Разнообразие животных

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • ознакомить с новой классификацией животных и их групповыми признаками;
  • расширение кругозора;
  • формирование умения анализировать и систематизировать информацию;
  • развитие навыков работы в группе, умения принимать коллективное решение и оценивать собственный ответ.

Приёмы: кластер, инсерт (чтение с пометками).

Оборудование:

  1. Кластер на доске, кластеры у каждого ученика.
  2. Кроссворд.

Ход урока

I. Стадия  вызова

Вы, любите разгадывать кроссворды? Тогда предлагаю вам этим заняться.

1. Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если надо путешественнику, натершему ногу, поранившему руку. (Подорожник)

2. Из травы смотрит весёлый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождём этот цветок обязательно закроется. (Фиалка)

3. Сегодня полянка золотисто-жёлтая от цветов, завтра - бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые «головки», а с головок слетают лёгкие пушинки. (Одуванчик)

4. На изломе этого растения выступает оранжевый сок. Когда-то верили, что этим соком можно сводить бородавки. Это свойство дало название растению. (Чистотел)

5. С запахом это растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. (Мята)

6. Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным» из его древесины изготавливают музыкальные инструменты. (Клён)

7. Ветки этого кустарника покрыты острыми и твёрдыми колючками. (Боярышник)

8. Весной в лесу на этом дереве загораются маленькие красные и синие «лампочки». Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек. (Ель)

Посмотрите на слова кроссворда и скажите, что они означают? (Растения)

Вспомним каким группам относятся данные растения. Какие ещё группы вы знаете? (хвойные растения, цветковые растения водоросли, мхи, папоротники)

Прочитайте, какое слово получилось в строке? (Животные)

Сегодня мы покидаем царство растений, и переходим к изучению животных.

Когда вы слышите слово «животные», то кого вы представляете? Занесите свои данные в «кластеры».

Работа в парах, потом в группах.

Ответы групп переносятся на кластер (доска). Дети высказываются по поводу записей, кто «за» и «против».

II. Стадия осмысления содержания

Чтобы разрешить противоречия и расширить знания, вам нужно открыть учебник. Задание, которое должны вы выполнить, заключается в следующем: читая текст, ставите на полях «пометки» ( «+» - новое, «-» - думал по другому, «?» - есть вопросы, «v» - уже знал)(работа ведётся самостоятельно).

ИНСЕРТ

«+»

«-»

«?» - есть вопросы

«V»

Поставьте «+» на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.

Поставьте «-» на полях, если то, что вы читаете, вы уже знали или думали, что знали.

Поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Поставьте «v» на полях, если вы уже знали или думали, что знали.

Обсуждение содержание своих таблиц в группах. Рассмотрение результатов работы, озвучивание всех граф таблицы.

III.  Стадия рефлексии

1. Возращение к первоначальным записям на доске (кластеру), внести изменения, сделать дополнения, исправить ошибки. Работа проводится по группам.

2. Наверняка после получения новой информации «грозди» стали «посочнее», а возможно появились новые «веточки». Итак, в центре - наша тема «Разнообразие животных», крупные «веточки» были: группы животных. Каждая группа имеет свои особенности и своих представителей. Ваша задача выделить особенности и представителей этих групп.

Одну группу мы выделим вместе.

Что вы нового узнали о моллюсках?

(Имеют мягкое тело, защищено раковиной. К ним относятся моллюски, улитки, слизни, осьминоги, кальмары.)

3. Так же заполняем и другие «веточки». I гр. - черви и иглокожие, II гр. - ракообразные и паукообразные, III гр. - рыбы и земноводные, IV гр. - пресмыкающиеся или рептилии, и насекомые, V гр. - птицы, звери, или млекопитающие.

4. Все данные заносятся в общий кластер. Остальные группы добавляют или поправляют.

5. Сейчас вы в группах посоветуетесь и поставите оценки.

Д/З. Представьте, что вы ученые - исследователи. На какой вопрос вы бы хотели получить ответ?