Модернизация современного отечественного образования предполагает не только обновление содержания образования, структурные и организационно-экономические изменения, но и совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы школы, является методическая служба. Роль методической службы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.
Содержание методической работы в школе включает в себя следующие направления:
- изучение нормативно-правовых документов органов образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
- изучение новых педагогических технологий;
- изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания, проблем управления образовательным процессом;
- диагностику профессиональных запросов учителей;
- подготовку учителей к аттестации;
- курсовую переподготовку;
- подготовку к участию в научно-практических конференциях;
- организацию и проведение теоретических семинаров и методических дней;
- мониторинг учебных достижений;
- программа методическое обеспечение образовательного процесса;
- работу по оснащению кабинетов программными, методическими, диагностическими материалами;
- внеклассную работу по предметам;
- организацию исследовательской деятельности учителей и учащихся;
- изучение передового педагогического опыта коллег.
При планировании методической работы учителя гимназии стремятся отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Одним из звеньев единой методической службы гимназии является школьное методическое объединение. Являясь не только руководителем кафедры физико-математического цикла, но и руководителем школьного методического объединения учителей математики, физики и информатики, я провожу довольно большую методическую работу. За время работы сформировались определённые принципы, методы и формы работы
Основное внимание в методической работе уделяется оказанию действенной помощи каждому учителю. Для того, чтобы эта помощь была реальной, работа строится на диагностической основе с учетом результатов анализа работы за прошедшие годы и выявленных недостатков.
Диагностика систематизирует методическую работу. Каждый учитель в течение 5 лет самостоятельно работает над своей проблемной темой, которая созвучна теме МО и школы, оформляет все материалы в папке по самообразованию, где сосредотачивается теоретический и практический материал по теме, разработки уроков и внеклассных мероприятий, творческие работы учащихся.
Вся работа отражается в отдельных методических папках, которые составляют единое целое, позволяющее увидеть реальную картину работы МО.
Папка № 1 Учебно-методическая деятельность
Задачи:
- формирование банка данных педагогической информации (нормативно-правовая, научно-методическаяметодическая);
В данной папке собрана вся документация по нормативно-правовой базе:
- Положение о МО гимназии;
- приказ о назначении руководителя МО;
- Положение о школьной олимпиаде;
- Положение о методической неделе;
- Положение о кафедре;
- документация по итоговой аттестации учащихся и аттестации учителей;
- документы, изучаемые на заседаниях МО.
Папка №2: Программы, стандарты, проект стандарта нового поколения, календарно-тематическое планирование
Все программы, календарно-тематическое планирование, стандарты и проект стандарта нового поколения. Календарно-тематическое планирование утверждено директором гимназии и завучем физико-математического цикла. Такое расположение документов позволяет быстро найти необходимое и при проверке работы МО не требует приглашения учителя-предметника.
Папка № 3: Мониторинг учебной деятельности учителей физико-математического цикла.
Задачи мониторинга учебной деятельности
- повышение профессиональной культуры учителя через участие в реализации методической идеи МОУ;
- создание условий для повышения социально-профессионального статуса учителя
- организация и проведение мониторинга обученности учащихся на основе научно-методического обеспечения учебных программ.
