Активизация познавательных и творческих способностей дошкольников на занятиях по математике

Разделы: Работа с дошкольниками


Вопросам развития познавательной и творческой активности дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание.

Известно, что познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития различных видов деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Интеллектуальная и практическая деятельность ребенка на занятии должна быть разнообразна. Однообразие информации и способов действия быстро вызывает утомление. Одной из характеристик воспитания детей дошкольного возраста является его динамичность, поэтому так необходимы переключения с разных видов воспринимающей деятельности на другие: с аудиальной - на зрительную, кинестетическую и т.д.

Содержание занятий должно быть насыщенным, не слишком сложным и не слишком простым. Простой или слишком сложный материал не будет вызывать интереса.

На всех типах занятий должны использоваться самые разнообразные, увлекательные для дошкольников приемы и методы: дидактические игры, упражнения, беседы, использование наглядности, рассказы - загадки, элементы викторины, проблемные рассказы и ситуации.

Активизация познавательной и творческой деятельности немаловажное значение приобретает в процессе формирования и развития элементарных математических представлений.

Занятие математикой приобретает особое значение в связи с развитием познавательных интересов, умений проявлять волевые усилия в процессе решения обучающих задач. 

Космическое путешествие

(Активизация познавательной деятельности на занятиях по РЭМП в подготовительной к школе группе)

Программное  содержание:

  • закрепить знания о  составе  числа 5 из двух меньших чисел;
  • закрепить знания о геометрических фигурах, упражнять в определении их на ощупь;
  • упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10;
  • закрепить понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного числа;
  • упражнять в умении различать и называть цифры по порядку;
  • упражнять в сравнении двух групп предметов;   
  • развивать внимание, логическое мышление, память, общую и мелкую моторику, самостоятельность.

Материал: трафарет «ракета»; геометрические фигуры: квадраты, прямоугольник, круг, треугольники; карточки с изображением предметов, знаки «<» , « >», картина с изображением орбиты, спутников; куб с изображением цифр на гранях; звездочки - раздаточный материал; дорожка с изображением геометрических фигур; «летающие тарелки»; сундучок с кодовым замком; картина «Вселенная»; звездочки.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Ребята, вы любите путешествовать? Почему вы любите путешествовать? Сейчас я предлагаю отправиться в космическое путешествие. На чем можно полететь в космос? (На мольберте – трафарет «ракета»)

Но ракета не готова к полету. Мы должны собрать ее из геометрических  фигур. (Воспитатель раздает геометрические фигуры)

С закрытыми глазами  определите, какая геометрическая фигура у вас в  руках и назовите ее. Встаньте по порядку в соответствии с цифрой на вашей геометрической фигуре.

Соберите ракету из геометрических фигур, начиная с цифры 1.

Ракета готова к полету. Осталось дать команду. Посчитайте от 10 в обратном порядке. Пуск!

2. Планета «Цифровая»

Ребята, посмотрите,  мы прилетели на необычную планету.

Это планета «Цифровая». Вокруг этой планеты летают спутники.

Каждый  спутник  имеет свой порядковый номер.

Выведите спутники на орбиту в соответствии с их порядковым номером.

Чтобы перелететь на следующую планету ответьте на вопросы:

- Назовите соседей числа 5. Назовите число, последующее за числом 3. Назовите число, предыдущее числу 2. Назовите пятый день недели. Назовите четыре дня подряд, не пользуясь названиями дней недели и числами.

3.Вот планета «Математических знаков»

- Как  называются эти знаки? Посчитайте  предметы, изображенные на карточке. Выберете нужный знак и поставьте его между предметами. Почему выбрали знак «<»? Почему выбрали знак «>»?

4.Физкультминутка. Ходьба по «магнитной дорожке

Чтобы перейти на другую планету, мы должны пройти по «магнитной   дорожке»

 (Дети имитируют ходьбу по «магнитной дорожке», с трудом отрывая ноги от пола).

5. Планета «Игровая»

(Воспитатель показывает цифру на грани куба)

Прохлопайте в ладоши столько раз, сколько не хватает до 5. Сделайте столько прыжков, сколько не хватает до 4. Сделайте столько приседаний, сколько не хватает до 3.

6. Работа с раздаточным материалом

Вот «Звездная» планета. На ней происходит настоящее волшебство. Разноцветные звездочки загораются  каждый раз по-разному. Посчитайте сколько звездочек на вашей карточке. Добавьте столько звездочек, чтобы их стало 5. Как получили число 5?

