Цель: обобщение знаний учащихся о цифре, числе.
Задачи:
- закрепить последовательность натурального ряда чисел от 1 до 10;
- совершенствовать навыки счета в пределах 10;
- расширить знания учащихся о числе;
- развивать речь учащихся, логическое мышление, умение общаться в контексте: учитель – ученик, ученик – учитель.
Оборудование:
- сказочный теремок,
- слайды с цифрами, рисунками и стихотворениями,
- снежинки с заданиями на знания состава числа,
- бабочки из бумаги,
- изображение Цифрозавра,
- картинки с изображениями радуги, созвездия «Большой Медведицы»,
- волшебный ключик,
- календари в качестве подарков от Королевы Математики.
Раздаточный материал для учащихся: слоговые карточки для составления пословицы, замки с кодом из цифр.
ХОД УРОКА
Учитель:
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
Нас торопит в класс,
Математика у нас!
Звучит песня из м/ф 1,2,3,4,5. Входит Математика.
Учитель: Ребята, отгадайте мою загадку:
Проживают в этой книжке
Хитроумные братишки,
10 их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры)
(Приложение 1. Слайд 1)
Математика: Да, моё королевство все любят и чтут, в моем королевстве цифры живут. Но случилось невероятное: могучий Цифрозавр украл все цифры и ключ от ворот Королевства.
Учитель: Чтобы вернуть все цифры, надо вспомнить всё, что вы узнали о них на уроках математики, и выполнить все задания Цифрозавра. А поможет нам клубочек.
Вы изучили 10 самых важных чисел от 1 до 10 и цифры, которыми они записываются. Расскажите о них.
Ученик 1:
Просто цифры мало значат,
Их используют иначе.
Их, то складывают вместе,
Чтобы получить число,
Вычитают, умножают, делят –
Цифрам повезло!
Цифры в жизни так важны!
Потому они нужны.
Ученик 2:
Знают взрослые и дети –
Без умения считать,
Плохо жить на свете!
Ученик 3:
Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета,
Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
(Счет от 1 до 20 с хлопками)
Учитель: Прочитав высказывание величайшего греческого математика древности Пифагора, мы вернем ключ от Королевства.
«Миром управляют числа»
Учитель: Вот мы и в стране чисел. Ребенок появился на свет и с ним появляется его дата рождения. Измеряют и обозначают цифрами его рост, вес. У каждого есть дом и к нему прикреплено число. А порой, и наша жизнь зависит от чисел.
(Приложение 1. Слайды 2, 3)
6-7 лет – пора идти в школу.
14 лет – пора получать паспорт.
18 лет – появляется право голосовать на выборах.
55-60 лет – право уйти на пенсию.
Учитель: Что было бы, если бы в один
момент исчезли все цифры и числа? На улицах,
площадях, в каждом уголке толпились бы люди в
поисках необходимых им квартир и домов.
Остановились бы все фабрики и заводы. В магазинах
возникли бы огромные очереди. Врачи не смогли бы
выписать точных рецептов. В мире воцарилась бы
паника и неразбериха.
Вот как необходимы нам числа. И стоит только
задуматься о них, как мы начинаем относиться к
ним совсем иначе.
Учитель: А где вы встречали в своей жизни числа? Можно ли жить без чисел? А теперь сами числа задают вам задания.
1. Рисовал я единицу, получилось – ну и
ну! –
Настоящая ракета для полета на Луну!
(Приложение 1. Слайд 4)
Учитель: Один – очень важное число. Каждый человек в мире один. Одна мама у ребенка. Одно солнце на небе, одна луна. Число 1 часто встречается в пословицах.
Игра «Продолжи»
- один за всех… (и все за одного);
- лучше один раз увидеть… (чем сто раз услышать);
- одна рука узла… (не завяжет);
- одной рукой в ладоши… (не хлопнешь).
Учитель:
Сколько глаз у человека, сколько рук и сколько ног?
Всем число известно это, без него никто б не смог
Вместе с другом выйти в путь, веселиться, отдохнуть.
Без него никак нельзя, и зовется оно… (Два).
(Приложение 1. Слайд 5)
Учитель:
2. Два на ножке приседает и головку
наклоняет,
Так красиво шею гнет, прямо лебедем плывет!
А что лично у вас связано с числом 2?
Учитель: выполните задание от Цифры 2. С помощью счетных палочек составьте математические знаки, используя по две шт.
