Здоровые дети — здоровое поколение

Разделы: Работа с дошкольниками


Тип проекта: коллективный, творческий, оздоровительный.

Участники проекта: дети, инструктор Ф. В., воспитатели, родители.

Образовательная область: физическое развитие и оздоровление.

Продолжительность: долгосрочный.

Актуальность темы:

Воспитание здорового ребенка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольного учреждения, особенно в современных условиях. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
Проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становиться национальной. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей.
Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать?
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа
жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Задача обеспечения здорового детства актуальна и требует внедрения в практику дошкольного учреждения новых технологий здоровья, которые позволят получить более полную информацию о детях и подобрать эффективные способы компенсации здоровья.
Отсюда вытекает важная проблема: как научить детей дошкольного возраста быть здоровыми.

Цель: разработать систему по формированию у дошкольников элементарных представлений о здоровом образе жизни, сохранении и укреплении своего здоровья, на основе инновационных форм работы.

Задачи:

  • прививать любовь к физическим упражнениям;
  • повысить уровень знаний воспитателей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей;
  •  разработать и внедрить наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей.
  • обеспечить тесное сотрудничество и единые требования ДОУ и семьи в вопросах здоровья детей:
  • ориентация семьи на воспитание здорового ребенка;
  • формирование у родителей теоретических знаний и выработка потребности следовать здоровому образу жизни;
  • помочь в приобретении навыков элементарных приемов диагностики, методов сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых.

Ожидаемые результаты:

  • осознание детьми и взрослыми необходимости ведения здорового образа жизни.
  • овладение навыками самооздорвления
  • повышение ответственности воспитателей и родителей за здоровье детей.

Работа проекта строится на основных принципах:

 

img5.gif (11643 bytes) 

Реализация проекта:

  1. Утренняя гимнастика (сюжетная, на подвижных играх, игровой стретчинг (это растяжка, специальная поза, предназначенная для увеличения и сохранения длины мышц)., на народном фольклоре, кинезиологическая гимнастика (развитие умственных способностей и физического развития здоровья человека через определенные физические упражнения), дыхательная гимнастика и точечный массаж)

  2. Занятия (образно-игровые, круговой тренировки, в форме эстафет и соревнований, по интересам, на свободное творчество, занятия-зачет, с использованием народного фольклора, занятия на тренажерах, с элементами психогимнастики, с элементами танцетеропии (танцевально-оздоровительные методики, которые воздействуют не только на физическое тело, но и на психико-эмоциональное состояние ребенка)).

  3. Кружки («Непоседы» – танцевально-игровая гимнастика. Цель и задачи способствуют развитию не только координационных способностей детей, но и ловкости, гибкости, пластичности, красоты и точности движений. «В стране играли» – русские народные подвижные игры. Цель –  развитие физических качеств детей, силы воли, интереса к народному творчеству.).

  4. Неделя здоровья. Цель: формировать представление о здоровом образе жизни, вызывать эмоционально-положительные отношения к играм, к спортивным упражнениям и соревнованиям, к занятиям спортом.

  5. Эколого-туристические походы. Цель: активизация положительных эмоций, обобщение и систематизация знаний детей о туризме.

  6. Спортивные досуги, развлечения, праздники («Морское путешествие», «Чистота для здоровья нам нужна», «Озорные каблучки», «Мой веселый мяч»…).

  7. Беседы с элементами практикума («Зачем мы спим», «Я – человек», «Я учусь охранять свою жизнь и здоровье»…)

  8. Интервьюирование детей по вопросам «Что такое здоровье? Кто такой здоровый человек!»

  9. Использование компьютерных технологий(презентации на тему «Откуда я взялся?», «Летние виды спорта», «Я и мое тело», «Зимние виды спорта»).

Участие воспитателей в реализации проекта:

  1. Мастер-классы (Танцевально-игровая гимнастика, сказкотерапия, игровые стретчинги).

  2. Тренинги («Игры и упражнения для развития ловкости у детей 3 – 4 лет»; «Игры и упражнения для развития ловкости у детей 5 – 6 лет»; «Самостоятельная двигательная деятельность детей вне занятий»).

  3. Спортивные и оздоравливающие мероприятия: «Волшебная страна», «Пейте, дети, молоко, будете здоровы», «Поход по стране здоровья»…

  4. Интегрированные занятия: «Я расту», «Сердце и его работа», «Глазки, уши и носы быть здоровыми должны», «Теремок», «Веселый счет»…

Роль родителей в реализации проекта:

  • Детско-родительский клуб «Вместе с мамой, вместе с папой»

Цель: объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка»

  1. Консультирование родителей по вопросам – «Как растить здорового человека», «Дети и спорт, когда и с чего начинать», «Гигиена сна».
  2. Памятки, рекомендации (Скоро в школу, проведение самомассажей, дыхательных гимнастик).
  3. Совместные спортивные праздники («Здоровье детей»; «Путешествие в страну Спорта и Здоровья»…)
  4. «Неделя открытых дверей» (посещают занятия, утреннюю гимнастику, спортивные мероприятия).
  5. Тетради здоровья (инструктор дает рекомендации по развитию физических качеств детей, знакомятся с особенностями развития возраста, мониторингом).
  6. Совместные выставки работ на темы «Спорт глазами детей», «Мы рисуем спорт»…

Результаты работы:

Результаты медицинского осмотра детей МДОУ «Северяночка»

Средний уровень общей физической подготовленности учреждения в целом

Мониторинг позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств (быстрота, сила, выносливость и т. д.) у ребенка.
За период 2006-2007 учебного года было продиагностировано 58 детей; 2007-2008 учебного года – 56 детей; 2008-2009 учебный год – 58 детей.
По шкале прироста физической подготовленности и перевода их в 4 бальную систему (на основе разработки Дмитриева А. А.) по учреждению в целом прирост достигался за счет естественного роста, оптимизации дополнительной двигательной активности и программной системы физического воспитания.

Вывод: Замечены улучшения результатов. Это связано с тем, что:

  • создана и достаточно развита игровая среда;
  • у старших детей достаточно накоплен игровой опыт (в организации и проведении игр);
  • в детском саду проводятся дополнительные виды занятий: гимнастика после сна; кружок «Непоседы»; недели здоровья; походы, прогулки и т. д.

Постановка новой проблемы: Как воспитать будущих олимпийцев?

Приложение