Нравственное воспитание является одним из важнейших компонентов формирования личности ребенка дошкольного возраста.
Эмоционально-чувственные проявления к окружающему миру позволяют ему благополучно адаптироваться в разнообразии социальных отношений. Воспитание и развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка способствует накоплению позитивного опыта в установлении доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми людьми.
В связи с появившейся проблемой нравственной опустошенности, проявлением детской жестокости и агрессии, возникла необходимость помочь детям разобраться в сложном мире социальных отношений, научить согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносить свои поступки с общественными нормами поведения. Таким образом, мною были подобраны специальные игры и упражнения, благодаря которым у детей формируется эмоционально - мотивационные установки по отношению к себе, окружающим сверстникам и взрослым людям. Знания, полученные детьми на занятиях, дают представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Дошкольники приобретают опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе.
Цели:
- развитие эмоционально-чувственного отношения к окружающим;
- формирование навыков адекватного поведения в обществе сверстников и взрослых людей.
Разработанные игры-занятия предназначены для детей от 4 до 7 лет, рассчитаны на поэтапную реализацию.
Первый этап - средний дошкольный возраст - направлен на развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка и формирование гуманных отношений в группе детей.
Второй этап - старший дошкольный возраст - направлен на развитие эмоционально-чувственных отношений к окружающим и формирование навыков коммуникативной деятельности со сверстниками и взрослыми людьми.
ЗАДАЧИ
- Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с со6ой».
- Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания в общении.
- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и взрослыми людьми.
- Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимой) - средствами человеческого общения.
- Развитие умения анализировать собственное поведение и поступки окружающих людей.
- Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование доверия к собеседнику.
- Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
- Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.
- Обучение детей речевым средством общения.
- Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.
Принципы
Безоценочность. Любая оценка (как отрицательная, так и положительная), фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках. Другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Всё это порождает желание (угодить) взрослому, самоутвердиться.
Отсутствие соревновательности. Устранение возможности фиксации внимания ребёнка на собственные качества и достоинства; порождения демонстративности, конкурентности; ориентации на оценку окружающих и в конечном итоге- разобщённости со сверстниками.
Отказ от игрушек и предметов (на первых этапах). Появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера.
Минимизация речевого взаимодействия (на первом этапе). Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция), то самым простым и обычным способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы и т.д.).
Используемая форма работы - специальные групповые игровые занятия, имеющие определенную структуру. Занятия начинаются приветствием, включают несколько игр, проводимых взрослыми, и завершаются ритуальным прощанием. Диагностика проводится два раза в год с целью изучения личностных характеристик ребенка и его межличностных отношений с окружающими людьми; позволяет сделать вывод о своеобразии формирования навыков общения у каждого из детей.
Методика «Закончи историю»
Цель: Изучение осознания детьми основных нравственных норм.
Методика «Сюжетные картинки»
Цель: Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным нормам.
Цветной тест отношений (ЦТО)
Цель: Изучение эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам. Изучение эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам. Изучение индивидуального содержания каждой нормы, ее качественных характеристик.
Методика «Сделаем вместе»
Цель: Оценить уровень развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющийся во взаимодействии со сверстниками.
На первом этапе работы я изучила психолого-педагогическую литературу, в частности, программы:
1. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой.
2. Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками «Азбука общения» под редакцией Л.М. Шипициной, О. В. Защипинской.
З. Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада «Школа добрых волшебников» под редакцией В. Холмогоровой.
На втором этапе на основе изученного методического материала разработала систему игр-занятий для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Из программы В. Холмогоровой я выделила и включила в свою работу игры, направленные на формирование эмоционально - чувственных отношений друг к другу и сплоченного детского коллектива. Дополнила учебным материалом из программы «Азбука общения», где я большое внимание уделила играм и упражнениям на формирование коммуникативной деятельности со сверстниками и взрослыми людьми, и культуру общения. Такое сочетание образовательного материала полностью раскрыло интересующие меня темы нравственного воспитания. Кроме того, заимствованные мною методы воспитания способствуют не только формированию у детей знаний о правильном поведении (как в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой), но и развитию эмоций и чувств, направленных на другого человека - сверстника или взрослого.
Разработанные игры-занятия содержат специально подобранные игры и игровые упражнения, благодаря которым у детей формируются эмоционально-мотивированные установки по отношению к себе, окружающим сверстникам и взрослым людям.
Третьим этапом моей работы является непосредственное использование игр-занятий в воспитании эмоционально-чувственных детей к окружающим и формированию навыков культуры общения. Кроме игр - занятий мною проводятся занятия (в соответствии с планом воспитательно-образовательной работы) по социально-нравственному воспитанию: беседы, чтение произведений, прогулки, экскурсии. Мною сделаны пособия для занятий, пиктограммы, иллюстрации, которые используются на занятиях.
