Из опыта использования ППС и создания презентаций с участием во внеурочной работе по географии

Разделы: География


Целью мероприятия является ознакомление учащихся с историей отечественных исследований, современных открытий и глобальных проблем в полярных областях Земли.

Задачи мероприятия:

  • Повысить общую грамотность и интерес к данной теме, показать значимость проблем в полярных областях современного мира.
  • Развитие у школьников учебно-познавательной активности, направленной на освоение опыта использования современных компьютерных технологий.
  • В ходе лекции учащиеся вынуждены ориентироваться в картографической, хронологической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи.

План мероприятия:

1) Посещение Музея Арктики и Антарктики учащимися 5-8 классов.

  • 5-6 классы посещают Музей Арктики и Антарктики в рамках “Большой Регаты”;
  • 7 класс посещают Музей по Программе изучения тем “Полярные области Земли”;
  • 8 класс – по Программе изучения тем “Географическое изучение и формирование территории России”.

2) Лекция – презентация с использованием компакт-диска.

Материалы к лекции “История отечественных открытий в Арктике” подготовлены в виде отдельных файлов в формате Adobe Acrobat и Rich Text Format, содержащих текст, разбитый на главы (всего 34 главы). На слайдах наглядно подобраны картосхемы походов и экспедиций первооткрывателей, фотографии и рисунки судов, строений, изделий быта, украшений и одежды соответственно времени (Слайд №3).

Текст лекций состоит из отдельных глав (от “Раннего этапа освоения Арктики” до “Современных исследований в Арктике”), повествующих о наиболее значительных и интересных событиях в истории освоения Арктики, а также об истории международной программы исследования полярных областей земного шара (Международный полярный год). Каждая глава проиллюстрирована электронным слайдом. В слайдах использованы иллюстративные материалы из экспозиции и фондов Музея Арктики и Антарктики, а также материалы, предоставленные Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом.

Лекция „История отечественных открытий в Арктике” предназначена для учащихся, имеющих первоначальные знания по физической географии и истории для 5-8 классов.

Для учащихся 8 классов в ходе подготовки к мероприятию, созданию газеты, творческой работы и на уроках географии по теме “Формирование территории России” была использована информация о полярных исследователях, природных условиях и картосхемы с диска “1С Образовательная коллекция. “География 6-10 классы”. Библиотека наглядных пособий” (Слайд №4).

В отличие от презентации “История отечественных открытий в Арктике” “Библиотека наглядных пособий по географии 6-10” содержит наглядные материалы нескольких категорий:

  • Слайды с фотографиями первооткрывателей и конкретных географических объектов с текстовыми комментариями (например, фото образца айсберга, природы, животных);
  • Видеоролики и анимации (мультипликации) с музыкальным сопровождением и текстовыми комментариями;
  • Интерактивные карты и карты-схемы с текстовыми комментариями.

Наглядна, познавательна и проста в использовании интерактивная карта "Заселение и освоение России". Щелчком по кнопкам управления учитель выводит на карту маршруты того или иного мореплавателя, например, Витуса Беринга. При этом на карте нет маршрутов других первооткрывателей, что способствует концентрации внимания на данную информацию.

Ход мероприятия

Лекция-презентация проводится среди команд учащихся 5-8 классах. Команда формируется по результатам выполнения заданий в музее Арктики и Антарктики, а для 8 классов по итогам оформления творческих работ на урок по теме “Формирование территории России”. Предварительно учащиеся команд выбирают тему - первооткрывателей или экспедиции, по которым они готовят сообщение, стенгазету и защищают свою работу во время презентации. Для проведения данного мероприятия необходимо подготовить соответственно кабинет (Слайд №5):

  • Использовать карты географических открытий и исследования Арктики;
  • Портреты полярных исследователей; картины с видами природных условий;
  • Столы расставить для работы командой в группе;
  • Оформить стенды для представления и защиты стенгазет.

Мероприятие начинается с представления жюри и команд. Далее проводится лекция-презентация учителем организатором Недели географии. В ходе лекции-презентации учащиеся представляют и защищают свои работы, используя стенгазеты по выбранной экспедиции, портреты полярных исследователей (Витуса Беринга, Семёна Дежнёва...), карта “Великих географических открытий”.

В конце мероприятия проводится викторина среди команд по содержанию лекции. Жюри подводит итоги победителей по заработанным баллам каждой командой.

Команды награждаются грамотами и СD- дисками по теме мероприятия.

Дидактические требования и решение задач с помощью ППС.

  1. Основным требованием является обеспечение научности содержания прикладных программных средств (ППС). Данные C-D диски располагают научно-достоверными сведениями;
  2. Информация, материал, используемые на СD-дисках, соответствовуют уровню и ранее приобретенным знаниям, умениям и навыкам учащихся 5-8 классов и их возрастным способностям. Презентация соответствует требованию доступности ППС.
  3. Требование обеспечения сознательности, самостоятельности и активизации деятельности учащегося предполагает обеспечение активных самостоятельных действий по извлечению “нужной” информации при четком понимании конкретных целей и задач учебной деятельности. Учащимся дано опережающее задание по заданной теме.
  4. На СD–дисках содержание соответствует внутренней логике и структуре информационного материала, представляемого с помощью ППС, что выполняет требование прочности усвоения результатов обучения.
  5. Презентация предполагает обеспечение развития мышления, формирования умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации, формирования умений по обработке информации, что соответствует требованию развития интеллектуального потенциала учащегося.
  6. Также важным является требование обеспечения обратной связи при работе с ППС. Проведение викторины среди команд по презентации.

