Цель: формирование и развитие знаний о природе, больших городах, о занятиях людей в нашей стране и своем поселке.
Задачи:
- Продолжать учить работать с учебником и тетрадью.
- Развивать умение следовать заданному алгоритму действий, соблюдая вербальные инструкции учителя; развивать интерес, любознательность, кругозор, интеллект.
- Воспитывать чувство гражданственности и патриотизма, ответственности и бережного отношения к миру природы; любовь к труду; чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
- Развивать интерес, любознательность, кругозор, интеллект.
Оборудование: физическая карта России, аудио-магнитофон, мультимедийный проектор, компьютер, учебник по предмету, рабочая тетрадь, сигнальные карточки, символика России
Ход урока
I. Организационный момент
– Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Все на месте?
Все в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки.
Мы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
II. Новая тема
– Сегодня на уроке мы отправимся в научную экспедицию.
III. Проверка домашнего задания
– Кто узнал, что такое экспедиция?
Экспедиция– это поездка группы людей, с каким либо специальным заданием.
IV. Актуализация знаний
Наше задание:
1.Узнать, что за удивительная страна, в которой мы живем.
2.Исследовать природу нашей страны.
3. Познакомиться с жизнью и занятием людей в разных уголках нашей Родины.
Наша экспедиция будет проходить под девизом:
“Наблюдай и восхищайся,
Изучай и береги!” (Слайд №1)
Для экспедиции нам нужно взять учебник, где есть карта нашей Родины и тетрадь для интересных заметок.
V. Основная часть урока.
1.Вводная беседа:
– Как называется наша страна?
– Какие отличительные знаки России вы уже знаете?
Рассказ учителя:
Россия – самая большая страна.
Посмотрите на карту, как велика наша Родина. Ее природа богата и разнообразна. Просторы России раскинуты от Северного ледовитого океана до Черного моря. От Балтийского моря, до Тихого океана. Как и все на Земле, она нуждается в охране и изучении.
– Какой же нам выбрать вид транспорта для экспедиции?
– Разгадайте загадку.
Он пропеллер запускает,
Вертикально вверх взлетает,
Устремляется в полет
Длиннохвостый…….(вертолет).
(Каждый ребенок получает иллюстрацию с изображением вертолета)
– Нам нужно завести вертолет.
2. Физминутка.
К взлету вертолета приготовиться!
– Есть приготовиться! (Руку к голове)
Пристегнуть ремни!
– Есть пристегнуть ремни! (Хлопок перед собой)
Включить контакты!
– Есть включить контакты. (Прямые руки перед собой)
Завести моторы.
– Есть завести моторы жжжж (Крутить руки перед собой)
– 5 4 3 2 1 – взлет!
Ура!
Настроенье каково?
Во!
3. Работа экспедиции на Крайнем Севере .(Слайд №2)
Учитель:
– Это Крайний Север. Здесь дольше всего гостит зима. На этой земле все время лежит снег, трещат сильные морозы, дуют холодные ветра, кружат метели. Эту землю называют “Белая земля”. Посмотрите, каких животных мы видим среди бескрайней ледяной и снежной долины?
Эти животные хорошо приспособились к жизни на севере. Они имеют густую, длинную шерсть.
Люди, живущие на севере разводят оленей, занимаются оленеводством. Передвигаются люди на нартах. Нарты это такие специальные сани. В нарты запрягают оленей. В них северяне перевозят грузы, продукты. Жители Крайнего Севера одеваются очень тепло. Их одежда сшита из оленьего меха. Из шкур оленей жители севера собирают жилища. Эти жилища называются чумы.
Консультант 1.
В зимнее время на Крайнем севере можно наблюдать интересное природное явление – полярную ночь, которая длится пол года, а пол года полярный день. Очень красивое зрелище “Северное сияние”. (Слайд №3)
Вывод:
– Какая природа на Крайнем Севере?
– Чем занимаются люди?
Работа в тетради
– Соедини линиями жителя Крайнего Севера с его занятием.
– Ребята нам нужно лететь дальше.
– Настроенье, каково? Во!
Вертолет отправляется на Дальний Восток.
4. Работа экспедиции на Дальнем Востоке. (Слайд №4)
Консультант 2.
