логопедическую и медицинскую.
Психологическая диагностика проводится с целью:
- определения актуального уровня развития детей,
- его соответствия возрасту,
- выявления личностных особенностей ребенка;
- вторичных отклонений, связанных с нарушением речи.
Она проводится для того, чтобы правильно наметить основные направления коррекционно-развивающей работы, смоделировать индивидуальный маршрут развития каждого ребенка.
Основные направления психологической диагностики
Начинается диагностическое обследование с анализа следующих моментов:
- внешний вид ребенка (опрятность, аккуратность, небрежность, нечистоплотность);
- контактность;
- проявление инициативы;
- усидчивость (или расторможенность)
- интерес к обследованию;
- работоспособность и темп.
Познавательная сфера [4]
- Мышление.
- наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представление).
- логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках).
- Память: кратковременная слуховая и зрительная; запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации.
- Восприятие: формирование объективного образа предмета или явления, непосредственно действующего на органы чувств.
- Мелкая моторика: мышечные движения кистей и пальцев рук как завершение внутреннего психологического процесса, психической деятельности.
Эмоционально-личностная сфера
- Эмоциональный комфорт в детском саду.
- Личностная и волевая готовность к школе.
- Симптомы психосоматики.
- Повышенная тревожность.
- Проявления агрессивности.
- Страхи.
Коммуникативная сфера.
- Статус в группе.
- Коммуникативные навыки в общении со сверстниками и взрослыми.
Выделено два направления психологической диагностики:
- Первичное психодиагностическое обследование, направленное на выявление нарушений в развитии.
- Углубленное психодиагностическое обследование, ориентированное на выявление особенностей психического развития.
Основными способами получения психологической информации при углубленном психодиагностическом обследовании является:
- психологические тесты и интервью;
- диагностические интервью;
- наблюдения поведения детей в разных видах деятельности;
- метод экспертных оценок;
- изучение продуктов деятельности детей;
- проективные методы;
- экспериментальные методы.
На основании данных психологической диагностики составляется индивидуальная карта психологического развития ребенка, определяются основные направления коррекционно-развивающей работы (Приложение 1).
Психологическая коррекция и развитие.
Психологическая коррекция - это систематическая работа психолога с детьми с нарушениями речи, направленная на специфическую помощь этим детям.
Работа ведется по согласованию с родителями и администрацией ДОУ в следующих формах [11]:
- индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
- подгрупповые психокоррекционные занятия;
- тренинговые занятия с педагогами, специалистами;
- занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
- тематические занятия с родителями.
В ходе коррекционно-развивающей работы решаются следующие задачи:
- развитие познавательной активности детей;
- развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- нормализация познавательной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
- развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
- психокоррекция поведения ребенка;
- формирование навыков общения, правильного поведения.
Основные направления коррекционной работы:
- Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие графических навыков.
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной и слуховой памяти;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие внимания;
- Развитие основных мыслительных операций:
- навыков анализа и синтеза;
- навыков группировки и классификации (на основе овладения основными понятиями);
- умения работать по инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность.
- Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
- Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
- Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
- Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Для решения задач и реализации направлений используются следующие средства коррекционно – развивающего воздействия:
- Предметно-манипулятивные;
- Двигательно-экспрессивные;
- Изобразительно-графические;
- Музыкально-ритмические;
- Вербально-коммуникативные.
При организации коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями речи учитываются, в первую очередь, возможности ребенка: на первых этапах коррекционно - развивающей работы ребенку даются задания умеренной трудности, доступные, чтобы обеспечить воспитаннику субъективные переживания успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим способностям ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий учитываются особенности восприятия детьми учебного материала и специфика мотивации их деятельности. Учитывая то, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребенка является игра, используются различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения и задачи, способные сделать деятельность ребенка более актуальной и значимой для него. Для создания ситуации достижения успеха на индивидуальных и групповых занятиях используется система условной качественно-количественной оценки достижений детей (похвала педагога, соревнование, фишки и т.д.)
Занятия проводятся систематически 1 – 2 раза в неделю: подгрупповые и индивидуальные.
