Организация работы руководителя школьного методического объединения

Разделы: Администрирование школы


Модернизация современного отечественного образования предполагает не только обновление содержания образования, структурные и организационно-экономические изменения, но и совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы школы, является методическая служба. Роль методической службы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

Содержание методической работы в школе включает в себя следующие направления:

  • изучение нормативно-правовых документов органов образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
  • изучение новых педагогических технологий;
  • изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания, проблем управления образовательным процессом;
  • диагностику профессиональных запросов учителей;
  • подготовку учителей к аттестации;
  • курсовую переподготовку;
  • подготовку к участию в научно-практических конференциях;
  • организацию и проведение теоретических семинаров и методических дней;
  • мониторинг учебных достижений;
  • программа методическое обеспечение образовательного процесса;
  • работу по оснащению кабинетов программными, методическими, диагностическими материалами;
  • внеклассную работу по предметам;
  • организацию исследовательской деятельности учителей и учащихся;
  • изучение передового педагогического опыта коллег.

При планировании методической работы учителя гимназии стремятся отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

Одним из звеньев единой методической службы гимназии является школьное методическое объединение. Являясь не только руководителем кафедры физико-математического цикла, но и руководителем школьного методического объединения учителей математики, физики и информатики, я провожу довольно большую методическую работу. За время работы сформировались определённые принципы, методы и формы работы

Основное внимание в методической работе уделяется оказанию действенной помощи каждому учителю. Для того, чтобы эта помощь была реальной, работа строится на диагностической основе с учетом результатов анализа работы за прошедшие годы и выявленных недостатков.

Диагностика систематизирует методическую работу. Каждый учитель в течение 5 лет самостоятельно работает над своей проблемной темой, которая созвучна теме МО и школы, оформляет все материалы в папке по самообразованию, где сосредотачивается теоретический и практический материал по теме, разработки уроков и внеклассных мероприятий, творческие работы учащихся.

Вся работа отражается в отдельных методических папках, которые составляют единое целое, позволяющее увидеть реальную картину работы МО.

Папка № 1 Учебно-методическая деятельность

Задачи:

  • формирование банка данных педагогической информации (нормативно-правовая, научно-методическаяметодическая);

В данной папке собрана вся документация по нормативно-правовой базе:

  • Положение о МО гимназии;
  • приказ о назначении руководителя МО;
  • Положение о школьной олимпиаде;
  • Положение о методической неделе;
  • Положение о кафедре;
  • документация по итоговой аттестации учащихся и аттестации учителей;
  • документы,  изучаемые на заседаниях МО.

Папка №2: Программы, стандарты, проект стандарта нового поколения, календарно-тематическое планирование

Все программы, календарно-тематическое планирование, стандарты и проект стандарта нового поколения. Календарно-тематическое планирование утверждено директором гимназии и завучем физико-математического цикла. Такое расположение документов позволяет быстро найти необходимое и при проверке работы МО не требует приглашения учителя-предметника.

Папка № 3: Мониторинг учебной деятельности учителей физико-математического цикла.

Задачи мониторинга учебной деятельности

  • повышение профессиональной культуры учителя через участие в реализации методической идеи МОУ;
  • создание условий для повышения социально-профессионального статуса учителя
  • организация и проведение мониторинга обученности учащихся на основе научно-методического обеспечения учебных программ.

План по мониторингу представлен в таблице:

П/п

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

Анализ выполнения плана МО за 2008/2009 учебный год и утверждение плана МО на 2009/2010 учебный год.

август

Руководитель МО

2

Конкретизация социально-профессионального статуса членов МО

август

Руководитель МО

4

Проведение заседаний МО

каждый месяц

Руководитель МО

5

Участие в педагогических советах школы, методических семинарах, заседаний районных предметных секций, районных предметных олимпиадах.

1 раз в месяц

Члены МО

6

Актуализация нормативных требований Сан.П и Н, охраны труда для всех участников образовательного процесса.