3. Это заклинатель змей вышел с
дудочкой своей.
Перед ним танцует змейка – хвост крючком, дугою
шейка.
Ты на змейку посмотри – да ведь это цифра три!
(Приложение 1. Слайд 6).
Сказки числом 3 богаты. «Три медведя», «Три
царевича», «Три богатыря», «Три поросенка», «Три
брата». Русский народ считает число 3
чудодейственным, говорят: «Считай до трех и
загадай желания, радость и успех получишь и
признание». Поговорки есть: «Бог любит троицу»,
«Обещанного 3 года ждут».
Учитель: А к нам пришло письмо: «Здравствуйте,
ребята! Я пришел к вам в класс, чтобы вы научили
меня считать, но я таю, у вас жарко. Ой! Помогите!»
Узнайте, ребята, кто же просит у нас помощи? (Снеговик)
Учитель: Из каких геометрических фигур он состоит?
4. Я четвертою стою между цифрами в строю!
(Приложение 1. Слайд 7)
Где мы встречаемся с цифрой 4?
Ученик 4:
4 стороны света: север, запад, юг и восток.
4 времени года: осень, зима, весна и лето.
4 стихии в природе: огонь, земля, воздух и вода.
4 – символ устойчивости всегда.
Ученик 5:
4 стороны у квадрата,
4 конца у креста,
4 недели в месяце, как 4 брата.
4 означает надежность всегда.
Ученик 6:
4 в комнате угла, 4 ножки у стола,
И по 4 ножки у мышки и у кошки.
Учитель: Давайте проговорим скороговорку: У четырех черепах четыре черепашонка.
5. Учитель: Налитая, симпатичная цифра самая отличная! (Пять)
(Приложение 1. Слайд 8)
Ученик 7:
5 – пятерка в дневнике,
5 – пять пальцев на руке и на ноге,
5 у звездочки концов.
Учитель: Отгадайте загадку:
Перед тобой пятерка братьев,
Дома все они без платьев.
А на улице зато,
Нужно каждому пальто! (Пальцы)
Физпауза.
1, 2, 3, 4, 5, будем пальчики считать.
Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинненький,
Этот пальчик сильненький,
Этот пальчик – толстячок,
Ну, а вместе – кулачок!
6. Рогалик к бублику приклей, да, только
есть его не смей.
Не крендель это, чтобы есть, а просто цифра шесть!
(Приложение 1. Слайд 9)
Учитель: Вычислите код замка. Обведите числа, сумма которых равна 6.
7 – точно быстрая коса. Коси коса пока роса.
(Приложение 1. Слайд 10)
Когда-то число 7 было самым большим числом,
обозначающим всё! Человек воспринимает
окружающий мир через 7 отверстий в черепе
(голове): 2 уха, 2 глаза, 2 ноздри, 1 рот. А где вы
встречали число 7?
Отгадайте загадку:
Братцев этих ровно 7 и известны они всем.
Каждую неделю кругом ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний – появляется передний! (Дни недели).
Учитель: Неделька, стройся!
(Выходят 7 учеников, у каждого табличка с названиями дней недели).
Учитель: Сколько основных нот у музыканта, знаете? Назовите, пропойте.
Отгадайте загадку: Приказало солнце, стой, семицветный мост крутой! (Радуга).
(Приложение 1. Слайд 11)
Учитель: Сколько цветов, красок в ней играет, озаряя моря гладь? Из скольких звезд состоит созвездие Большая Медведица?
(Приложение 1. Слайд 12)
8. Если я перевернусь, то совсем не изменюсь.
(Приложение 1. Слайд 13)
Учитель: Задание от восьмерки: помоги бабочкам собрать нектар.
(На доске бабочки с примерами).
9. Я важней всех потому, что запутать всех могу, если я перевернусь, то другою окажусь!
(Приложение 1. Слайд 14)
Учитель: Найдите 9 отличий.
(На доске 2 рисунка, нужно найти 9 отличий).
(Приложение 1. Слайд 15).
10. Ноль катился по странице и не значил ничего, рядом встала единица, сделав 10 из него.
(Приложение 1. Слайд 16)
Учитель: Пронумеруйте снежинки от самой маленькой до самой большой. Какое слово у нас получилось? (Календарик). А для чего нужен календарь?
(На доске снежинки с буквами).
Сказка «Теремок»
Автор: «Стоит в поле теремок, теремок,
он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю бежит единица, очень тонкая, как
спица.
