Возможности применения открыток с изображением объектов живой природы на уроках биологии

Разделы: Биология


Современные технические средства обучения значительно расширяют возможности учителя. Благодаря интерактивным доскам, проекторам и специальному программному обеспечению для компьютерного класса учитель интенсивно вовлекает учеников в процесс работы над материалом. Вместе с тем, в эпоху стремительно развивающихся информационных технологий немецкий ученый Х.Г. Рольф выделяет следующие негативные факторы компьютерного обучения:

  1. опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение;
  2. ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая дигитализация - приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, замена многозначности на формальную однозначность, на реализацию операций, имеющие ясные условия и предполагающих только один вывод;
  3. отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;
  4. пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать свой материал простым и нетрудоемким;
  5. опасность снижения социализации человека, т.е. его пребывания между людьми и общения с ними, опасность подавления межличностного общения.

Наряду с компьютерными технологиями обучения не стоит забывать о простых наглядных раздаточных пособиях, таких как карточки и открытки с изображением объектов природы.

Откуда взять открытки с изображением объектов природы?

Если вы или ваши родители собирали наборы открыток о природе еще в советские времена, то Вам повезло. У вас может не быть готовых наборов открыток, но если вам не чуждо желание разнообразить свои уроки, вы легко вносите в свои уроки элементы игры, для вас важно эмоциональное восприятие уроков ребенком - Вам не меньше повезло. Развитие технических средств позволит Вам и Вашим ученикам создать или найти в интернете открытки абсолютно на любые темы по биологии и в дальнейшем использовать их в качестве раздаточного материала во всех типах уроков.

Совет: совсем не обязательно каждый класс в параллели просить создать открытки и по особенностям внешнего строения, и по особенностям развития, и по многообразию, достаточно одному классу поручить тему «Особенности внешнего строения», другому – «Особенности развития», третьему – «Многообразие видов»; а применять изготовленные открытки во всей параллели. Изготовление открытки ребенком – это, безусловно, непростая, кропотливая, творческая работа, которую необходимо оценить не менее чем на «отлично» или «хорошо». Учителю необходимо заранее разработать критерии оценки и требования к открытке (их должно быть очень немного, они индивидуальны в зависимости от темы).

В каких классах можно использовать открытки с объектами природы на уроках биологии?

    В начальной и средней школе на уроках природоведения в темах:

  1. Царства живых организмов.
  2. Среды обитания, приспособленность живых организмов к средам обитания.
  3. Строение живых организмов.
  4. Признаки растений.
  5. Разнообразие грибов.
  6. Признаки животных.
  7. Жизнь на разных материках.
  8. Приспособленность к жизни в различных природных зонах.
  9. Жизнь в морях и океанах.
  10. Связь живого и неживого.
  11. Экологические проблемы.
  12. В средней школе на уроках ботаники в темах:

  13. Общее знакомство с цветковыми растениями.
  14. Вегетативные органы цветковых растений.
  15. Генеративные органы цветковых растений.
  16. Жизненные формы растений.
  17. Разнообразие травянистых растений.
  18. Прорастание семян.
  19. Корень как орган растения, корневые системы.
  20. Видоизменения корней.
  21. Разнообразие побегов, подземные побеги.
  22. Разнообразие листьев по формам и размерам.
  23. Цветок и его строение.
  24. Соцветия.
  25. Плоды.
  26. Взаимосвязь между органами растений.
  27. По всем отделам систематики растений.
  28. Царство грибов.
  29. Лишайники.
  30. В средней школе – в курсе изучения зоологии,  в темах:

  31. Многообразие живых организмов.
  32. Среды обитания живых организмов.
  33. Зоология – наука о животных.
  34. Классификация животных.
  35. Многообразие Кишечнополостных животных.
  36. Многообразие моллюсков.
  37. Многообразие Типа Членистоногих.
  38. Класс Ракообразные, многообразие.
  39. Класс Паукообразные, многообразие.
  40. Класс Насекомые, многообразие.
  41. Циклы развития насекомых.
  42. Особенности внешнего строения рыб.
  43. Циклы развития рыб.
  44. Многообразие рыб.
  45. Особенности внешнего строения Земноводных.
  46. Цикл развития Земноводных.
  47. Многообразие Земноводных.
  48. Особенности внешнего строения Рептилий.
  49. Древние Рептилии.
  50. Многообразие Рептилий.
  51. Особенности внешнего строения Птиц.
  52. Важнейшие отряды Птиц.
  53. Экологические группы Птиц.
  54. Особенности внешнего строения Млекопитающих.
  55. Многообразие Млекопитающих.
  56. Важнейшие отряды млекопитающих.
  57. В старшей школе на уроках экологии, в темах:

  58. Экологические факторы среды, воздействие экологических факторов среды на живые организмы.
  59. Приспособленность организмов к абиотическим факторам среды.
  60. Биологические ритмы.
  61. Природные сообщества.
  62. Смена экосистем.
  63. Типы взаимоотношений живых организмов между собой.
  64. Биологический прогресс и биологический регресс.
  65. Формы воздействия человека на окружающую среду.
  66. Многообразие органического мира.
  67. Защита животного и растительного мира.

Примеры применения открыток с изображением объектов природы на уроках биологии:

1. Уроки изучения и первичного закрепления новых знаний по особенностям внешнего строения различных живых организмов

На данном типе урока Вы можете избирать любые способы изложения нового материала – рассказ с использованием плакатов, слайд-шоу, научно-популярный фильм и т.д. Но для закрепления материала учитель раздает каждому ученику по 2-3 открытки с изображением высших растений или с изображением животных, и далее ученик самостоятельно отыскивает основные органы цветкового растения на открытке или части тела животного организма.

