Преодоление трудностей в обучении первоклассников

Разделы: Начальная школа


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. Дети их проблемы.

II. Аспекты, вызывающие затруднения в обучении.

  1. Леворукие дети.
  2. Недостаток развития внимания.
  3. Нарушение чтения и письма.
  4. Организация самостоятельной работы.
  5. Межличностные отношения первоклассников.

ВВЕДЕНИЕ

В начале 90-х годов, прошлого века стало очевидным, что обеспечение адаптации к информационному взрыву, произошедшему повсеместно, к новым социальным условиям не может пройти без коренного пересмотра целей образования, а вместе с ним и всей системы организации работы школы.

Поэтому в последнее время в российском образовании появился ряд образовательных технологий, ориентированных, прежде всего, на развитие учащихся, на такое обучение и воспитание, в результате которого учащиеся будут подготовлены к активной самостоятельной жизни в обществе, сохранив при этом здоровье. Здоровьесберегающие технологии, используемые в современном образовании, способствуют физиологической, психологической и морально-нравственной реабилитации детей, повышают уровень лечебной и профилактической работы, помогают введению оптимального режима учебного труда и активного отдыха обучающихся.

А в связи с вариативностью образовательных систем остро встала проблема согласования технологии и учебного содержания при переходе от одной образовательной программы к другой как по вертикали, так и по горизонтали. Но переход к новой парадигме образования не может быть реализован без четкого и внятного ответа на вопрос “ КАК ОБУЧАТЬ?”.

Учитель должен получить конкретный, понятийно обоснованный алгоритм своей деятельности по подготовке и проведению здоровьесберегающих уроков, который, с одной стороны, не разрушал бы его личный практический опыт, который вписывался бы в уже имеющиеся у него представления о том, что хорошо для детей, что помогает ребенку стать успешным и счастливым, в будущей его, взрослой жизни. С другой стороны, этот инструмент должен включать в себя имеющиеся в педагогике и психологии научные знания об общих закономерностях эффективного развития современных детей, которые сегодня напоминают рассыпанную мозаику. Наибольшую неудовлетворенность на сегодняшний день вызывает и тот факт, что существующие системы оценивания не направлены на продвижение учащихся в их развитии, в том числе и учебно-познавательной деятельности. Они не учитывают личностные особенности ребенка, его динамику на разных возрастных этапах становления личности, не содействуют выработке у учащихся способности к самооценке, не стимулируют его образовательную активность. Бесспорно, что основной точкой отсчета должно стать изменение оценочной деятельности, которая будет способствовать преодолению трудностей в обучении.

ДЕТИ И ИХ ПРОБЛЕМЫ

Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи в практике тех, кто работает с детьми, довольно часто встречаются случаи возникновения осложнений и трудностей в их обучении. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психического заболевания. Причины возникновения осложнений связаны не только с самим ребенком. Во многом они определяются влиянием семьи, школы и социального окружения. Согласно многочисленным исследованиям, трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушение поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Эти явления в значительной степени составляют неотъемлемую часть процесса развития и сами по себе не должны вызывать особого беспокойства. Однако у некоторых детей могут наблюдаться искажающие процесс нормального развития трудности в обучении.

Во-первых, эти трудности, выполняют роль, “входного билета”, указывая на существование проблемы, которую следует изучить.
Во-вторых, они могут быть сигналом того, что с ребенком что-то не в порядке.
В-третьих, они могут работать по принципу “выпускного клапана”, подобно реакциям протеста и защиты, возникающим в ответ на невыносимую ситуацию.
В-четвертых, они бывают средством разрешения внутренних проблем, как, например, в тех случаях, когда ребенок жалуется на боль в животе и ложится в постель, пытаясь тем самым преодолеть тревогу, связанную с ситуацией в школе.
В-пятых, симптомы нарушенного поведения – большая неприятность для окружающих, раздражающая домашних.

