Урок-сказка по математике во 2-м классе "Сложение и вычитание в пределах 20" (нестандартные уроки)

Разделы: Начальная школа


Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учеников устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. По определению И. П. Подвласова, нестандартный урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру». Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы либо начинают новую тему.
Для того чтобы урок носил творческий и развивающий характер, воспитывал у детей трудолюбие, чувство сострадания, развивал логическое мышление, мы проводим уроки-сказки. Сказочный сюжет вводит обучающихся в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия, побеждают зло, помогают обиженным.
Урок-сказка позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний и делает обучение более эффективным. Приводим пример урока-сказки по математике во 2 классе.

Тема: Закрепление изученного материала
Цель: формировать у учеников устойчивый интерес к учению; закреплять навыки сложения и вычитания в пределах 20; умения решать задачи, читать математические выражения; корригировать и развивать познавательные процессы обучающихся, логическое мышление;   воспитывать положительные качества личности.
Оборудование: учебники, плакат с изображением Колобка, карточки с примерами, приборы, грифели, магнитофонные записи музыкальных произведений.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Проверка готовности к уроку.

Гимнастика для рук

Рисунок 1.

(Читаем стихотворение вслух, показывая и слегка потряхивая каждый пальчик, рис.1)

Раз, два, три, четыре, пять,
будем пальцы мы считать,           
Пять на правой, пять на левой,
Знают это Таня с Севой.
Вместе будет их десяток,
Дружных, крепеньких ребяток.
Дел у каждого – сполна!
Мы дадим им имена.
Вот – большой, или Большак.
Помогать он всем мастак!
Живет отдельно от других.
Работать может за троих!
За ним стоит Указка.
Его конёк – подсказка.
Он нам без промедленья
Укажет путь к варенью.
Вот – Середняк, или средний,
Он третий, не последний.
Спокойный, очень сильный,
Как богатырь былинный.
Четвертый – Сиротинка,
Без имени детинка,
С наперстком оловянным
Зовется безымянным.
А пятый – Коротышка,
Проказливый мальчишка,
Шалун и привереда,
Мизинчик-непоседа!

II.  Актуализация опорных знаний

Проверка умения владеть изученной математической терминологией.

  Любите ли вы сказки? (Да!)
–  Сегодня на уроке я расскажу вам одну из них
– Угадайте, какую сказку я буду рассказывать? (На доске плакат (рис. 2), звучат музыкальные произведения).

Рисунок 2.

–  Испекла однажды бабушка Колобок. Положила его на лавку остужаться, а он – прыг на окно, с окна – на завалинку, с завалинки – на травку. Да и покатился по двору, а навстречу ему Петух – бежит, торопится, крыльями машет (рис. 3).

Рисунок 3.

– Что случилось, Петух? – спрашивает Колобок.
– Да вот, наш учитель, Котофей Леопольдович, задал примеры прочитать математическими терминами, а я забыл, как…
– Задумался Колобок…
– Помогите им, ребята. (Дети читают выражения с доски и по карточкам).

8 + 3 = 11
13 – 5 = 8

Покатился колобок дальше, а тут его Заяц (рис. 4) чуть не сбил.
– Да, вот, от Лисы убегаю, – отвечает Заяц, – надо успеть уроки сделать! Наш учитель, Котофей Леопольдович,  примеры задал, надо их решить с объяснением.
– Интересно, – подумал Колобок, – а я смогу это сделать? И решил попробовать. Да и запутался!
– Давайте, ребята, выручать Колобка!

Рисунок 4.

III. Закрепление навыка сложения и вычитания в пределах 20. Работа по учебнику (цепочка)

(учебник с плоско-печатным шрифтом стр. 54,  №2по Брайлю – стр.145,  №2; дети решают примеры с комментированием по цепочке)

– Ух, еле выбрался, – вздохнул Колобок и покатился дальше. Вдруг он услышал звуки: «ж – ж – ж»! Колобок увидел пчелиный рой (рис. 5). Пчелки пригласили Колобка порезвиться вместе с ними.

Рисунок 5.

IV. Физкультминутка

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
Прыжки на правой ноге
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
Прыжки на левой ноге
По тропинке побежим
До лужайки добежим.
Бег на месте
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки
Прыжки на месте
Стоп! Немного отдохнем! Присели
И домой пешком пойдем. Ходьба на месте

V. Формирование умения решать текстовые задачи. Работа в тетрадях

– В корзине лежало 14 еловых шишек и 6 сосновых шишек.
– Подберите вопросы к тексту.
(Дети подбирают вопросы)

  1. Сколько всего шишек в корзине?
  2. На сколько больше в корзине еловых шишек, чем сосновых?
  3. На сколько меньше в корзине сосновых шишек, чем еловых?

– Хорошо! Если есть текст и вопрос к нему, то получается задача.
– Давайте решим получившиеся задачи!
– Мы можем ответить на вопрос: сколько всего шишек в корзине? (Можем) Как?
(Запись в тетрадях: 14 + 6 = 20 (шт.)
– Мы можем ответить на вопрос: на сколько больше в корзине еловых шишек, чем сосновых? (Можем) Как?
(Запись в тетрадях: 14 – 6 = 8 (шт.)
– Мы можем ответить на вопрос: на сколько меньше в корзине сосновых шишек, чем еловых? (Можем) Как?
(Запись в тетрадях: 14 –  6 = 8 (шт.)

– Катится Колобок, песни поет, цветами любуется, пение птиц слушает. И, вдруг, из-за ёлки – Лиса (рис. 6). В зубах у неё торчит учебник по математике!
– Слушай, Колобок, – говорит Лиса – решишь две задачи – домой вернёшься, не решишь – съем я тебя! Решай быстро, а то я в школу к Котофею Леопольдовичу опаздываю!

Рисунок 6.

– Ребята, давайте поможем Колобку решить задачи, чтобы Лиса его не съела!

VI. Задачи в стихах

1. По ельничку мама шла.
Восемь рыжиков нашла,
А малышка дочка –
Только три грибочка.
Отвечайте, без запинки,
Сколько всех грибов в корзинке?

(8+ 3 = 11)

2. Любит порядок мальчик Егорка.
Книги свои он расставил на полки:
Девять книжек на одной
И четыре – на другой.
Сколько на двух полках
Книжек у Егорки?

(9 + 4 = 13)

– Ушла Лиса, а Колобок покатился домой к бабушке, чтобы расспросить у неё про школу и Котофея Леопольдовича. Но бабушка, хоть и обрадовалась Колобку, все же решила его проучить за непослушание и дала ему задание для самостоятельной работы.

VII. Домашнее задание

Задание в учебниках с плоско-печатным шрифтом стр. 54,  №3, №2 (4-й столбик)по Брайлю – стр.145,  №2 (4-й столбик), стр. 146, №3.

VIII. Выставление оценок

IX. Итог урока

– Вот и закончилась наша сказка.
– Какой вывод вы сделали из сказки? (Надо быть добрым человеком,  помогать слабым, стараться хорошо учиться).