Цель урока:
1. Ввести понятие высказывания.
2. Познакомить учащихся с понятиями темы и ремы, истинные и ложные высказывания.
3. Подготовить детей для работы с различными видами высказываний.
Оборудование: рабочие тетради, карточки с заданиями, толковый словарь.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Сконцентрировать внимание учащихся на то, что сегодня мы начнем изучение новой, интересной темы, где пригодятся их знания не только по математике, но и по другим предметам.
2. Разгадывание кроссворда
Вопросы:
1. Как называется число в, на которое число a делится без остатка?
2. Как называются числа, которые имеют только два делителя?
3. Как по-другому называются правила, по которым выполняются арифметические действия?
4. Как называется равенство содержащее неизвестное?
5. Как по-другому называется делимое?
6. Как называются числа, у которых больше двух делителей?
Если кроссворд разгадан правильно, то по вертикали получается нужное нам слово логика.
Учитель: Прочитаем получившееся слово. Вы встречались с эти словом? (выслушать все ответы учащихся и сделать вывод)
ЛОГИКА - это наука о законах и формах мышления, позволяющая строить аргументированные рассуждения. Логичный – разумный, последовательный, закономерный.
3. Постановка учебной задачи
Учитель: Сегодня мы начинаем изучать большой раздел математики: « Язык и логика». Язык, конечно математический, чтобы речь наша была математически грамотной.
На доске записан № 220 (третий столбик)
12+17 ≥ 29
12+17 ≤ 29
12+17 ≥ 28
12+17 ≤ 28
Учитель:
- Что записано на доске?
- Прочитайте разными способами.
- Найдите лишнее неравенство. Объясните ответ.
- Что вы можете сказать о первых трех неравенствах?
- Почему они верные?
- Как по-другому можно назвать записанные неравенства?
Выслушать ответы учащихся и предложить подобрать синонимы к термину выражение. Если ребятам трудно это сделать, то спросить, где можно найти синоним и обратиться к словарю. Акцентируя внимание на понятиях предложение и высказывание, поставить перед учащимися задачу.
Учитель: В математическом понимании эти слова обозначают одно и тоже или нет? Цель нашего урока понять это.
4. «Открытие» детьми нового знания
№ 216 (а, б, г, д, е)
Учитель: На какие группы можно разбить записанные предложения?
ВЕРНЫЕ б, г |
НЕВЕРНЫЕ е |
НИ ВЕРНЫЕ, НИ НЕВЕРНЫЕ а, д |
В Ы С К А З Ы В Н И Я |
Учитель дает определение, что называется высказыванием.
- А какими словами можно заменить слова верно и неверно?
5. Первичное закрепление
№ 218 (устно)
Придумать математические высказывания и предложения, которые не являются высказываниями.
№ 223 (самостоятельно записать в тетрадь буквы истинных высказываний)
Учитель вводит понятия тема и рема.
№217(и, к)
Задание на карточках для всего класса.
Учитель: В конвертах лежат отдельно темы и ремы, вам нужно составить высказывания.
ВСЕ ЧЕТНЫЕ ЧИСЛА |
ДЕЛЯТСЯ НА ДВА |
ПОСЛЕ ВОСКРЕСЕНЬЯ |
НАСТУПИТ ВТОРНИК |
ВСЕ ЧИСЛА, КРАТНЫЕ 10 |
ОКАНЧИВАЮТСЯ НУЛЕМ |
Учитель:
- Прочитайте. Какие из них истинные, какие ложные?
- А теперь поменяйте тему и рему местами.
- Попробуйте сформулировать новые высказывания.
- Какими теперь они стали? Истинными или ложными?
- Сделайте вывод.
Следующее задание. Перед ребятами лежат карточки.
Учитель: Из букв соответствующих истинным высказываниям, составить слово.
П - 56 – кратное 7
С - 4 – делитель 12
А - 23 – составное число
Х - в множестве все числа простые
Е - 11 – натуральное число
К - все четные числа являются составными
У - любое число является делителем самого себя
Дети записывают полученное слово в тетрадь. Проверка выполняется после подведения итога урока.
Домашнее задание: № 230 (на выбор), № 231, № 232.
6. Итог урока
Подвести итог урока, поблагодарить ребят за работу. Построить речь так, чтобы последним словом было полученное слово успех.