Задача урока: первая встреча детей с термином “экология” и запоминание того, что человек и его отношение (бережное или плохое) к окружающей его природе влияет на то, будут ли жить или исчезнут растения, насекомые, птицы, рыбы, звери.
Оборудование:
- Диск “Голоса птиц в природе”;
- Презентация о природе.
Ход урока
1. Психологический настрой учащихся.
- Пусть добрая улыбка и хорошее настроение будут на уроке вашими помощниками. Я желаю вам успехов и творческих удач.
2. Релаксация.
- Закройте глаза, представьте себя апрельскими лучиками. Эти лучики проникают в каждый уголок леса, выполняют огромную работу. Какие добрые дела делаете? Каким вы себе представили этот солнечный луч?
- Он добрый, веселый, теплый, задорный…
- Мы сейчас выполняли важную работу: лучики
помогали весне разбудить природу в лесу.
- Закличка о весне “Ау, ау, аукаем”.
3. Вводная беседа. Урок сопровождается презентацией.
- На дворе весна, душа радуется солнышку, прекрасной погоде, замечательной природе. О ней мы и поговорим. Каждый из нас живет в доме со стенами, крышей, полом. Но как только мы выходим за порог обычного дома, мы оказываемся в другом доме – природе. Когда-то, очень давно, только природа и была единственным домом для человека. Шло время, и человек научился новому. Теперь мы живем в современных домах, продукты покупаем в магазине, а все равно настоящим домом остается природа. Почему? А есть ли природа в нашем жилище?
- Посмотрите вокруг: комнатные растения, вода, воздух, солнечные лучи – это все природа. Можем мы без этого жить в нашем доме?
- Нет! Человек зависит от природы и не может прожить без нее, потому что он сам часть природы. А раз так, значит, человек должен очень бережно относиться к природе, дружить с ней, уважать ее законы.
- А может ли природа жить без человека?
- Может. Когда на земле не было людей, природа
тогда тоже была.
4. Постановка цели урока.
- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о природе, о том, как мы с вами пользуемся ее благами, и как мы относимся к ней.
5. Знакомство со словом “экология”.
- Очень часто мы слышим слово “экология”. Что
такое экология?
- Экология – это наука о защите живых организмов.
- Экология – наука, которая старается ответить на
вопросы “как все живые организмы связаны между
собой и с окружающей средой”.
- Все мы живем на планете земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, пить, есть, где-то жить, растить детишек. За многие тысячи лет все виды животных и растений приспособились, притерлись друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Люди не думали об этом. Осушали болота, вырубали леса, распахивали степи, не думая о том, что нарушают законы природы. Недавно мы это поняли. Чтобы сохранить природу, и самим уцелеть, люди стали серьезно изучать законы живой природы. Так возникла наука экология. А люди, которые занимаются данной проблемой, называются экологами. Мы с вами будем экологами, т.е защитниками леса, и попробуем взглянуть на эту проблему с их стороны.
6. Динамический момент урока. Игра – “Лесная аптека”.
- Давайте поиграем. Представьте, что вы пришли летом в лес. Какие лекарственные растения здесь растут! И в аптеку ходить не надо.
Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
(Ромашка)
- Если надломить стебель этого растения, то на
месте излома покажется оранжевое молочко –
ядовитый сок. Но в народе заметили, что сок
растения обладает лечебными свойствами: очищает
кожу. (Чистотел)
- Чай из этого растения повышает аппетит, а
листья, приложенные к ранам, останавливают кровь
и заживляют раны. Его прозвали еще “солдатской
травой”. (Тысячелистник)
- Свежие листья какого растения прикладывают при
ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Листья
подорожника)
7. Работа по группам.
- Руководители групп получили задания, которые они выполняли вместе с членами своей группы. Давайте познакомимся с этими группами. Это группы наблюдателей, исследователей, медиков, художников. Итак, слово наблюдателям.
- Мы нашли полезную информацию о деревьях, которые растут в нашей местности, всем нам известные тополя, берёзы, сирень. И вот, что интересно. Мы знаем, что деревья, задерживая пыль, очищают воздух. Их недаром называют “легкие” планеты. Но, оказывается, чемпионом по очистке воздуха от пыли, углекислого газа, сажи является… тополь. Причем пирамидальный тополь не выбрасывает пух, поэтому можно смело сажать его везде. Кстати, не обязательно завозить данные саженцы с других районов или издалека, очень много “молодняка” растет неорганизованно на территории Русско – Полянского района. Сирень, черемуха, береза без вреда для себя активно поглощают вредные вещества. А этих деревьев у нас растет много.
- Таким образом, мы пришли к выводу о том, что растения дают нам и всем живым организмам кислород, лекарство, природную красоту, пищу и многое другое. Слово исследователям.
- Вестниками весны являются птицы. Не зря в народе говорят: “Увидел грача – весну встречай”. А какие еще птицы прилетают в наши края одними из первых? Вы узнаете об этом, отгадав загадки.
Он выступает перед нами,
Как молодой весны гонец.
Он рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут его...
(Скворец).
Что за весенняя черная птица
Трактору чуть ли не на нос садится?
Кто там за плугом носится вскачь?
(Грач).
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка).