Знания, полученные детьми, дают представление об искусстве человеческих взаимоотношений, дети приобретают опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе.
Предполагаемые результаты
Данные игры- занятия позволяют ребенку- дошкольнику:
- расширять представление об основных эмоциях, их делении на положительные и отрицательные;
- сформировать умение распознавать эмоциональное проявление других людей по различным признакам (мимика, интонация, голос, жестикуляция);
- сформировать умение проявлять эмоции и чувства различными социально-приемлемыми способами (умением договариваться, уступать, отвлечься на другое дело).
Тематический план игр – занятий по формированию эмоционально – чувственного отношения к окружающим для детей среднего дошкольного возраста (31 занятие)
Тема |
Цель |
Кол – во занятий |
Предварительная работа |
1. Способы взаимодействия |
Переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. |
3 |
1. Беседа с родителями на тему: «Как научить малыша играть». 2. Этюды на эмоциональные выражения чувства радости от общения с окружающим миром: «Солнышко», «Небо», «Цветы и травка», «Птицы». |
2. Мой сверстник. Какой он? |
Отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредото-ченности на отношении к себе ровесников, обратить внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. |
4 |
1. Дидактическая игра: «Мы – разные». 2. Составление альбома «Вот какие мы». |
3. Давай не будем ссориться |
Научить согласовывать собственное поведение с поведением других детей. |
5 |
1. Чтение рассказов о дружбе. 2. Разучивание стихотворения В.Викторова «Дружат дети всей земли». З. Просмотр кукольного спектакля «Катание кукол на санках». 4. Подвижная игра «Нам не тесно». |
4. Чувства и эмоции |
Научить детей выражать свои чувства и эмоции разными способами. Сближение детей через переживание общих одинаковых эмоций. |
4 |
1. Работа с пиктограммами «Чувства и эмоции». 2. Игра-инсценировка «Грусть и радость». |
5. Я тебе помогу |
Сопереживание другому, создание ситуаций, в которых ребенок может оказать помощь. |
4 |
1. Анкетирование родителей. Тема: «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим». 2. Чтение рассказа «Добрый поступок Вани». Беседа по рассказу. З. Разучивание пословиц, поговорок о дружбе. |
6. Добрые слова |
Научить детей видеть и выделять положительные качества и достоинства других детей. |
6 |
1. Игра-инсцеиировка «Доброе слово лечит, а худое калечит». 2. Дидактическая игра «Соседи». |
7. Делаем все дружно |
Создание условий для формирования позитивного поведения по отношению к сверстнику в процессе совместной деятельности. |
5 |
1. Дидактическая игра «Соседи». 2. Беседа с родителями на тему «Детские конфликты». |
Тематический план игр – занятий по формированию эмоционально – чувственного отношения к окружающим для детей старшего дошкольного возраста (26 занятий)
Тема |
Цель |
Кол – во занятий |
Предварительная работа |
1. Языки общения |
Дать детям представление о средствах и способах коммуникации с окружающими; о значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения. |
4 |
1. Беседа на тему: «Мои умные помощники». 2. Аппликация на тему: Стихотворение А. Вечнер «Цвета радуги». 3. Игра – занятие в театральной студии «Пойми меня». |
2. Ты и я. Мы – разные |
Дать детям представление о существовании и значении индивидуальных особенностей своих сверстников, об умении и необходимости общаться друг с другом, несмотря на разницу желаний и возможностей. |
6 |
1. Разучить с детьми пословицы, поговорки о дружбе. 2. Чтение сказок и рассказов о дружбе. 3. Провести беседу с родителями на тему: «С кем общается ваш ребенок». |
3. Характер |
Познакомить детей с основными чертами характера людей, научить их определять и сравнивать, выделять негативные и позитивные; на основе полученных знаний строить свое поведение в общении с другими. |
5 |
1. Чтение и рассказывание сказок о хороших и плохих поступках. 2. Оформление альбома «Что такое хорошо и что такое плохо? З. Консультация для родителей «Детские конфликты». |
4. Умение владеть собой |
Научить детей контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм общения между людьми. |
5 |
1. Провести анкетирование с родителями на тему: «Общение детей в семье». 2. Чтение сказки К.Д. Ушинского «Умей обождать». 3. Сюжетно – ролевая игра «Как побороть страх». 4. Беседа с родителями на тему: «Как предупредить отклонения в развитии ребенка». |
5. Культура общения |
Дать детям представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить их с правилами этикета. |
6 |
1. Познакомить детей с правилами этикета. 2. Разучить стихи о вежливых словах. 3. Беседа «Как вести себя за столом». 4. Подготовить папку – раскладушку «Хорошие и дурные манеры». |