Прежде чем обратиться к вопросу диагностики образовавшихся затруднений в развитии, обучении, поведении, необходимо представить себе размеры и суть проблемы. Для этого используется несколько различных критериев.

К их числу относятся:

НОРМАТИВЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ВОЗРАСТНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ И ПОЛОВЫМ ПРИНАДЛЕЖНОСТЯМ РЕБЕНКА – ряд особенностей является нормальным только для детей определенного возраста и определенного пола.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ – продолжительность возникающих трудностей, частота их повторения, единичные случаи или сохраняющиеся многие месяцы и даже годы.

ЖИЗНЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА – трудности могут возникать в одних условиях чаще, чем в других, и зависеть от обстоятельства жизни ребенка.

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОКРУЖЕНИЕ РЕБЕНКА – оценивание появившихся трудностей с точки зрения, норм непосредственной социокультурной среды, в которой находится ребенок.

СТЕПЕНЬ ТРУДНОСТЕЙ – отдельные трудности встречаются гораздо чаще, чем одновременно целый ряд нарушений в развитии, обучении, поведении. Устранение комплекса трудностей происходит при помощи специалистов или их рекомендаций.

ТИП ТРУДНОСТЕЙ – неверное воспитание ребенка, психическое расстройство, особенности поведения и привычки, нарушение отношений со сверстниками, взрослыми.

ТЯЖЕСТЬ И ЧАСТОТА ТРУДНОСТЕЙ – умеренные, изредка возникающие, серьезные, часто повторяющиеся и оказывающие влияние на развитие, обучение, поведение.

ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ – сравнение поведения с чертами, характерными для детей данного возраста, сложности в поведении, отклонение от норм созревания и развития.

Таким образом, решая вопрос о трудностях в обучении, следует принимать во внимание комбинацию из всех указанных критериев. Необходимо также учитывать, насколько трудности затрудняют развитие.

АСПЕКТЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ЗАТРУДНЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ

Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Первый класс серьезное испытание, как для ребенка, так и для учителя, родителей. Конечно, научить ребенка читать, писать, считать можно, но очень важно сделать это в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет современная школа.

В современном школьном образовании наметилось несколько положительных тенденций:

  • Складывается вариативность педагогических подходов к начальному образованию;
  • Появляется свобода творческого поиска педагога, поддерживаемая государственной политикой;
  • Осознается необходимость в педагогической поддержке индивидуальности ребенка, построении его собственной траектории в образовании.

Однако, не зная трудностей, которые встречаются в современном образовании, в развитии современных детей, учитель рискует научить ребенка так, что возникнет необходимость переучивать ребенка, приложив для этого максимум средств и усилий, чтобы ликвидировать результаты неправильного обучения.

1. “В практике школьного обучения, – писал Л.В. Выготский, – письмо занимает до сих пор слишком малое место по сравнению с той огромной ролью, какую оно играет в процессе... развития ребенка”. В то же время особые трудности при адаптации ребенка к школе вызывает именно обучение письму. Особого внимания учителя, безусловно, заслуживают леворукие дети. Основные трудности у таких детей начинаются , как правило в школе. И первое, что должен выявить учитель, на самом ли деле малыш левша. Задача эта не так проста, как кажется на первый взгляд. Вопрос этот еще не решен до конца. Известно, что только не очень многие люди владеют как левой, так и правой рукой. В большинстве случаев одна из рук является ведущей или рабочей. Известно, что все свойства руки определяются сложной физиологической структурой распределения функций между правым и левым полушариями коры головного мозга. Действиями каждой руки “ведает” или “командует” противоположное полушарие: у правшей – левое, а у левшей – правое. Около 90% людей имеют ведущую правую руку, и лишь примерно 10% – левую или обе ведущие руки. Пока еще не известно, в каком возрасте определяется преимущество владения той или иной рукой. У правшей и левшей разная организация мозга и, переучивая детей, учитель таким образом нарушает особенности его функционирования, пытается его заставить делать то, что противоречит функциональным возможностям. Во многих случаях, зная, какая рука у человека ведущая, можно определить ведущее полушарие и предсказать некоторые особенности организации высших психических функций. Вообще, у левшей оба полушария работают как бы более согласованно, чем у правшей. У леворуких и праворуких людей различная организация мозга, а значит, выбор ведущей руки для любой деятельности, в том числе для письма, очень не просто. Переучивание ребенка, изменение ведущей руки, неизбежно приводит к перестройке в деятельности мозга. Этот процесс протекает очень, очень сложно. Вот почему учителю так важно уметь определять ведущую руку, знать и понимать целесообразность, а порой и вред переучивания для нормального развития и здоровья ребенка.