Специфические и методические задачи, решаемые при помощи ППС.

  • Использование информационных технологий и внедрение достижений научно-технического прогресса во внеурочной работе и в курсе географии – требование нашего времени:
  • Наряду с информационно-познавательным содержанием, интерактивная лекция с использованием в процессе её изложения компьютерных слайдов более успешно воздействует на эмоциональную сферу учащихся, а, следовательно, удается задействовать непроизвольную память – залог прочных знаний.
  • Интенсификация изложения материала при использовании ИТ увеличивается. Качество процесса обучения также возрастает, так как в работу включаются несколько органов чувств учащегося (слух, зрение).
  • Технология мультимедиа позволяет усовершенствовать или даже частично заменить в учебном процессе такие классические методы обучения, как метод устного изложения учебного материала (лекция, рассказ, объяснение и др.), методы наглядного и практического обучения, методы закрепления полученных знаний, методы самостоятельной работы и работы в группе. Многие известные педагоги и психологи указывали на то, что для повышения эффективности обучения методы устного изложения должны сочетаться с наглядными и практическими методами, а также с методами активизации восприятия.
  • Использование Интернет – ресурсов позволяет “идти в ногу со временем”, что особенно важно при проведении мероприятий.

Таким образом, участие в лекции-презентации в рамках Недели географии одновременно учителя, учащихся и компьютера значительно улучшает качество проведения мероприятия. Использование предложенной методики активизирует процесс проведения лекции, повышает интерес учеников и позволяет достичь большей глубины понимания данной темы.

Аналитико-исследовательская работа по проекту “Экспедиция к полюсу – Арктика 2007”.

Одним из основных направлений внеурочной воспитательной работы является проектно-исследовательская деятельность с использованием современных компьютерных технологий.

В рамках Районного Конкурса Проектов ОУ Приморского района Санкт-Петербурга МО учителей географии ко Дню Земли учащимися 9-11 классов школы №48 была выбрана тема школьного Проекта - “Экспедиция к полюсу - Арктика 2007” (Слайд №6).

Условия Конкурса.

Проектно-исследовательская работа осуществляется в рамках школьного курса географии и приурочена к Международному Полярному Году 2007 – 2009. Презентация должна содержать графики, диаграммы, таблицы, картосхемы, составленные учениками по заданной теме под руководством учителя. В работе необходимо использовать информацию и знания из смежных дисциплин – экологии, истории, биологии, экономики, социологии, информатики.

Итогом Конкурса является:

  1. Устная защита презентации - проекта (10-12 минут), выполненная с помощью программы Microsoft Power Point.
  2. Работа в машинописной распечатке согласно требованиям и соответствующая информации в презентации.

Правила составления и структура электронной презентации:

Презентация выполняется с помощью программы Microsoft Power Point и должна включать 8-15 слайдов. Их содержание должно, в целом, соответствовать структуре работы. Слайды должны быть презентабельны, в которых необходимо иметь графическое, картографическое, фотографическое и другое наполнение (Слайд №7).

Деятельность учителя в ходе работы над проектом и оформлению презентации – “Экспедиция к полюсу – Арктика 2007”

  1. Ознакомление всех учащихся школы с темой, целью и задачами проекта.
  2. Выявление заинтересованных и самых активных участников.
  3. Определение команды участников и их профиля исследования.
  4. Консультации по оформлению презентации, аналитике и достоверности собранной информации.
  5. Является партнёром и помогает ученику оценить полученный результат.

Деятельность ученика можно охарактеризовать так:

  • Определяет цель своей работы;
  • Собирает информацию, используя интернет-ресурсы, периодическую печать, справочники, энциклопедии и научную литературу;
  • Открывает новые знания по теме проекта; экспериментирует;
  • Выбирает пути решения возникающих проблем, согласуя с участниками проекта;
  • Взаимодействует с учителем.

Поэтому в работе над проектом учащимся необходимы определённые качества и умения:

  • Качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;
  • Умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные, аналитические.

Результативность работы с ППС и проектная деятельность во внеурочное время рассматривается мною, как наглядный, современный, образовательный и информационный материал для привлечения внимания школьников к окружающему миру и географическим знаниям. Использование современных компьютерных технологий раскрывает творческий потенциал, способствовует личностному развитию учащихся и повышает общую грамотность.

В современных условиях информатизации общества и гигантского роста информационных потоков в системе образования во внеурочной работе ставится задача обеспечить, условия для развития у учащихся умений и навыков работы с информацией, самостоятельного добывания знаний и моделирования.