7. Пальчиковая гимнастика

Пальчики уснули, в кулачок свернулись
1, 2, 3, 4, 5, захотели  поиграть
Разбудили дом соседей, там проснулись 6 и 7
8, 9, 10  -  Веселятся все.
Но пора обратно всем: 10, 9, 8, 7
6 калачиком свернулся,
5 зевнул и отвернулся,
4, 3, 2, 1
Снова в домиках мы спим.

8. Игра «Летающие тарелки»

Посмотрите, какие необычные «летающие тарелки». Заштрихуйте такие два кружка, чтобы сумма чисел в них составляла число 5. Из каких чисел состоит число 5?

9. Игра «Фигурная дорожка»

На следующую планету мы попадем тогда, когда пройдем по дорожке,  наступая только на пятиугольники.

10. Планета «Сюрпризная»

Посмотрите сундучок, но на нем  кодовый замок. Подберите нужную карточку к замку, чтобы открыть сундучок. (Сундучок открывается. Детям  раздают звездочки на память о полете)

11. Игра «Исправь ошибки художника»

- Какие ошибки допустил художник, изображая на картине Вселенную?

Где мы можем  увидеть птиц, насекомых, деревья? Значит, нам пора возвращаться на планету Земля.

Приготовить ракету к полету. Даем команду к запуску. Посчитайте от 1 до 9 через 1.Пуск!

12. Итог

-Понравилось вам путешествие? Что больше всего понравилось?

Развитие творческих способностей детей на занятии  по развитию элементарных математических представлений

Программное содержание:

  • закреплять навыки счёта в пределах 4-х;
  • упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры;
  • совершенствовать умение определять пространственные направления;
  • развивать творческие способности, воображение, внимание.

Оборудование:

Демонстрационный материал: 4 снежинки, зимнее дерево, картинки из серии: «Зимние развлечения».

Раздаточный материал: на каждого ребенка: карточка со снежинками в пределах 4-х, открытка с наклеенным из фланели зайчиком, по 2 зеленых треугольника, вырезанных из двухсторонней бархатной бумаги, шапочка лисы.

Ход занятия

Загадка

С неба падают зимой,
И кружатся над землей
Легкие пушинки,
белые...( снежинки).

Дети подходят к снежинкам и рассматривают их.

Вопросы:

Какого цвета снежинки? Сколько белых (голубых) снежинок? Что можно сказать о количестве белых и голубых снежинок? Сколько всего снежинок?

Дыхательная гимнастика

«Подуй на снежинки».

Вопросы:

Откуда падают снежинки? Куда падает снег? В какие игры вы любите играть на улице зимой?

Входит снеговик.

Снег: Здравствуйте, ребята! Я - веселый снеговик и скучать я не привык. Хотите со мной поиграть? Становитесь в кружок.

Физкультминутка

«Снежинка».

Продолжение занятия

Снег: Ребята, я принес вам подарки - открытки. (Снеговик раздает детям открытки).

Дети благодарят снеговика.

Снег: До свидания, ребята, до встречи на улице.

Восп: Давайте рассмотрим открытку.

Вопросы:

Что снеговик изобразил в верхней части открытки? Какую геометрическую фигуру напоминает солнышко? Что вы видите в нижней части открытки?

А вы знаете, как трудно зайчику зимой в лесу. Его может увидеть и поймать хитрая лиса. Для того, чтобы лиса не увидела зайчика, мы его спрячем за елочку.

Работа за столом

Вопросы и задания:

- Из каких геометрических фигур можно сделать ёлочку? Сколько треугольников у каждого из вас? Выложите из треугольников ёлочку так, чтобы зайчика не было видно, спрячьте его. Воспитатель выставляет все работы на мольберт, хвалит детей, говорит, что теперь зайчика не найдёт хитрая лиса.

Подвижная игра «Лиса и зайцы»

Знакомство с числом и цифрой 5

Цели:

  • познакомить с образованием числа 5, цифрой 5;
  • закрепить знание цифр 1-4 и умение соотносить цифру с количеством предметов;
  • закрепить знания геометрических фигур и пространственные отношения: слева, справа, вверху, внизу, в середине;
  • развивать моторные навыки;
  • воспитывать чувство взаимовыручки, желания придти на помощь.