По вопросу о происхождении леворукости тоже нет единого мнения. Одни исследователи убеждены, что имеются генетические предпосылки леворукости; другие считают, что леворукость возникает в результате повреждения левого полушария на ранних этапах индивидуального развития. Существует несколько способов определения ведущей руки: один из них – опросник; другой – экспериментальное тестирование в деятельности при выполнении детьми бытовых и графических действий. Эти тесты содержат игровые задания. Все приспособления, пособия, предметы для проведения тестовых заданий надо расположить перед ребенком так, чтобы было одинаковое расстояние от правой и левой руки.

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ – РИСОВАНИЕ. Ребенку дают лист бумаги, карандаши и просят нарисовать то, что он хочет одной рукой. Затем повторить этот же рисунок другой рукой. В этом задании учитывается не только, какой рукой ребенок работает, но и при работе какой рукой лучше качество выполнения рисунка.

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ – ОТКРЫВАНИЕ КОРОБОЧКИ. Ребенку предлагается несколько коробочек для их раскрытия. Ведущей будет считаться та рука, которая будет активней действовать при открытии и закрытии коробочек.

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ – ПОСТРОЕНИЕ БАШНИ. Ребенку предлагаются кубики или спички. Он должен построить пирамидку из кубиков или колодец из спичек. Ведущая – более активная рука.

Задания (до 10) можно подбирать разнообразные: набивание мяча, вырезание по контуру предметов, развязывание узелков и т.д. Главное, чтобы ребенок не уставал, не торопился, отдыхал во время тестирования. Не следует фиксировать внимание на том, какой рукой ребенок это делает, тем более помогать и рекомендовать, какую руку использовать в том или ином упражнении. Тестировать детей необходимо по одному. По мониторинговой таблице, где отмечается ведущая рука за каждое задание, делаем заключение. Леворуким будет считаться тот ребенок, у которого в графе “Левая рука” будет больше плюсов.

Обучая письму леворукого ребенка, не рекомендуется требовать, чтобы ребенок писал с таким же наклоном, как праворукие. Категорически противопоказано требовать от леворуких детей безотрывного письма. У леворуких детей гораздо чаще возникают трудности обучения письму; отмечается зеркальное письмо, выраженные нарушения почерка, искажение начертания букв, медленная скорость письма. Особое внимание следует обратить внимание на то, как левше держит ручку, карандаш. Неправильное положение ручки, карандаша вызывает сильное мышечное напряжение у ребенка. Есть еще ряд требований, которые следует выполнять учителю при обучении леворуких детей. Освещение при письме, рисовании, чтении должен падать с правой стороны, посадить леворукого ребенка у окна, слева за партой. Так он не будет мешать соседу по парте. И главное. Не следует рассматривать леворукость ребенка как отклонение от нормы, а как индивидуальный вариант в пределах нормы. Следует создать благоприятные условия для преодоления трудностей в обучении и для успешной адаптации в школе.

2. Учителя изучают новые технологии, направленные на повышение качества образования. Однако существует немало причин, не позволяющих ребенку учиться на “отлично”. Их необходимо выявлять и устранять, а для этого, прежде всего, нужно понимать их природу.