В морях Дальнего Востока много рыбы. Люди в этом краю занимаются рыболовством. На кораблях рыбу привозят в порт. В порту можно увидеть корабли из разных стран с различными товарами.
Консультант 3.
На Дальнем Востоке много вулканов (Слайд №5) Многие извергаются и несут опасность.
Вывод:
– Чем занимаются жители Дальнего Востока?
– Чем особенна природа Дальнего Востока?
Работа в тетради
– На каком рисунке изображен Дальний Восток, закрасьте кружок синим цветом.
Нам нужно продолжать экспедицию. Настроенье, каково?
Во!
5. Перелет экспедиции с Дальнего Востока на запад страны. (Слайд №6)
Консультант 4.
Здесь люди занимаются земледелием. На полях, где выращивают пшеницу, рожь, овес, лен, работают трактора. Поля, луга, степи плавно переходят в леса, непроходимую густую тайгу. Большое разнообразие деревьев можно увидеть в тайге.
Учитель:
– Какие животные живут в тайге? Отгадайте загадки.
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает? (Медведь)
– Красавец медведь-хозяин леса! (Слайд №7)
6. Физминутка
Топай Мишка, хлопай Мишка,
Приседай со мной братишка.
Руки вверх и руки вниз.
Улыбайся и садись.
– Жителей тайги очень много. (Слайд№8)
Многие животные занесены в Красную книгу и находятся под охраной нашего государства.
Вывод:
– Чем отличается природа данного края?
– Чем занимаются люди этого края?
Работа в тетради
– Соедини линиями изображение второго человека с его занятием.
Настроенье, каково? Во!
7. Работа экспедиции в Санкт-Петербурге.
Учитель:
Наш вертолет летит дальше. Сейчас мы приземлимся в городе, который называется Санкт– Петербург. (Слайд №9)
– Что вы знаете об этом городе?
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой его гранит…
– Санкт-Петербург– город уникальной красоты, ему более 300 лет. Этот город является мировым культурным центром, здесь много музеев, много исторических памятников. Сюда приезжают люди изо всех стран мира.
Работа в тетради
– Закрась зеленым цветом кружок, где иллюстрация, города Санкт-Петербурга.
– Нам пора лететь дальше.
Настроенье, каково? Во!
10. Работа экспедиции в городе Москве.
– Сейчас мы совершим посадку в главном городе нашей страны.
– Как называется этот город? (Слайд №10)
Московские звезды над нами горят.
Зовут они в гости наших ребят.
Мы родину любим, и будем беречь.
В Москве побывать нам – большая честь!
Москва – самый крупный город нашей страны.
Москве более 850 лет. Этот город является мировым центром культуры, искусства и науки.
– Перед вами Государственный Академический Большой театр.
– Какие объекты вам знакомы?
(Красная площадь, Собор Василия Блаженного)
– Как вы думаете, почему площадь носит такое название?
Слово “красное” прежде значило “красивая”.
Бой кремлевских курантов ежедневно слышит вся страна, они известны во всем мире и представляют не только Москву, но и нашу страну.
Работа в тетради
– Красным карандашом закрась кружок, где находится изображение объектов города Москвы.
Нам пора возвращаться домой.
– Кто знает наш адрес?
11. Робота экспедиции в родном крае.
– Прокопьевскому району 85 лет. Сравнительно с Москвой он очень молодой. (Слайд №11)
Здесь работают шахты, где добывают уголь и отправляют его в разные уголки нашей родины. В районе занимаются животноводством и сельским хозяйством. (Слайд №12)
Нашему поселку всего 45 лет.
Здесь живут и шахтеры и птичники и охотники. На территории поселка работает птицефабрика. (Слайд №13)
VI. Итог урока:
Вот и закончилась наша экспедиция.
– Чем удивила вас наша страна?
Пословица “Нет краше Родины нашей” (Слайд №14)
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою– рекою,
С могучим, быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом – “Русь”
– Одинаковая природа в России? (нет)
– Чем занимаются жители России?
Ребята, экспедиция закончилась, а девиз урока пусть будет у вас девизом ежедневным.
“Наблюдай и восхищайся,
Изучай и береги!”
VII. Домашнее задание.Подобрать пословицы о Родине.