Единица:
«Кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?» Нет никого! Зайду
в теремок и стану там жить.
Автор: бежит по полю «двойка», видит
теремок, стучит.
Двойка: «Кто, кто в теремочке живёт? Кто
в невысоком живёт?»
Единица: «Я единица, тонкая как спица. А
ты кто?»
Двойка: «А я цифра два. Полюбуйся какова?
С полукруглой головой, волочится хвост за
мной. Пусти меня к себе жить.»
Единица: «Я пущу, если ты отгадаешь, что
тяжелее: 1 кг железа или 1 кг ваты?»
Автор: Бежит по полю «тройка»,
увидела теремок ,стучит.
Тройка: «Кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?»
Единица: «Я единица, тонкая, как спица».
Двойка: «Я цифра два, полюбуйся какова? А
ты кто?»
Тройка: «Я тройка, третий из значков.
Состою из трёх крючков. Пустите меня к себе жить».
Единица и двойка: «Хорошо, пустим,
только реши задачу. Батон разрезали на 3 части.
Сколько сделали разрезов?
Автор: Бежит по полю «четвёрка», видит
теремок, стучит. «Кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Тройка: «Я тройка, третий из значков.
Состою из трёх крючков. А ты кто?
Четвёрка: «А я четыре, острый локоть
оттопырил. Пустите меня к себе жить.
Тройка: «Ты сначала ответь на вопрос:
«Сколько ушей у двух мышей?»
Автор: Бежит по полю пятёрка, видит
теремок, стучит. «Кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?»
Четвёрка: «Я четыре. Острый локоть
оттопырил. А ты кто?»
Пятёрка: «А я цифра пять. Очень люблю
плясать. Руку вправо протянула, ножку круто
изогнула. Пустите меня к себе».
Четвёрка: Ответь:
Что стоит в конце страницы
Украшая всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, цифра «5»!
Шестерка: А я шесть, дверной замочек,
Сверху крюк, внизу кружочек,
Пустите меня к себе жить!
Пятёрка: Реши задачку: 5 щенят плюс
мама-Лайка, сколько будет, сосчитай-ка!
Семёрка: Я семёрка – кочерга, у меня
одна нога. Пустите меня к себе жить!
Шестерка: А назови число, которое есть в
названии сказки о Белоснежке и гномах.
Восьмерка: Я восьмерка – два кольца без
начала, без конца.
Семёрка: А скажи, сколько ног у двух
котов?
Девятка: А я цифра «9», иначе девятка,
цирковая акробатка,
Если на голову встану, цифрой «6» тогда я стану.
Пустите меня к себе жить!
Восьмерка: Назови число, которое на 1
больше, чем 8.
Стали цифры жить дружно, пока не постучал к ним
«0».
Ноль: Я цифра вроде буквы «О», что значит
ноль иль ничего.
Девятка: Ты хотя и число, но ровнехонько
ничего не значишь! Вот ученик возьмет цифру «2» и
поставит «2» кубика, а возьмет «0» и ничего не
поставит.
Пятёрка: Правда, правда, ничего!
Все: Ни-че-воч-ка, ни-че-воч-ка!
Ноль: Вы ничего не понимаете. Вот,
Единица, с тобою рядышком позволь стоять мне на
странице!
Один: Ты, ноль, не стоишь ничего. Не стой
со мною рядом!
Ноль: Я признаю, что ничего не стою. Но
можешь стать ты десятью, коль буду я с тобою. Так
одинока ты сейчас, мала и худощава, но будешь
больше в 10 раз, когда я встану справа!
Вот «5», встану рядом я с тобою справа, чем ты
теперь стала, отвечай!
Напрасно думают, что ноль играет маленькую роль.
Вот играют 2 команды в футбол, и закончился матч
вничью, а это значит, что они сыграли со счетом 0:0.
Ученик 1: Пусть знает каждый гражданин –
пожарная служба 01!
Ученик 2: Ну, а если вдруг беда, набирай
скорей 02!
Ученик 3: Звони 03, помогут вам всегда
врачи!
Ученик 4: Запомните, есть запах газа, так
04 звоните сразу!
Учитель: С 01.11.2003 года телефоном службы
спасения человека при любых событиях (пожарах,
болезнях, травмах, разбойных нападениях) стал
телефон 01.
(Королева Математика раздает всем детям календарики на память).