Урок на тему "Природа и люди Древней Индии"

Разделы: История и обществознание


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели: сформировать целостное представление об Индии, ее природе, людях населявших страну.

Задачи:

  • Воспитывать уважение к людям другой национальности, их культуре и традициям.
  • Расширять кругозор учащихся.
  • Продолжить формировать умения самостоятельно делать выводы,  готовить сообщения.

Форма проведения: урок-игра. Презентация.

Оборудование: костюмы и реквизиты для сценария, запись индийской  музыки, компьютер, проектор, экран.

Учебное оборудование: рабочий лист (Приложение 2).

Оформление доски: Тема урока. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Сценка «Путешественники»

Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

Путешественник: Если бы ты только знал, какая удивительная страна Индия! Там на кустах растет белая шерсть.
Приятель принимает эти слова за шутку.
Приятель:  Ну какой же ты враль и выдумщик!
Путешественник: Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани….Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!
Приятель:  Вранье! Нет на свете ничего слаще пчелиного меда.

Учитель: Ребята, а  действительно ли такая удивительная страна Индия. Давайте отправимся в путешествие и узнаем. Что, правда, а что вымысел из слов путешественника.

2. Изучение новой темы

Презентация «Путешествие в Индию» (Приложение 1)

Учитель рассказывает стихи.

Между морем Аравийским
И Бенгальским заливом
Омывается Индийским
Материк тот океаном.
С севера его границей
Горы служат Гималаи
Две реки текут широких
Инд и Ганг их называют.
Здесь Лианы прорастают,
И деревья-великаны
Свои ветви раскидали,
Здесь тропические фрукты
На верхушках пальм созрели
Вот в таких опасных джунглях
Бродят звери-людоеды:
Это тигры, леопарды,
Львы с косматой головою.
На деревьях висят змеи,
И огромные питоны.

А вокруг шипят гадюки
Яд выплескивают кобры
А еще есть добрый слон
Он приручен и смирен
Тяжести привык возить
И в сраженье победит
Если боевой тот слон,
Если не обожествлен.
Но с любовью и заботой
Относились к корове.
Ее мясом не питались
И божественной кормилицей
С почитанием называли.
Мы чуть-чуть переместились
Где теперь мы очутились?
Что за люди здесь живут?
И танцуют и поют.

Под индийскую музыку в класс входят девочки переодетые в индийские наряды и танцуют индийский танец.
Учитель предлагает гостям пройти на урок.

Жители страны индийской
Все произошли от Бога
Изо рта жрецы-брахманы,
Воины из рук могучих
Чтоб могли они сражаться,
Ну, а те, кто землю пашет
Созданы из его бедер.
Слуги – низшая ступенька
Ступни ног они от Брахмы
Все места свои заняли
Это очень строго чтится
Ведь у утки поросенок
Не когда не народится.

Учитель: Вот закончилось наше путешествие. И, правда, удивительная страна Индия!

3. Первичный контроль

Учитель: Ребята давайте поиграем в игру  «Верно, не верно»

Условие игры: Учитель говорит предложение, если верно, ученики показывают руками следующий знак, руки сложены в ладони перед собой. Если не верно, руки разведены в стороны ладошками вверх.

Учитель объясняет правила, тренируемся.

  • Индия омывается Индийским океаном.
  • В Индии текут реки Тигр и Евфрат.
  • Джунгли это густые труднопроходимые леса.
  • В Индии обожествляли корову.
  • Жители Индии покланялись богу Ра.
  • Жители Индии произошли от бога Брахмы.
  • Из ступней Брахмы произошли слуги.
  • Из уст Брахмы произошли жрецы.
  • Слуги – это высшая ступенька кастового строя.

Учащиеся оценивают себя.

– Поднимите руку, кто не разу не ошибся, вы усвоили материал на «5»
– Поднимите руку, кто один раз ошибся, вы усвоили материал на «4»
– Остальным нужно немного поработать над этой темой.

Учащиеся приготовили сообщения о природе Индии.

  • Гималаи.
  • Инд и Ганг – реки в Индии.
  • Природные условия.
  • Кастовый стой.

4. Закрепление

Учащимся предлагается заполнить рабочий лист.
Учитель может проверить сразу у тех, кто заполнит первым.
Можно попросить нескольких учащихся зачитать свои рабочие листы и прокомментировать.

5. Итог урока

– Ребята, что нового вы узнали о стране, которая называется Индия?
– А как вы поняли сценку  об Индии? Что вымысел Что, правда, а что вымысел из слов путешественника?

Выставление оценок.

Домашнее задание: нарисовать какой вы представляете Индию.