- С весны до осени большинство птиц питаются насекомыми. Они активнее всех распространяют лесные семена. Поэтому необходимо оберегать пернатое население. Раньше пернатый мир Русско – Полянского района был намного разнообразнее, чем сейчас. Это дрофы, жаворонки, журавли, которые, к сожалению, сейчас встречаются намного реже, находятся на грани исчезновения и занесены в “Красную книгу Омской области” и некоторые даже в “Красную книгу России”.
8. Беседа о Красной книге.
- Как вы думаете, почему книгу, куда заносят названия растений и животных, которые находятся под угрозой исчезновения, назвали красной? А не зеленой или синей?
- Красный цвет – цвет запрета, цвет опасности, понятный людям всего мира (красный свет светофора, пожарная машина красного цвета) очень важно, чтобы птицы, эти прекрасные создания, неустанные труженики жили счастливо на нашей земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим. И, спасая их, мы спасаем самих себя.
- Лес напоминает многоэтажное здание, на каждом этаже свои растения, птицы, насекомые, звери. На земле, прямо в траве вьют гнезда птицы, устраивают берлоги медведи, роют норы лисы, строят домики ежи. Животный мир леса тоже разнообразен. К сожалению, некоторым видам животных жить в лесах сложно и опасно. Люди стали истреблять их ради мяса, красивого меха. К счастью, для редких и исчезающих видов животных создаются заповедники, и они себя чувствуют там прекрасно: свободно разгуливают, растят потомство, это их родной дом. В заповедниках запрещена охота на животных.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
- Помогите природе, как своему настоящему другу. Наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь.
Слово медикам.
- Каждый народ любит природу родного края, ее красоту стараются показать художники, композиторы, писатели. Но мы знаем, что гуляя по полю, лугу можно найти лекарственные растения, которые необходимы в нашей жизни. Например, отвар из сухих цветков и листьев мать-и-мачехи хорошее средство от кашля, пастушья сумка останавливает кровь и заживляет раны, зверобой считается “травой от девяноста девяти недугов”, в том числе и от ожогов. Существует народная медицина. Не всегда нужно бежать в больницу, чтобы выписать рецепт на лекарства, порой помогают растения, которые растут у нас под ногами, и не всегда мы задумываемся об их пользе. Вот некоторые из рецептов. Приготовленный отвар из цветов календулы поможет остановить воспаление десен.
9. Физминутка.
Чтобы видеть все вокруг, | Вращение глазами. |
Надо быть внимательными. | Задерживаем взгляд на чем-то. |
Окружающий нас мир | Разводим руками. |
Очень занимательный. | |
Под листочек загляни, | Наклон вперед. |
Солнышку обрадуйся, | Поднимаем голову, улыбаемся. |
Всем вокруг ты помоги, | Поворачиваемся. |
Руку другу протяни – | Протягиваем руки. |
Вот и замечательно! |
10. Правила поведения на природе.
- Ребята, мы уже многое знаем с вами о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно себя во время прогулок на природе?
Чтобы река и ручьи не мутнели,
Рыбы резвились, и птицы бы пели,
Зелень от солнца в жару бы спасала,
Каждому правила знать не мешало.
- Давайте подумаем, что нас радует в природе?
- Красота, чистый воздух, тишина леса, голоса птиц
и зверей, шелест листвы, журчание ручейка.
- Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо
научиться общаться с природой.
- В какие игры вы играете, бывая на прогулке?
- В мяч, собираете грибы, отдыхаете у костра.
Всегда ли вы при этом соблюдаете правила
поведения?
11. Игра “Мозаика”. Рассказ по собранной картинке.
У вас на столах лежит разрезанная на несколько частей картинка – одно из правил поведения в природе. Соберите ее и составьте небольшой рассказ по ней.
- Идя на прогулку в лес, нельзя брать с собой магнитофон. Когда дети шумят в лесу или слушают музыку, животные тревожатся, стараются убежать. Не стоит пугать лесных обитателей.
12. Прослушивание голосов птиц.
Надо учиться слушать голоса природы. Вслушайтесь, разве это не музыка леса? (звучат голоса птиц). Можно услышать и голос ручья. Человек много берет от природы, а чем он платит ей?
- “Любители” природы наносят и другой ущерб
деревьям. В лесу нельзя разжигать костры. Почему?
- Это может вызвать лесной пожар. Погибнут не
только деревья, но и звери, птицы, выгорит трава.
- Знаете ли вы, что место под костром не зарастает
5-7 лет! Под костром выгорит и верхний плодородный
слой почвы.
- Очень важно во время прогулок в природу не обижать лесных обитателей. Если разворошить муравейник, то в ненастную погоду гнездо может погибнуть, потому что вода попадает внутрь гнезда.
- Да, ребята, природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о нашей помощи: защити!
13. Творческая работа.
- Придумайте и нарисуйте знаки охраны природы. Ребята выполняют работу под музыкальное сопровождение, затем рассказывают о том, где можно и нужно применять такие знаки.
14. Рефлексия.
- Давайте же сформулируем и запомним правила поведения в природе, и постараемся следовать им. Так давайте же возьмемся за руки – человек и природа – и скажем друг другу:
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же и мы навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на земле и сами сохранимся.