Одной из причин таких трудностей в обучении и является недостаток в развитии внимания.

Внимание – это процесс регуляции интеллектуальной активности, помогающий реализовываться другим познавательным способностям.

Выделяют несколько свойств внимания: устойчивость, концентрация, объем, переключение, распределение и избирательность. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит к отклонению в поведении и деятельности ребенка, обуславливает трудности в учении.

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания – ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточная избирательность внимания – ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для поставленной задачи.
Недостаточная произвольность внимания – ребенок затрудняется сосредотачивать внимание по требованию.
Недостаточный объем и распределение внимания – ребенок затрудняется выполнять одновременно несколько видов деятельности. Для учителя начальных классов проблема развития внимания школьников очень актуальна. Именно в младшем школьном возрасте развиваются интеллектуальные, психические функции: память, внимание, мышление, воображение.

Первоклассники обладают всеми видами внимания, но нельзя сказать, что их качества одинаково хорошо развиты. Устойчивость внимания в этом возрасте характеризуется глубиной, длительностью и интенсивностью психической деятельности. Хорошо использовать на уроках для развития устойчивости внимания игры “Собери букет”, “Что в лесу растет”, “Мы едем в гости”, “Я покупаю в магазине”. Суть игры в следующем: игроков должно быть не более пяти человек. Первый игрок начинает, например с фразы: “Бабушка собиралась в гости и, укладывая чемодан, положила туда....”, называет первый предмет. Второй участник повторяет дословно слова первого и добавляет свою вещь. Третий участник продолжает, называя предметы, перечисленные предыдущими игроками, по порядку и добавляет свой.

Цель игры: заставить детей внимательно слушать и слышать, запоминать последовательность перечисленных предметов, развивать речь, проверить кругозор по различным темам, увеличить устойчивость внимания. Особенно хорошо использовать такие игры на 10–15 минуте урока, когда продуктивность внимания снижается. Важнейшее свойство внимания – объем, измеряется количеством объектов, которые ребенок может одновременно воспринять. Для этого хорошо использовать игры на подобие предыдущих, но с использованием набора тематических картинок. Суть игры в следующем: ребенку предлагается рассмотреть внимательно картинки (не более 5–6). Затем картинки перемешиваются, добавляются и ребенок, при повторном рассмотрении должен восстановить последовательность картинок и удалить лишние. Развитие распределения и переключения внимания, способствует более усидчивому обучению. Позволяет не отвлекаться от деятельности, трудности, сосредоточения на чем-то малоинтересном, неважном, предотвращает рассеянность. Живые, эмоциональные, разнообразные по форме и содержанию уроки, выразительная речь педагога, пропитанная доверием и уважением к ребенку, шуткой и юмором, не может оставить безразличным первоклассника, не пробудить его внимание.

3. Следующей проблемой, связанной с обучением детей младшего школьного возраста, является нарушение чтения и письма – дислексия и дисграфия. Они являются серьезными препятствиями в обучении, часто причиной школьной дезадоптации, резкого снижения учебной мотивации, возникших в связи с этим трудностей в поведении. Стойкие нарушения письменной речи могу возникнуть у детей с нормальным интеллектом, развитой устной речью, полноценным зрением и слухом, у которых имеется несформированность отдельных психических процессов. Она почти не проявляет себя в повседневной жизни, но создает серьезные препятствия при овладении письменной речью или чтением.

Дислексия и дисграфия обычно встречаются в сочетании и могут быть обусловлены задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для овладения письменной речью, вследствие вредных факторов, действующих в различные периоды развития ребенка. Некоторые исследователи (А.Р. Лурия, С.М. Блинков, С.С. Ляпидевский, М.Е. Хватцев) отмечают наследственную предрасположенность к дислексии, когда передается качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих в организации письменной речи. Но что же должен знать учитель?

