Цели:
- Познакомить с произведением Б.А.Слуцкого «Лошади в океане».
- Продолжить работу над совершенствованием техники чтения.
- Развивать память, логическое мышление, словарный запас, творческие способности детей.
- Воспитывать чувство патриотизма, нравственные чувства, чувства сострадания, гордости и любви к Родине.
Оборудование:
1. Учебник «Родная речь». Авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. 4-й класс.
2. Портрет Б.А.Слуцкого.
3. Репродукции картин на тему «Родина».
4. Аудиозапись. Марк Бернес «С чего начинается Родина».
Ход урока
1. Организационный момент (психологический настрой)
Ребята, я хочу, чтобы сегодняшний урок прошел успешно, чтобы в вашей душе осталось чувство доброты, чтобы вы научились сопереживать событиям, о которых мы будем говорить. Я желаю вам успехов в работе.
2. Сообщение плана работы на уроке, который вывешивается на доску
План:
1) Проверка домашнего задания.
2) Познавательный этап.
3) Выразительное чтение.
4) Итог.
3. Проверка домашнего задания
Какое задание вы готовили к сегодняшнему уроку.
Дети читают стихотворение А.В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…»
О чем говорится в этом стихотворении?
Ответы детей.
Мы с вами живем в России, но у каждого человека есть самый дорогой уголок. Родина-это земля наших прадедов, дедов, отцов; поэтому Родину называют отечество (вывешивается на доску карточка), или отчизна (карточка).
Дети читают хором эти слова.
Это слова близкие по значению. Как они называются? (синонимы)
Обращается внимание детей на репродукции картин.
Как безграничны просторы Родины, один пейзаж сменяется другим. Наша Родина многонациональна, и только дружба между народами делает ее крепкой, могучей, защищенной.
На доске пословица: Родина-мать, умей за нее постоять.
Объясните смысл этой пословицы.
Ответы детей.
4. Работа над новым материалом
Сегодня мы будем работать над стихотворением Бориса Абрамовича Слуцкого «Лошади в океане».
Портрет Б.А. Слуцкого на доске.
Что же это был за человек, почему он написал такое произведение?
Родился поэт в городе Славянске, в семье служащего. Учился в Харькове. В 1937 году переехал в Москву. В 1941 году закончил литературный институт. 1941 год-начало Великой отечественной войны. Слуцкий уходит на фронт. Начинает войну солдатом, заканчивает майором. Это высокое воинское звание. Люди защищали свою родину и на суше, и в воздухе, и на воде. Враг был беспощаден. Послушайте как описывает одно из событий военных лет Борис Абрамович Слуцкий.
Перед чтением учитель ставит задачу: постарайтесь представить описываемую ситуацию. Какие чувства она вызвала?
После чтения текста дети отвечают на поставленный вопрос.
Стихи Слуцкого о войне необычны. Внимание поэта сосредоточено на небольших событиях, лишь дорисовывающих, дополняющих картину ужасов войны.
5.Физкультминутка
Руки у груди поставим
Три рывка назад локтями
Руки в замочек за спинкой сожми
Вверх поднимай, сильно спинку прогни
И головою теперь покрути
Лень и усталость скорей прогони.
Дыхательная гимнастика.
Руки лежат на коленях, голова опущена, плечи ссутулены. На медленном вдохе поднимаем голову, расправляем плечи, поднимаем руки. На выдохе принимаем исходное положение. Три раза.
6. Продолжение работы над новым материалом
Прочитайте стихотворение, выделенные слова посмотрите в словаре, отметьте непонятные слова.
Словарная работа со словами, требующими пояснения.
Почему автор называет лошадей рыжим островом?
Как поэт относится к тому,что произошло на корабле «Глория» ?
Как спасались люди?
Почему автор говорит «в шлюпки влезли» ?
Как спасались лошади? Предполагали ли они, что их подстерегает гибель?
Дети подтверждают свои ответы текстом.
Что почувствовали лошади, когда потеряли надежду на спасение?
Дети отвечают, на доску выставляются карточки: страх, испуг, безнадежность, тревога.
Расставьте эти карточки по мере возникновения этих чувств у лошадей.
Чему возражали кони?
Кто их топил?
Почему неоднократно повторяется слово «ржали»?
Что хотел показать автор этим повторением? (было тяжело, невыносимо, горько, страшно, надеялись на помощь). «Ржали, ржали» будто бы на помощь звали. Автор хотел подчеркнуть боль и страдание.
Прочитайте это стихотворение, отметьте паузы, подумайте с какой интонацией вы будете читать это произведение.
Это стихотворение Слуцкий написал в 1951 году на основе реальных событий. Трагедия произошла в Атлантическом океане. Работа в парах. Прочитайте друг другу это произведение так, как если бы вы сами наблюдали это событие, постарайтесь передать чувства и настроение.
Выразительное чтение вслух.
Дети по очереди читают это произведение.
Как вы считаете кому лучше удалось передать трагедию произошедшего? Почему?
7. Итог
Звучит песня «С чего начинается Родина» в исполнении Марка Бернеса.
Для каждого человека Родина-это самое дорогое и очень важно, чтобы никакое зло не коснулось ничьей родины. В стихах Бориса Абрамовича Слуцкого звучит невысказанная мысль: война-зло, которое не должно повториться, она противна природе и жизни человека. А теперь посмотрите на доску и прочтите слова из Священного писания:
И каждому животному на земле, и каждой птице в воздухе, и всему, что ползает на земле, Я дал живую душу.
Как вы понимаете эти слова? Война приносит боль и горе всему живому. От нее страдают все живые души.
Ребята, а кому это стихотворение «запало» в душу, кто хочет выучить его наизусть? Это и будет вашим домашним заданием.
Оценка ответов детей.