Нестандартные уроки – одно из важных средств
обучения, т.к. они формируют у учеников
устойчивый интерес к учению, снимают напряжение,
помогают формировать навыки учебной
деятельности, оказывают эмоциональное
воздействие на детей, благодаря чему у них
формируются более прочные, глубокие знания. По
определению И. П. Подвласова, нестандартный урок
– это «импровизированное учебное занятие,
имеющее нетрадиционную структуру».
Нестандартные уроки обычно завершают изучение
темы либо начинают новую тему.
Для того чтобы урок носил творческий и
развивающий характер, воспитывал у детей
трудолюбие, чувство сострадания, развивал
логическое мышление, мы проводим уроки-сказки.
Сказочный сюжет вводит обучающихся в волшебный
мир, где они вместе с героями преодолевают
препятствия, побеждают зло, помогают обиженным.
Урок-сказка позволяет создать атмосферу
доброжелательности, зажечь огонек пытливости и
любознательности, что, в конечном счете,
облегчает процесс усвоения знаний и делает
обучение более эффективным. Приводим пример
урока-сказки по математике во 2 классе.
Тема: Закрепление изученного материала
Цель: формировать у учеников устойчивый
интерес к учению; закреплять навыки сложения и
вычитания в пределах 20; умения решать задачи,
читать математические выражения; корригировать
и развивать познавательные процессы
обучающихся, логическое мышление;
воспитывать положительные качества личности.
Оборудование: учебники, плакат с
изображением Колобка, карточки с примерами,
приборы, грифели, магнитофонные записи
музыкальных произведений.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Проверка готовности к уроку.
Гимнастика для рук
Рисунок 1.
(Читаем стихотворение вслух, показывая и слегка потряхивая каждый пальчик, рис.1)
Раз, два, три, четыре, пять,
будем пальцы мы считать,
Пять на правой, пять на левой,
Знают это Таня с Севой.
Вместе будет их десяток,
Дружных, крепеньких ребяток.
Дел у каждого – сполна!
Мы дадим им имена.
Вот – большой, или Большак.
Помогать он всем мастак!
Живет отдельно от других.
Работать может за троих!
За ним стоит Указка.
Его конёк – подсказка.
Он нам без промедленья
Укажет путь к варенью.
Вот – Середняк, или средний,
Он третий, не последний.
Спокойный, очень сильный,
Как богатырь былинный.
Четвертый – Сиротинка,
Без имени детинка,
С наперстком оловянным
Зовется безымянным.
А пятый – Коротышка,
Проказливый мальчишка,
Шалун и привереда,
Мизинчик-непоседа!
II. Актуализация опорных знаний
Проверка умения владеть изученной математической терминологией.
– Любите ли вы сказки? (Да!)
– Сегодня на уроке я расскажу вам одну из них
– Угадайте, какую сказку я буду рассказывать? (На
доске плакат (рис. 2), звучат музыкальные
произведения).
Рисунок 2.
– Испекла однажды бабушка Колобок. Положила его на лавку остужаться, а он – прыг на окно, с окна – на завалинку, с завалинки – на травку. Да и покатился по двору, а навстречу ему Петух – бежит, торопится, крыльями машет (рис. 3).
Рисунок 3.
– Что случилось, Петух? – спрашивает Колобок.
– Да вот, наш учитель, Котофей Леопольдович,
задал примеры прочитать математическими
терминами, а я забыл, как…
– Задумался Колобок…
– Помогите им, ребята. (Дети читают выражения с
доски и по карточкам).
8 + 3 = 11
13 – 5 = 8
Покатился колобок дальше, а тут его Заяц (рис. 4)
чуть не сбил.
– Да, вот, от Лисы убегаю, – отвечает Заяц, – надо
успеть уроки сделать! Наш учитель, Котофей
Леопольдович, примеры задал, надо их решить с
объяснением.
– Интересно, – подумал Колобок, – а я смогу это
сделать? И решил попробовать. Да и запутался!
– Давайте, ребята, выручать Колобка!
Рисунок 4.
III. Закрепление навыка сложения и вычитания в пределах 20. Работа по учебнику (цепочка)
(учебник с плоско-печатным шрифтом стр. 54, №2, по Брайлю – стр.145, №2; дети решают примеры с комментированием по цепочке)
– Ух, еле выбрался, – вздохнул Колобок и покатился дальше. Вдруг он услышал звуки: «ж – ж – ж»! Колобок увидел пчелиный рой (рис. 5). Пчелки пригласили Колобка порезвиться вместе с ними.
Рисунок 5.
IV. Физкультминутка
По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. |
Прыжки на правой ноге |
И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. |
Прыжки на левой ноге |
По тропинке побежим До лужайки добежим. |
Бег на месте |
На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки |
Прыжки на месте |
Стоп! Немного отдохнем! | Присели |
И домой пешком пойдем. | Ходьба на месте |
V. Формирование умения решать текстовые задачи. Работа в тетрадях
– В корзине лежало 14 еловых шишек и 6 сосновых
шишек.
– Подберите вопросы к тексту.
(Дети подбирают вопросы)
- Сколько всего шишек в корзине?
- На сколько больше в корзине еловых шишек, чем сосновых?
- На сколько меньше в корзине сосновых шишек, чем еловых?
– Хорошо! Если есть текст и вопрос к нему, то
получается задача.
– Давайте решим получившиеся задачи!
– Мы можем ответить на вопрос: сколько всего
шишек в корзине? (Можем) Как?
(Запись в тетрадях: 14 + 6 = 20 (шт.)
– Мы можем ответить на вопрос: на сколько больше
в корзине еловых шишек, чем сосновых? (Можем) Как?
(Запись в тетрадях: 14 – 6 = 8 (шт.)
– Мы можем ответить на вопрос: на сколько меньше
в корзине сосновых шишек, чем еловых? (Можем)
Как?
(Запись в тетрадях: 14 – 6 = 8 (шт.)
– Катится Колобок, песни поет, цветами
любуется, пение птиц слушает. И, вдруг, из-за ёлки
– Лиса (рис. 6). В зубах у неё торчит учебник по
математике!
– Слушай, Колобок, – говорит Лиса – решишь две
задачи – домой вернёшься, не решишь – съем я
тебя! Решай быстро, а то я в школу к Котофею
Леопольдовичу опаздываю!
Рисунок 6.
– Ребята, давайте поможем Колобку решить задачи, чтобы Лиса его не съела!
VI. Задачи в стихах
1. По ельничку мама шла.
Восемь рыжиков нашла,
А малышка дочка –
Только три грибочка.
Отвечайте, без запинки,
Сколько всех грибов в корзинке?
(8+ 3 = 11)
2. Любит порядок мальчик Егорка.
Книги свои он расставил на полки:
Девять книжек на одной
И четыре – на другой.
Сколько на двух полках
Книжек у Егорки?
(9 + 4 = 13)
– Ушла Лиса, а Колобок покатился домой к бабушке, чтобы расспросить у неё про школу и Котофея Леопольдовича. Но бабушка, хоть и обрадовалась Колобку, все же решила его проучить за непослушание и дала ему задание для самостоятельной работы.
VII. Домашнее задание
Задание в учебниках с плоско-печатным шрифтом стр. 54, №3, №2 (4-й столбик), по Брайлю – стр.145, №2 (4-й столбик), стр. 146, №3.
VIII. Выставление оценок
IX. Итог урока
– Вот и закончилась наша сказка.
– Какой вывод вы сделали из сказки? (Надо быть
добрым человеком, помогать слабым, стараться
хорошо учиться).