Тип проекта: коллективный, творческий, оздоровительный.
Участники проекта: дети, инструктор Ф. В., воспитатели, родители.
Образовательная область: физическое развитие и оздоровление.
Продолжительность: долгосрочный.
Актуальность темы:
Воспитание здорового ребенка – приоритетная,
наиглавнейшая задача дошкольного учреждения,
особенно в современных условиях. Забота о
здоровье ребёнка и взрослого человека стала
занимать во всём мире приоритетные позиции,
поскольку любой стране нужны личности
творческие, гармонично развитые, активные и
здоровые.
Проблема ухудшения здоровья населения страны и
особенно детей становиться национальной.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и
поддерживать интерес к оздоровлению, как самих
себя, так и своих детей.
Несомненно, проблема раннего формирования
культуры здоровья актуальна, своевременна и
достаточно сложна. Как укрепить и сохранить
здоровье наших детей, каким образом
способствовать формированию физической
культуры ребёнка, как привить навыки здорового
образа жизни, когда это надо начинать?
Известно, что дошкольный возраст является
решающим в формировании фундамента физического
и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет
человек проходит огромный путь развития. Именно
в этот период идёт интенсивное развитие органов
и становление функциональных систем организма,
закладываются основные черты личности,
формируется характер, отношение к себе и
окружающим. Очень важно именно на этом этапе
сформировать у детей базу знаний и практических
навыков здорового образа
жизни, осознанную потребность в систематических
занятиях физической культурой и спортом.
Задача обеспечения здорового детства актуальна
и требует внедрения в практику дошкольного
учреждения новых технологий здоровья, которые
позволят получить более полную информацию о
детях и подобрать эффективные способы
компенсации здоровья.
Отсюда вытекает важная проблема:
как научить детей дошкольного возраста быть
здоровыми.
Цель: разработать систему по формированию у дошкольников элементарных представлений о здоровом образе жизни, сохранении и укреплении своего здоровья, на основе инновационных форм работы.
Задачи:
- прививать любовь к физическим упражнениям;
- повысить уровень знаний воспитателей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей;
- разработать и внедрить наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей.
- обеспечить тесное сотрудничество и единые требования ДОУ и семьи в вопросах здоровья детей:
- ориентация семьи на воспитание здорового ребенка;
- формирование у родителей теоретических знаний и выработка потребности следовать здоровому образу жизни;
- помочь в приобретении навыков элементарных приемов диагностики, методов сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых.
Ожидаемые результаты:
- осознание детьми и взрослыми необходимости ведения здорового образа жизни.
- овладение навыками самооздорвления
- повышение ответственности воспитателей и родителей за здоровье детей.
Работа проекта строится на основных принципах:
Реализация проекта:
Утренняя гимнастика (сюжетная, на подвижных играх, игровой стретчинг (это растяжка, специальная поза, предназначенная для увеличения и сохранения длины мышц)., на народном фольклоре, кинезиологическая гимнастика (развитие умственных способностей и физического развития здоровья человека через определенные физические упражнения), дыхательная гимнастика и точечный массаж)
Занятия (образно-игровые, круговой тренировки, в форме эстафет и соревнований, по интересам, на свободное творчество, занятия-зачет, с использованием народного фольклора, занятия на тренажерах, с элементами психогимнастики, с элементами танцетеропии (танцевально-оздоровительные методики, которые воздействуют не только на физическое тело, но и на психико-эмоциональное состояние ребенка)).
Кружки («Непоседы» – танцевально-игровая гимнастика. Цель и задачи способствуют развитию не только координационных способностей детей, но и ловкости, гибкости, пластичности, красоты и точности движений. «В стране играли» – русские народные подвижные игры. Цель – развитие физических качеств детей, силы воли, интереса к народному творчеству.).
Неделя здоровья. Цель: формировать представление о здоровом образе жизни, вызывать эмоционально-положительные отношения к играм, к спортивным упражнениям и соревнованиям, к занятиям спортом.
Эколого-туристические походы. Цель: активизация положительных эмоций, обобщение и систематизация знаний детей о туризме.
Спортивные досуги, развлечения, праздники («Морское путешествие», «Чистота для здоровья нам нужна», «Озорные каблучки», «Мой веселый мяч»…).
Беседы с элементами практикума («Зачем мы спим», «Я – человек», «Я учусь охранять свою жизнь и здоровье»…)
Интервьюирование детей по вопросам «Что такое здоровье? Кто такой здоровый человек!»
Использование компьютерных технологий(презентации на тему «Откуда я взялся?», «Летние виды спорта», «Я и мое тело», «Зимние виды спорта»).
Участие воспитателей в реализации проекта:
Мастер-классы (Танцевально-игровая гимнастика, сказкотерапия, игровые стретчинги).
Тренинги («Игры и упражнения для развития ловкости у детей 3 – 4 лет»; «Игры и упражнения для развития ловкости у детей 5 – 6 лет»; «Самостоятельная двигательная деятельность детей вне занятий»).
Спортивные и оздоравливающие мероприятия: «Волшебная страна», «Пейте, дети, молоко, будете здоровы», «Поход по стране здоровья»…
Интегрированные занятия: «Я расту», «Сердце и его работа», «Глазки, уши и носы быть здоровыми должны», «Теремок», «Веселый счет»…
Роль родителей в реализации проекта:
- Детско-родительский клуб «Вместе с мамой, вместе с папой»
Цель: объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка»
- Консультирование родителей по вопросам – «Как растить здорового человека», «Дети и спорт, когда и с чего начинать», «Гигиена сна».
- Памятки, рекомендации (Скоро в школу, проведение самомассажей, дыхательных гимнастик).
- Совместные спортивные праздники («Здоровье детей»; «Путешествие в страну Спорта и Здоровья»…)
- «Неделя открытых дверей» (посещают занятия, утреннюю гимнастику, спортивные мероприятия).
- Тетради здоровья (инструктор дает рекомендации по развитию физических качеств детей, знакомятся с особенностями развития возраста, мониторингом).
- Совместные выставки работ на темы «Спорт глазами детей», «Мы рисуем спорт»…
Результаты работы:
Результаты медицинского осмотра детей МДОУ «Северяночка»
Средний уровень общей физической подготовленности учреждения в целом
Мониторинг позволяет выявить уровень развития
движений и физических качеств (быстрота, сила,
выносливость и т. д.) у ребенка.
За период 2006-2007 учебного года было
продиагностировано 58 детей; 2007-2008 учебного года
– 56 детей; 2008-2009 учебный год – 58 детей.
По шкале прироста физической подготовленности и
перевода их в 4 бальную систему (на основе
разработки Дмитриева А. А.) по учреждению в целом
прирост достигался за счет естественного
роста, оптимизации дополнительной двигательной
активности и программной системы физического
воспитания.
Вывод: Замечены улучшения результатов. Это связано с тем, что:
- создана и достаточно развита игровая среда;
- у старших детей достаточно накоплен игровой опыт (в организации и проведении игр);
- в детском саду проводятся дополнительные виды занятий: гимнастика после сна; кружок «Непоседы»; недели здоровья; походы, прогулки и т. д.
Постановка новой проблемы: Как воспитать будущих олимпийцев?