План по мониторингу представлен в таблице:
П/п |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственный |
1 |
Анализ выполнения плана МО за 2008/2009 учебный год и утверждение плана МО на 2009/2010 учебный год. |
август |
Руководитель МО |
2 |
Конкретизация социально-профессионального статуса членов МО |
август |
Руководитель МО |
4 |
Проведение заседаний МО |
каждый месяц |
Руководитель МО |
5 |
Участие в педагогических советах школы, методических семинарах, заседаний районных предметных секций, районных предметных олимпиадах. |
1 раз в месяц |
Члены МО |
6 |
Актуализация нормативных требований Сан.П и Н, охраны труда для всех участников образовательного процесса. |
Сентябрь, январь |
Члены МО |
7 |
Внедрение информационных технологий в организационно-педагогический процесс |
В течение года |
Члены МО |
8 |
Справки по ВШК |
В течение года |
Руководитель МО, руководитель кафедры |
9 |
Диагностика |
В течение года |
Руководитель МО, руководитель кафедры |
10 |
Организация и проведение четвертных, полугодовых и итоговых контрольных работ по предметам |
Ноябрь, декабрь, февраль, май |
Члены МО |
11 |
Организация и проведение методических недель |
Ноябрь, декабрь, февраль |
Члены МО |
12 |
Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов |
декабрь, апрель, май |
Члены МО |
13 |
Составление пакета документов для проведения итоговой аттестации учащихся 9 классов |
Апрель |
Члены МО |
14 |
Составление и утверждение плана работы МО на 2010/2011 учебный год |
май-июнь |
Руководитель МО |
П/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
Примечание |
1 |
Организация и проведение контроля выполнения учебных программ, обязательного минимума содержания образования, корректирование прохождения программ по предметам |
Январь, май |
Руководитель МО, |
Справка и протоколы МО |
2 |
Анализ входного контроля знаний, четвертных, полугодовых и итоговых контрольных работ |
1 раз в 2 месяца |
Руководитель МО, |
Справка и протоколы МО |
3 |
Анализ эффективности использования вариативной части школьного учебного плана |
1 раз в полугодие |
Руководитель МО, члены МО |
Справка и протоколы МО |
4 |
Анализ эффективности организации работы со слабоуспевающими учащимися в основной школе |
1 раз в 3 месяца |
Руководитель МО, члены МО |
Справка и протоколы МО |
5 |
Осуществление контроля выполнения практической части учебной программы по физике, математике, информатике |
Январь, май |
Руководитель МО |
Справка |
6 |
Анализ качества обученности учащихся по предметам физико-.мат. цикла за 1,2, 3, 4 четверти, 1 и 2 полугодие, год. |
По окончании четверти, полугодия, года. |
Руководитель МО, |
Справка и протоколы заседаний МО |
7 |
Осуществление контроля за качеством составления пакетов документов для итоговой аттестации учащихся 9 по предметам физико-.мат. цикла |
Апрель |
Руководитель МО |
Протокол заседаний МО |
8 |
Оказание консультативной помощи при подготовке к экзаменам по предметам физико-.мат.цикла |
Апрель - июнь |
Члены МО |
Нормативные документы по итоговой аттестации учащихся |
9 |
Участие в работе малых пед. советах по предварительной итоговой успеваемости учащихся за четверть, полугодие |
Октябрь |
Члены МО |
Информация |
Папка № 4 Организация внеклассной работы по предметам.
Задачи:
- формирование и развитие информационного пространства и информационных ресурсов образования, обеспечивающих взаимодействие между участниками образовательного процесса;
- создание комфортных условий для интеллектуально-продвинутых учащихся, развития их творческих способностей.
П/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
Примечание |
1 |
Организация и проведение индивидуально – групповых занятий по предметам физико-.мат. цикла |
Август, в течение года |
Члены МО |
Программы индивидуальных и индивидуально- групповых занятий по предметам (протокол МО), рекомендации |
2 |
Участие в организации и проведении школьной научно-практической конференции |
март |
Члены МО |
План методической недели МО (протокол МО, сборник) |
3 |
Составление и утверждение олимпиадных заданий по предметам |
сентябрь |
Члены МО |
Протокол заседания МО |
4 |
Организация и проведение школьного этапа олимпиад по предметам (“Школьный интеллектуальный марафон”) |
Октябрь, |
Члены МО |
Отчет о результатах проведения олимпиады (сборник) |
5 |
Организация участия учащихся в различных конкурсных мероприятиях (районных, городских, областных, Российских). |
В течение года |
Члены МО |
Отдельный график координаторов мероприятий. |
6 |
Составление плана работы с учащимися во время школьных каникул. |
май |
Члены МО |
Отдельный план |