Учитель просит своих учеников карандашом или ручкой указать на конкретный орган растения или часть тела животного – учитель проходит между рядами и смотрит, правильно ли мои ученики указывают. Эта система хороша тем, что она позволяет динамично закрепить новый материал и, в случае необходимости, очень быстро исправить ошибки с помощью рядом сидящих товарищей.

Вопросы могут различаться по категории сложности – это не только просьба указать на открытке определенный орган растения, но и вопросы о функциях отдельных органов, примерах приспособления живых организмов к среде обитания.

Учащиеся, которые наиболее активно и правильно отвечают на вопросы, получают отличные и хорошие оценки за работу на уроке. Темы, на которых можно использовать данную методику: 1, 3, 4, 6, 12, 13, 14, 22, 25, 27, 28, 40, 43, 46, 49.

2. Уроки изучения и первичного закрепления новых знаний по многообразию живых организмов

После объяснения темы, учащимся раздается по 6-10 открыток и на основе, полученных на уроке знаний, распределяют открытки по группам - отобрать открытки с конкретным типом соцветий, плодов, классов животных и т.д. Здесь открывается новый вид работы, ведь перед детьми лежат открытки с совершенно разными, неповторяющимися растениями, им придется полагаться только на свои знания. Для того чтобы увеличить скорость закрепления изученного материала, ученикам предлагается поднять открытки в руках, мне легко удается оценить правильность ответов.

Примеры заданий по ботанике, по теме «Соцветия»:

  1. Покажите растения, у которых цветки собраны в соцветие кисть.
  2. Покажите растения, у которых цветки собраны в соцветие початок.
  3. Покажите растения, у которых растения собраны в соцветие зонтик.
  4. Покажите растения, у которых растения собраны в соцветие щиток.
  5. Чем соцветие кисть отличается от соцветия щиток?
  6. Покажите растения, у которых растения собраны в соцветие корзиночка.
  7. Покажите растения, у которых растения собраны в соцветие головка.
  8. Чем соцветие головка отличается от соцветия корзиночка?
  9. Покажите растения, у которых растения собраны в соцветие колос.

*Название растений, цветки которых собраны в определенные соцветия, вписываются в тетрадь в качестве примера.

Примеры заданий по зоологии по теме «Многообразие типа Членистоногие»:

  1. Отберите из предложенных открыток только представителей Класса Ракообразных.
  2. Используя открытки, назовите особенности внешнего строения Класса Ракообразные.
  3. Покажите головогрудь (прошу указать карандашом).
  4. Покажите брюшко (прошу указать карандашом).
  5. Отберите из предложенных открыток только представителей Класса Паукообразных.
  6. Используя открытки, назовите особенности внешнего строения Класса Паукообразные.
  7. Используя открытки, посчитайте, сколько пар конечностей у представителей Класса Паукообразных?
  8. Отберите из предложенных открыток только представителей Класса Насекомых.
  9. Покажите часть тела насекомых, на которой располагаются основные органы чувств насекомых (прошу указать карандашом).
  10. Покажите грудь насекомых (прошу указать карандашом).
  11. Покажите брюшко насекомых (прошу указать карандашом).
  12. Используя открытки, посчитайте, сколько пар конечностей у представителей Класса Насекомых?

Темы, на которых можно использовать данную методику: 5, 15, 16, 23, 24, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 42, 45, 48, 50, 51, 52, 53, 54, 63.

3. Уроки закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков

На данных уроках учитель стремлюсь опросить как можно большее количество учащихся и справедливо оценить их знания. К доске вызывается около 10 человек. Учитель находится в конце кабинета и задает вопросы, оценивая каждый ответ определенным количеством открыток. Простые вопросы – 1открытка (1балл). Сложные вопросы – 2 открытки  (2 балла). При этом дети, оставшиеся на своих местах, тоже могут участвовать в устном опросе – набирать определенное количество открыток и получить оценку после опроса. Данный вид работы не занимает больше 15-20 минут, не требует дополнительного учета и подсчета количества правильных ответов учащихся, стоящих у доски – о количестве набранных баллов можно судить по открыткам.

4. Уроки повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала (подготовка к самостоятельной работе по изученному разделу)

Вопросы к уроку обобщения нумеруются и распределяются по сложности. С 1 по 20 - простые вопросы, которые равны 1 открытке (1 балл); с 21 по 40 – сложные вопросы, которые равны 2 открыткам (2 балла).

Вариант А

Опрос учащихся по их желанию, получение открыток, подведение итогов, подсчет баллов.

Вариант Б

Опрос каждого можно провести с использованием рулетки или юлы со стрелкой. При этом эти же 40 вопросов вырезаются полосками и раскладываются вокруг рулетки или юлы в хаотичном порядке. Юла раскручивается вызванным учащимся, стрелочка показывает на определенный вопрос, вопрос зачитывается и оценивается определенным количеством открыток (баллов).

Вариант В

Урок обобщения можно провести, используя работу учащихся в командах.  Необходимо распределить учащихся на 4-6 команд, предоставить возможность отвечать на вопросы индивидуально и в команде (с предварительным совещанием). Учащиеся могут получать первую оценку за индивидуальную работу при подсчете количества открыток и вторую оценку за работу в команде.

Заключение

Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

Использование наглядных средств не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей — одно из важнейших положений дидактики. Ощущение и понятие — различные ступени единого процесса познания.