Вот основные звенья, из которых состоит письменная речь:

  1. Намерение что-либо написать и регуляция всего процесса письма. За это ответственны лобные доли головного мозга.
  2. Процесс звукоразличения, при котором производится анализ фонетического состава слова. За важнейшее звено отвечает левая височная доля головного мозга. Она же координирует работу слухо-речевой памяти, которая необходима ребенку, чтобы запоминать то, что он хочет писать.
  3. Зрительные представления, связанные с образами различных букв. Их воспроизведение возможно без участия затылочных отделов мозга.
  4. Актуализация моторных образов букв и обеспечение тонких движений руки. Эту работу выполняет сразу несколько зон головного мозга, начиная от мозжечка и заканчивая лобными отделами.

Таким образом, при несформированности функций каждой из описанных зон у ребенка могут возникнуть проблемы с письмом. Можно выделить несколько групп детей, предрасположенных к появлению дисграфии: ребенок левша, так называемые двуязычные дети, которым приходится осваивать письменную речь на чужом языке, дети, рано освоившие грамоту по развивающим методикам, дети, имеющие проблем со зрительной и слухо-речевой памятью, несформированностью пространственных представлений и других высших психических функций.

Следует выделить основные формы дисграфии:

АРТИКУЛЯТОРНАЯ – при этом виде дисграфии ребенок допускает ошибки на письме из-за своего неправильного произношения – то есть пишет так, как говорит.

АКУСТИЧЕСКАЯ – эта форма возникает из-за того, что ребенок пишет так, как слышит, путая глухие и звонкие, шипящие и свистящие звуки.

ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ – этот вид дисграфии связан с несформированностью пространственных представлений и синтезом информации от разных анализаторов. Ребенку, испытывающему такие трудности, помогут упражнения , закрепляющие представления о структуре букв и составе слова.

АГРАММАТИЧЕСКАЯ – основные трудности при данной форме дисграфии связаны с неправильным употреблением окончаний, предлогов, ошибками при изменении слов по падежам, числам, трудностями согласования слов между собой. Чтобы решить эту проблему, школьнику необходимо много читать и пересказывать прочитанное, научиться составлять план рассказа и формулировать вопросы к нему.

МОТОРНАЯ – эта форма дисграфии связана с нарушением движений. Она проявляется в недописывании слов, появлении лишних, двойных или даже тройных букв, пропусках букв, слогов.

Первое на что должен обратить внимание учитель, при обучении первоклассников – на неумение выделять отдельные звуки в слове, неумение дифференцировать на слух близкие по звучанию и произношению звуки, замена звуков, находящихся в сильной позиции (белка – пелка).

Возникает следующий вопрос. Можно ли помочь таким детям? Конечно. Своевременная квалифицированная помощь логопеда, который проведет коррекционную работу с ребенком и поможет ему преодолеть трудности в обучении.

Если наряду с ошибками на письме у школьника неровный, неразборчивый, чересчур мелкий или размашистый почерк, необходимо обратиться за консультацией к неврологу. Изменение в режиме дня, перераспределение учебной нагрузки позволяют детям с дисграфией справиться с имеющимися трудностями.

4. Существенным препятствием в обучении является не умение самостоятельно работать, выполняя задания.

Таких препятствий можно выделить три:

  • Нарушение принципа постепенности;
  • Непонятное слово или символ, встретившееся в тексте;
  • Отсутствие представления о предмете изучения.

Если нарушается принцип постепенности, у ребенка не получается цельной картины изучаемого предмета. Упустив одно звено в цепочке рассуждений или не проделав практической работы, школьник теряет возможность продолжить полноценное обучение. Поэтому учитель должен следить за тем, чтобы ученик поэтапно выполнял все задания.

Если ребенок замедлил темп в обучении, почувствовал, что он соображает уже хуже, чем 15 минут назад, это значит, что он встретил на своем пути непонятное слово. Это самое серьезное и наиболее часто встречающееся препятствие, а устраняется оно очень легко – при помощи словаря.

