Цель: показать детям систему отношений с окружающими людьми; научить определять для себя значимые личностные ценности; показать ребятам возможность и необходимость правильного выбора друзей; воспитывать дружеские взаимоотношения, воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, развивать творческую активность.
Понятия: общение, друг, дружба, групповые нормы.
Оборудование: компьютер, проектор, магнитофон, кассета с записью песни “Дружба крепкая” М. Пляцковского или “Когда мои друзья со мной”, деньги (поддельные) в размере 450 рублей.
Ход мероприятия
В начале мероприятия ведущий приводит высказывание великого философа.
1. (слайд 2) “Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже”. (Сократ.)
Ведущий: (слайд 3) Огромный яркий мир окружает человека: деревья, звезды, люди, предметы их труда. Этот мир кормит человека и украшает его жизнь. В нем люди создают себе удобства и ищут знаний. Многообразен и внутренний мир человека: его порывы, грезы, мысли, нравственные способности.
(слайд 4) Человек не может обходиться без общения с другими людьми, потому что человек – существо общественное. Робинзон Крузо, оказавшись на необитаемом острове, ощутил всю тяжесть отсутствия человеческого общения. Первым делом он научил говорить попугая. Разговаривал сам с собой, читал Библию.
(слайд 5) Каждый человек – часть какого-то коллектива: он подданный своей страны, он имеет одноклассников, он член – семьи, как правило, имеет компанию. И у компании есть масса средств воздействия на её членов. Каждый подросток попадает в поток интересов своих друзей и компании. Недаром говорится: “С кем поведешься, того и наберешься”.
(слайд 6) Животное, выросло ли оно в лесу, или в знойной пустыне, или в доме у людей, все равно остается животным. Иное дело человек. Он зависит от влияния друзей и среды. Если человек с детства видит жестокость, насилие, унижение человека и подвергается насилию и унижению сам, то он начинает считать это нормой жизни. Он становится чёрствым и толстокожим к добру и нежности. Бывает, что человек попадает в окружение дурных людей, и, если у него нет силы воли, достаточно мужества, чтобы вырваться оттуда, он может погибнуть.
Есть пословица: “Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты”.
(Cлайд 7) Школьная дружба – замечательное испытание юной души на искренность, честность, верность, самоотверженность, терпимость, то есть на самые важные для хорошего человека свойства. Трудно представить себе человека, который не стремился бы обрести искреннего, идеального друга. Он, конечно, чуткий, честный, все понимающий с полуслова, безоглядный в помощи, щедрый в удаче, кому всё доверишь и на кого можно во всем положиться.
Надо уметь видеть людей рядом с собой, оценивать их, разбираться, настоящие ли они друзья и не учат ли они тебя плохому.
А сейчас я хочу, чтобы вы, ребята, нарисовали словесный портрет друга (можно говорить, перекладывая бусинки или горошинки из одной шкатулки в другую пока не закончатся).
Давайте рассмотрим на схемах классификацию некоторых качеств личности.
(слайд 8) Схема 1
Схема 2
(слайд 9)
Схема 3
(слайд 10)
Ведущий: Потребность иметь друга заложена в человеке, а человек желающий дружить должен обладать определенными качествами. Сейчас мы проведем аукцион, и вы сможете приобрести какие-то качества личности для себя или для своего друга.
Аукцион ценностей качеств личности
Инструкция: назвать черты характера человека. У каждого игрока 150 рублей, на которые они могут купить себе нужную им черту характера. Ведущий проводит аукцион-продажу. Учащиеся на листочках записывают черты характера, которые они пробрели. В это время помощник ведущего обозначает на доске, за сколько продана та или иная чета личности.
(слайд 11)
- аккуратность
- бдительность
- жадность
- сдержанность
- справедливость
- целеустремленность
- исполнительность
- откровенность
- взаимопомощь
- активность
- гордость
- властолюбие
- общительность
- трудолюбие
- халатность
- доброта
- постоянство
- честность
– Какие черты личности проданы за более высокую (низкую) цену и почему?
– Почему ты выбрал эту черту характера?
– А теперь давайте проверим, знаете ли вы пословицы о дружбе. Вы должны вставить пропущенные слова в пословицы и поговорки.
Задание “Вставь слово”
Вставьте пропущенные слова в пословицы и поговорки.