Сентябрь, январь

Члены МО

7

Внедрение информационных технологий в организационно-педагогический процесс

В течение года

Члены МО

8

Справки по ВШК

В течение года

Руководитель МО, руководитель кафедры

9

Диагностика

В течение года

Руководитель МО, руководитель кафедры

10

Организация и проведение четвертных, полугодовых и итоговых контрольных работ по предметам

Ноябрь, декабрь, февраль, май

Члены МО

11

Организация и проведение методических недель

Ноябрь, декабрь, февраль

Члены МО

12

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов

декабрь, апрель, май

Члены МО

13

Составление пакета документов для проведения итоговой аттестации учащихся 9 классов

Апрель

Члены МО

14

Составление и утверждение плана работы МО на 2010/2011 учебный год

 май-июнь

Руководитель МО

 

П/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Примечание

1

Организация и проведение контроля выполнения учебных программ, обязательного минимума содержания образования, корректирование прохождения программ по предметам

Январь, май

Руководитель МО,
члены МО

Справка и протоколы МО

2

Анализ входного контроля знаний, четвертных, полугодовых и итоговых контрольных работ

1 раз в 2 месяца

Руководитель МО,
Члены МО

Справка и протоколы МО

3

Анализ эффективности использования вариативной части школьного учебного плана

1 раз в полугодие

Руководитель МО, члены МО

Справка и протоколы МО

4

Анализ эффективности организации работы со слабоуспевающими учащимися в основной школе

1 раз в 3 месяца

Руководитель МО, члены МО

Справка и протоколы МО

5

Осуществление контроля выполнения практической части учебной программы по физике, математике, информатике

Январь, май

Руководитель МО

Справка

6

Анализ качества обученности учащихся по предметам физико-.мат. цикла за 1,2, 3, 4 четверти, 1 и 2 полугодие, год.

По окончании четверти, полугодия, года.

Руководитель МО,
члены МО

Справка и протоколы заседаний МО

7

Осуществление контроля за качеством составления пакетов документов для итоговой аттестации учащихся 9 по предметам физико-.мат. цикла

Апрель

Руководитель МО

Протокол заседаний МО

8

Оказание консультативной помощи при подготовке к экзаменам по предметам физико-.мат.цикла

Апрель - июнь

Члены МО

Нормативные документы по итоговой аттестации учащихся

9

Участие в работе малых пед. советах по предварительной итоговой успеваемости учащихся за четверть, полугодие

Октябрь
Декабрь
Февраль
Апрель

Члены МО

Информация

Папка № 4 Организация внеклассной работы по предметам.

Задачи:

  • формирование и развитие информационного пространства и информационных ресурсов образования, обеспечивающих взаимодействие между участниками образовательного процесса;
  • создание комфортных условий для интеллектуально-продвинутых учащихся, развития их творческих способностей.

П/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Примечание

1

Организация и проведение индивидуально – групповых занятий по предметам физико-.мат. цикла

Август, в течение года

Члены МО

Программы индивидуальных и индивидуально- групповых занятий по предметам (протокол МО), рекомендации

2

Участие в организации и проведении школьной научно-практической конференции

март

Члены МО

План методической недели МО (протокол МО, сборник)

3

Составление и утверждение олимпиадных заданий по предметам

сентябрь

Члены МО

Протокол заседания МО

4

Организация и проведение школьного этапа олимпиад по предметам (“Школьный интеллектуальный марафон”)

Октябрь,

Члены МО

Отчет о результатах проведения олимпиады (сборник)

5

Организация участия учащихся в различных конкурсных мероприятиях (районных, городских, областных, Российских).

В течение года

Члены МО

Отдельный график координаторов мероприятий.

6

Составление плана работы с учащимися во время школьных каникул.

май

Члены МО

Отдельный план

Папка № 5. Наградной материал

В этой папке собраны все награды педагогов физико-математического профилдипломы, грамоты. 

Папка № 6. Аттестация учителей.

Здесь находятся все аттестационные листы (копии), экспертные заключения о присвоении категории ( копии), копии свидетельств о прохождении курсовой подготовки. Такая систематизация позволяет чётко определять сроки прохождения аттестации и курсовой переподготовки.

Папка № 7. Мониторинг педагогической деятельности учителя ( профессиональный рост учителя).

Здесь собрана информация о каждом учителе за последние три года. Это позволяет проследить его профессиональный рост. А всю информацию о работе учителя затем оформить в портфолио учителя.

Работа методической службы по такому плану позволяет проследить педагогический рост каждого учителя, хорошо видна работа всего профиля.