Цель: проверить знания учащихся в области природоведения.
Оборудование:
- Для ведущего: мешочек с бочонками, на которых написаны номера с 1 по 8; рисунки с изображением животных, изображения силуэтов птиц на 4 листах; карточки с заданиями;
- Для команд: карандаши (простые);
- Для жюри: секундомер, таблица для внесения результатов.
Ход занятия
I. Вступительное слово ведущего:
- Добрый день, дети! Мы с вами на игре-викторине “Счастливый случай”. Нам предстоит подумать вместе, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы охранять природу, нужно хорошо её знать! Этой теме мы и посвящаем нашу игру. Представляю членов жюри.
II. В игре участвуют 4 команды. Каждой команде предлагаю первое задание: выбрать капитана и дать название своей команде.
Итак,
- Команда № 1 называется “Следопыты”;
- Команда № 2 – “Любознательные”,
- Команда № 3 – “Лесовички”,
- Команда № 4 – “Всезнайки”.
III. Гейм 1. “Разминка”.
Вопросы команде “Следопыты”. Даётся 1 минута. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Отвечать нужно быстро, чтобы набрать большее количество баллов. (Члены жюри засекают время на секундомере и подсчитывают количество правильных ответов, данных командой за 1 минуту, результаты 1 гейма заносят в таблицу (см. Приложение))
Вопросы командам “Любознательные”, “Лесовички”, “Всезнайки”.
Вопросы 1 гейма:
- Устраивают ли зайцы гнёзда? (Нет, спят, где попало).
- Как называется детёныш лисицы? (Щенок).
- Какого цвета шубка у белки? (Зимой – серого, летом – рыжего).
- Кто из животных славится строительным искусством? (Бобры).
- Какое животное в минуту опасности свёртывается клубком? (Ёж).
- Какое животное прокладывает под землёй целые галереи? (Крот).
- Какой хищный зверь любит малину? (Медведь).
- Пингвин – это птица? (Да).
- Кто собирает яблоки спиной? (Ёж).
- Самое сладкое лесное дерево. (Липа).
- Какая ягода бывает и красная, и чёрная, и белая? (Смородина).
- У какого дерева ствол белый? (Берёза).
- У каких животных каждый день растут зубы? (Бобры, зайцы).
- Слепыми или зрячими родятся зайцы? (Зрячими).
- На следу каких животных нет когтей? (Кошек, рысей).
- Кто из животных спит вниз головой? (Летучая мышь).
- Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает).
- Какое дерево весной дятла поит? (Берёза).
- Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (Кукушка).
- Кровожадный хищник наших лесов. (Волк).
- Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождём).
- Когда ёж не колется? (Когда только родится).
- Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет, холодно).
- Какое дерево является символом нашей Родины? (Берёза).
- Сколько ног у паука? (8).
- Ест ли ёж грибы? (Нет).
- Плавают ли муравьи? (Да).
- Самый сильный хищный зверь. (Белый медведь).
- Есть ли у комаров зубы? (Есть, немало, 22).
- Умеют ли тигры плавать? (Да, отличные пловцы).
- Бурые медведи едят рыбу? (Да, сами ловят лосося).
- Сухие или сырые грибы ест белка? (Сухие).
- Самое крупное наземное животное. (Слон).
- Кого называют морской щукой? (Акулу).
- Чьё молоко самое жирное – у кита или у коровы? (У кита – 50% жира, у коровы – до 5%).
- Кто пьёт ногой? (Лягушка).
- Самая большая птица на земле. (Страус).
- Тигр охотится на многих животных: кабана, оленя, а кто охотится на тигра? (Из зверей – никто).
- Сколько крыльев у жука? (4)
- Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил).
- Что теряет лось каждую зиму? (Рога).
IV. Гейм 2. “Заморочки из бочки”.
Каждой команде предлагается отгадать по две загадки. По-очереди достают из мешочка бочонок с номером от 1 до 8.
Загадки:
1.
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь).
2. Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёж).
3.
Не земледелец, не кузнец,
Не плотник, а первый на селе работник.
(Конь).
4.
Жёлтая хозяюшка из лесу пришла,
Всех кур пересчитала и с собой унесла.
(Лиса).
5.
В одежде богатой, да сам слеповатый,
Живёт без оконца, не видывал солнца.
(Крот).
6.
В камышах она живёт,
Дом у ней среди болот,
Там, где водятся лягушки.
Цап! И нет одной квакушки.
(Цапля).
7.
Эта птица не простая:
Днём его не встретишь ты,
Из дупла он вылетает
С наступленьем темноты.
(Филин).
8.
Стоит на полянке
В красном платье Татьянка,
Вся в белых крапинках.
(Мухомор).
V. Гейм 3. “Плюс, минус”.
Каждая команда получает карточку с заданием: отметить знаком “+” названия тех растений и животных, которые растут и обитают в лесу и знаком “-”, которых в лесу не встретишь. На выполнение отводится 5 минут.
Клюква Земляника Малина Смородина Дуб Черника Вишня Осина |
Голубика Ясень Кжевика Сосна Корова Астра Лось Колокольчик |
Клён Заяц Гладиолус Кабан Тюльпан Берёза Ель Облепиха |
Боярышник Волк Обезьяна Слон Ландыш Кедр Белка Сирень |
VI. Гейм 4. “Веришь – не веришь”.
Конкурс для капитанов. Ведущий задаёт вопросы капитанам команд по-очереди, а капитаны, подумав, должны ответить “верю” или “не верю”. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл.
Вопросы:
- Верите ли вы, что кукушка кукует, не открывая клюва? (Да).
- Верите ли вы, что яйцо аиста самое крупное? (Нет).
- Верите ли вы, что у птиц нет памяти? (Нет).
- Верите ли вы, что комары приносят пользу? (Да, так как они опыляют растения, а личинками комаров питаются рыбы и птицы).
- Верите ли вы, что некоторые животные по полгода живут без пищи? (Да, те, которые впадают зимой в спячку).
- Верите ли вы, что лошадь даёт молоко? (Да).
- Верите ли вы, что существует рыба-ножницы? (Нет).
- Верите ли вы, что в природе не существует рыбы-ножа и рыбы-иглы? (Нет).
- Верите ли вы, что змее нужен язык, чтобы чувствовать запахи? (Да).
VII. Гейм 5. “Знаете ли вы птиц?”.
Конкурс для всей команды. Задание: определить по силуэтам названия птиц и подписать их.
(Использовать по усмотрению рисунок 1, 2 или 3. В рисунке 3 удалить заранее названия птиц).
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
VIII. Гейм 6. “Кто как голос подаёт?”.
Конкурс для всей команды. Задание: подумать и дать ответ письменно на вопрос “Как издают звуки или подают свой голос птицы и животные?” За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
- Глухарь. (Токует)
- Голубь. (Воркует)
- Лиса. (Лает)
- Медведь. (Ревёт)
- Утка. (Крякает)
- Филин. (Ухает)
- Коза. (Блеет)
- Гусь. (Гогочет)
- Конь. (Ржёт)
- Свинья. (Хрюкает)
IX. Подведение итогов викторины.
Ведущий:
Вот и подошла к концу наша встреча.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много – а она одна!
Слово для подведения итогов предоставляется уважаемому жюри.
(Жюри зачитывает результаты всей игры и называет команду – победителя).
Команда – победитель получает грамоту за 1 место и призы (шоколадки-медальки). Все участники получают призы – шоколадки и благодарности за участие.