Если после того, как ребенок поработал со словарем, слово не стало понятным, значит, речь идет об отсутствии представления о предмете изучения. Чтобы устранить это препятствие, необходимо сделать предмет изучения наглядным: показать картинку, вылепить его из пластилина.

Как и все люди, дети отличаются друг от друга темпераментом: есть “тугодумы”, среди которых преобладают флегматики и меланхолики, а есть “метеоры”, к которым обычно относятся холерики и сангвиники. Оба варианта – норма. А учителю необходимо научить ребенка правильно распоряжаться своим временем, помогать и контролировать, как идет процесс преодоления препятствий и трудностей в обучении и ждать, когда ребенок вполне сможет обходиться без помощи.

5. Немаловажным фактором, вызывающим затруднение в обучении, являются межличностные отношения ребенка со сверстниками и взрослыми на первом году обучения.

Межличностные отношения – условие формирования личности, механизм ее реализации. Напряжение в обществе, вызванное ухудшением экономического положения семьи, привело к нарастанию конфликтов в межличностных отношениях и снижению стрессоустойчивости человека, отторжению детей от родителей, от школы, к увеличению непонимания между поколениями, накоплению эмоций негативного характера, часто находящих выход в агрессии на других либо на себя.

Напряженность в отношениях усиливается с поступлением ребенка в школу из-за четкой акцентуации на его способностях, возможностях, тем самым создавая благоприятные условия для возникновения комплексов и отчуждения от взрослых и сверстников.

Взаимные отношения между людьми определяют многое в нашей жизни, становятся критерием ее культурного и интеллектуального развития.

С приходом ребенка в школу качественно новым становятся его отношения с окружающими. Масса новых впечатлений, новых контактов с одноклассниками, симпатии и антипатии по отношению к ним, наблюдение за поведением соседа по парте, радость по поводу положительной оценки своего поведения со стороны учителя делают ребенка главным арбитром, главным судьей его поступков. Другая, не менее важная потребность младшего школьника, – быть принятым группой, коллективом, чтобы его ценили, уважали, считали его своим. Существует так же определенная взаимосвязь между отношением взрослых к ребенку и его обучением. Благодаря положительной оценке окружающих взрослых, выражающейся в похвале, обращенной к ребенку, у подавляющего большинства детей формируется отношение ко многим предметам.

Чтобы сохранилось положительное отношение к себе, взрослым, одноклассникам, необходимо фиксировать внимание на его успехах, достижениях, на положительных сторонах его личности.

Тогда сохранится доверие к миру, осознание собственной значимости, ценности, а это, в свою очередь, приведет к расцвету личности, к повышению ее творческих способностей. Дружеские, ровные взаимоотношения создают благоприятный психологический климат и хорошее самочувствие, а это – основа и фундамент нервно-психического здоровья школьника. Следовательно, научить ребенка преодолевать трудности в обучении, является первостепенной задачей педагога.

Современное общество заинтересовано в прогрессе, и оно должно четко представлять себе модель человека, который может приблизить этот прогресс. Ускорение темпов развития общества, усиление социальной нестабильности, переоценка ценностей, расслоение общества по материальному положению, социальная незащищенность человека – все это заставляет задуматься над тем, какого же человека должна формировать семья, школа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Баулина М. Смешные каракули // Здоровье школьников. 2007. № 8.
  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? // Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.
  3. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии шестилетнего возраста // Психологическая наука школе. М.: Просвещение, 1988.
  4. Комарова Е.В. Наука делать уроки // Здоровье школьников. 2007. № 8.
  5. Михайлова В.П. Психология межличностных отношений // Учебное пособие. Кемерово, 1999.
  6. Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987.
  7. Чупаха И.В., Пужава Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии // Научно-практический сборник. М.: АЛЕКСА, 2001.