Ход занятия:

Беседа по вопросам:

Какое сейчас время года?

Какой месяц?  Какой он по счету?

Какой сегодня день недели?

Какой он по счету?

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла утром на работу, почтальон передал мне письмо. Давайте посмотрим, что же в этом письме? Это письмо из лесной школы. Посмотрим, что там написано (распечатывает конверт):

«Здравствуйте дорогие ребята. Приглашаем вас на урок математики в лесную школу. Чтобы попасть в наш сказочный лес вам надо выполнить несколько заданий. Желаем удачи. До встречи, ваши лесные друзья.

Воспитатель: Ребята, принимаем приглашение?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь.

А вот и первое задание, посмотрим, что здесь!

Задание: перед нами карточки с картинками. Внизу цифры от 1 до 4. Вам необходимо оставить ту цифру, какая соответствует количество картинок на карточке. А лишние цифры надо убрать. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы, ребята! С первым заданием мы с вами справились. Продолжаем наш путь. Вот мы уже и в лесу.

Задание:

1. Перед нами лист бумаги с геометрическими фигурами. Назовите, какие геометрические фигуры вы видите?

2. Соберите все зеленые треугольники. Причем собирать их необходимо от  самого большого  до самого маленького. Выбрав треугольник, вы четко  должны сказать, где он находится.

Кто нашел самый большой треугольник? Где он находится? (например, в правом верхнем углу) (Работа с другими треугольниками проводится аналогично)

Воспитатель забирает треугольник и располагает на прикрепленном с обратной стороны мольберта листе бумаги (в результате получается елочка).

Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось?

Дети: Елочка.

Воспитатель: Верно, ребята! Значит, мы с вами выполнили задание правильно, и попали в Лесную школу. Как вы думаете, какие звери могу учиться зимой в лесной школе.

Дети перечисляют животных: белка, лиса, заяц, лось, кабан.(воспитатель надевает шапочки)

Воспитатель: А почему у вас так тихо, урок еще не начался?

Белка: В нашей школе сегодня не было уроков. Вчера на уроке физкультуры наш учитель Снеговик катался с горки на санках и рассыпался.

Воспитатель: Ничего эта беда поправима. Просто надо собрать снежные комья по порядку.

Белка: Мы пробовали, но у нас не получается.

Воспитатель: Давайте все вместе подумаем, что нам делать? Итак, посмотрите внимательно на эти карточки и расставьте цифры в нужной последовательности. Цифра 1 покажет с чего надо начать (в кругах размещены цифры от 1 до 3, в четырехугольнике - 4).

Дети выполняют задание.

Воспитатель накрывает схематичное изображение снеговика белой тканью.

Физкультминутка (проводит ребенок-заяц):

Зайцу холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли  лапки.

Звук металлофона. Появляется Снеговик.

Снеговик: Здравствуйте, ребята! Вы помогли мне вернуться в школу. Спасибо вам и я приглашаю вас на урок.

Сейчас каждый из вас найдет свое место. Возьмите карточки, посчитайте количество фигур и найдите соответствующую цифру на пеньке. Это будет ваше место. Обратите внимание на цвет фигур.

Дети выполняют задание.

Снеговик: Послушайте историю, которая произошла в нашем лесу:

Жили-были белки: папа, мама, дочка и два сыночка. Пошли они как-то в лес за орехами. Папа нашел , мама – белка нашла орех, дочка- бельчонок и сыночек –бельчонок нашли по ореху. А еще один сыночек-озорник бегал, играл, про орехи совсем забыл и ничего не принес.

Вопросы:

Сколько белок? (5)

Сколько орехов? (4)

Как сделать поровну?

Сколько стало орехов? (5)

Как получили число 5?

Закрепление пройденного материала

Задание: 2 корзинки. В них  шишки еловые и сосновые. Еловых шишек – 4, сосновых – 5.

Каких шишек больше? Давайте проверим.

Как сделать поровну?

Сколько стало еловых шишек?(5)

Как получили число 5?

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, как обозначается число 5 (выставляет на доску цифру 5). Послушайте стихотворение про цифру 5:

А потом пошла плясать по бумаге цифра 5
Руку вправо потянула, ножку круто изогнула.

А сейчас встаньте, пожалуйста, посмотрите вверх и найдите каждый цифру 5 и встаньте по этой цифрой.

Задание: Выложите цифру 5 по контуру( из круп)

Подведение итогов занятия