Продолжительность занятий:
- 20 минут в старших группах;
- 30 минут в подготовительных группах.
Программы и методические пособия, используемые в коррекционно – развивающей работе с детьми указаны в Приложении 2.
Работа педагога-психолога с воспитателями и специалистами
Содержание работы в данном направлении заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам.
Приоритетные задачи:
- Ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития познавательной и социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи;
- Обучить адекватным способам общения с детьми с нарушениями в развитии познавательных процессов, речи и поведения.
- Помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие положительных сторон личности;
Применяются следующие формы работы с педагогами:
- Индивидуальные и групповые консультации.
- Участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума, педсоветов,
- Семинары-практикумы, тренинги, лекции, беседы и пр.
Важным условием эффективной работы программы является участие педагога – психолога в планировании педагогического процесса, в том числе в разделах «Самостоятельная деятельность детей» и «Совместная деятельность педагога и детей». Психолог помогает подобрать игры и упражнения, а так же оказать помощь в их проведении [4] (см. Приложение 3).
Работа педагога-психолога с родителями
Достижение целей и решение задач коррекционно-развивающей работы педагога-психолога предполагает самое активное участие родителей.
При реализации индивидуальной программы развития ребенка с нарушениями речи основными задачами работы педагога-психолога с родителями являются:
- Установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки и проникновения в проблемы друг друга.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
При организации взаимодействия с родителями неукоснительно соблюдаются следующие правила:
- проявлять доброжелательное отношение к родителям и детям, с уважением относиться к мнению родителей, их опыту, не допускать оценочных суждений как со своей стороны, так и со стороны родителей по отношению друг к другу;
- описывать психологические феномены доступным, понятным языком, избегая употребления профессиональной терминологии;
- следовать принципу конфиденциальности, не предоставляя посторонним людям никакой информации о конкретных детях, диагностических данных и т.д.
- акцентировать внимание родителей на их собственных возможностях и ресурсах, поддерживать их позитивную оценку себя в качестве родителя.
Формы работы педагога-психолога с родителями
- Психологическое просвещение через «Уголок психолога», информационные стенды, папки – передвижки.
- Индивидуальные, групповые и семейные консультации для родителей.
- Выступления на родительских собраниях.
- Проведение занятия школы «Психология – родителям» совместно с учителем – логопедом.
Список литературы
- Баландина, Л.А. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие. [Текст] / Л.А.Баландина, В.Г. Гаврилова, И.А.Горбачева. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003, - 288 с.
- Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. [Текст]: / Материалы Всероссийского совещания. –М.: Издательство Гном и Д, 2001. – 140 с.
- Лосев, П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4 – 7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения [Текст] / Под. ред. П.Н.Лосева – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
- Каралашвили, Е.А. Медико – психолого – педагогическая служба в ДОУ: организация работы. [Текст]/ Под ред. Е.А.Каралашвили. // Приложение к журналу «Управление ДОУ» – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с.
- Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей. [Текст]: пособие по практической психологии. / Т.Д. Марцинковская. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997. – 176 с.
- Нищева, Н.В. О здоровье дошкольников. Родителям и педагогам [Текст] / Сост. Н.В. Нищева. – СПБ., «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 208с.
- Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. [Текст]: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. / М.А.Панфилова. – М.: Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 160 с.
- Савельева, Н.Ю. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. [Текст]: / Н.Ю.Савельева. – Ростов н\Д: «Феникс», 2005. – 128 с.
- Чибисова, М.Ю. Психолог на родительском собрании. [Текст]/ М.Ю. Чибисова, Н.В. Пилипко. Психолог в школе М.: Генезис, 2004. – 136 с.
- Шипицина Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. [Текст] / Л.М.Шипицина, А.А.Хилько, Ю.С.Галлямова. - СПб.: «Речь», 2003. – 240 с.
- Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога. [Текст] / Г.А. Широкова – Ростов – н/Д: «Феникс», 2005. – 384 с.
- Якимова, М.Н. Региональная система дошкольного образования: теория и практика сетевого партнерства. [Текст]: учебно методическое пособие. / М.Н. Якимова, Т.А. Шааб, Л.М. Волкова. – Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2008. – 205 с.