(слайд 12)
№ п/п |
Пословицы и поговорки |
Ответ |
1 |
… дружбой, а служба службой. |
дружба |
2 |
Худой … лучше доброй ссоры. |
мир |
3 |
Старый … лучше новых двух. |
друг |
4 |
Нет друга, так …, а найдёшь береги |
ищи |
(слайд 13)
5 |
Дружба как … : разобьёшь – не сложишь. | стекло |
6 |
Легко подружиться, … разлучиться. | тяжело |
7 |
Крепкую дружбу и топором … | не разрубишь |
8 |
… на деньги не купишь | друга |
– Молодцы пословицы вы знаете, а знаете ли вы, что обозначают следующие фразеологизмы.
(слайд 14)
- “Как за каменной стеной” — быть под надежной защитой.
(слайд 15)
- “Мухи не обидит” — кроткий человек.
(слайд 16)
- “Водить за нос” — обманывать
(слайд 17)
- “За семью замками” — великая тайна.
(слайд 18)
- “Сесть на шею” — быть обузой для другого человека
(слайд 19)
- “Плясать под чужую дудку” — беспрекословно выполнять волю другого человека.
(слайд 20)
- “Не разлей вода” — дружные ребята.
(слайд 21)
- “Тянуть кота за хвост” — надолго затягивать какое-либо решение или дело.
(слайд 22)
- “Смотреть сквозь пальцы” — не обращать внимания на что-либо.
(слайд 23)
- “Видеть жизнь в черном цвете” — мрачно воспринимать окружающее.
(слайд 24)
- “Видеть жизнь в розовом цвете” — видеть ее лучше, чем есть на самом деле.
– Какие стихи и песни о дружбе вы знаете?
– Послушаем песню “Когда мои друзья со мной”. Но мы будем не просто слушать, а еще и здороваться во время звучания песни.
Игра “Поздороваемся”
Во время звучания песни ребята здороваются необычным образом: поглаживают друг друга тыльной стороной ладони, трутся носами, задевают друг друга коленками, пятками, поглаживают друг друга по голове, по ушам и т. д.
Ведущий: А сейчас встанем все в круг и поговорим о дружбе. Дружба, как и другая форма человеческих отношений, имеет определенный набор правил, которых должен придерживаться человек, если он считает себя другом. Естественно, эти правила не являются юридическими. Они не записаны в законах, а добровольно поддерживаются людьми, которые дружат. Именно потому, что правила дружбы нигде не записаны, людям бывает трудно найти настоящего друга.
– А как он должен себя вести настоящий друг, каких правил он должен придерживаться? (не подводить, быть рядом в трудную минуту, прийти на помощь в любой ситуации, не лгать, защищать, объяснить, если ты неправ )
Игра “Мне приятно тебе сказать”.Инструкция: найдите для человека особые слова, не повторяйтесь, ведь каждый индивидуален. Игра проводится в кругу. Ведущий подходит к одному из участников и, начиная фразу со словами “Мне приятно тебе сказать…”, продолжает предложение. За тем этот участник подходит к другому и так далее, пока добрые слова о себе услышит каждый член группы.
Ведущий: А сейчас я хочу, что бы вы ответили на несколько вопросов на тему “Как следует дружить” (дискуссия).
– Может ли дружба возникнуть сразу? Что делает людей друзьями?
– Можно ли дружить с человеком, которого мало знаешь?
– Всегда ли нужно быть принципиальными с друзьями?
– Дружбу ищут или ждут?
– Могут ли дружить несколько человек?
– Может ли быть дружба с человеком старше или младше тебя по возрасту?
Ведущий: Очень часто подростки попадают в дурные компании и не могут выйти из неё.
– С чего начинается уход в компанию?
– Что прежде началось плохая учёба или плохое поведение?
– Почему подросток не думает о последствиях, совершая правонарушение?
(дискуссия)
Ведущий: Закончите предложения:
– Главное, что я хотел(а) бы в себе изменить, это…
– Я больше всего ценю в своих друзьях…
– Моя компания приносит людям….
(слайд 25) Наше мероприятие подошло к концу, я надеюсь, что у вас у всех есть надёжные и верные друзья, которые вас никогда не подводят и поддерживают в трудную минуту. А если нет, то желаю вам правильного выбора, чтобы не было потом разочарований. Я думаю, что после нашего мероприятия вы это сможете сделать. До свидания.