Форма урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с жизнью преподобного Сергия Радонежского и его ролью в истории Русского государства; закрепить понятия “житие”, “святой”;
- Развивать навыки работы с текстом (“Житие преподобного Сергия Радонежского”);
- Воспитывать чувства патриотизма и нравственности, уважения к истории своей Родины.
Оборудование урока: икона преподобного Сергия Радонежского; текст “Жития преподобного Сергия Радонежского”; иллюстрации Жития; карточки с толкованием устаревших слов; карточки с вопросами.
План урока
- Организационный момент.
- Основная часть.
Приветствие, организация рабочих мест (проверка готовности к уроку: наличие на столах учеников рабочих тетрадей, православных изданий по теме урока).
- Ознакомление учащихся с темой урока.
- Актуализация опорных знаний учащихся.
- Установка на целостное восприятие.
- Проверка первичного восприятия
- Анализ произведения.
- Заключение. Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
1. Ознакомление учащихся с темой.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель. Прочитайте название произведения, которое мы с вами будем сегодня изучать.
Уч-ся. “Житие Преподобного Сергия Радонежского”.
Учитель. Вы знаете, какие произведения называют житиями?
Уч-ся. Житие – это литературное произведение, которое рассказывает о жизни святого и имеет свои особенности.
Учитель. Назовите эти особенности?
Уч-ся. В житие рассказывается в определенной последовательности о жизни святого.
Учитель. Кого называют святыми?
Уч-ся. Это люди, которые следовали заповедям Бога.
Учитель. Познакомимся с историей создания “Жития преподобного Сергия Радонежского”.
Выступление уч-ся с сообщением об истории написании “Жития Преподобного Сергия Радонежского”.
“Житие Преподобного Сергия Радонежского” было написано Епифанием, мастером “плетения словес”, прозванным современниками за ученость Премудрым. Епифаний с 1830 г. был монахом Троицкого монастыря, знал его основателя, наблюдал за жизнью и деятельностью Сергия вплоть до его кончины в 1392 г. Личные впечатления, а также многочисленные рассказы и предания о Сергии, записи которых постоянно вел Епифаний, послужили основой для создания около 1418г. “Жития Сергия Радонежского”.
Учитель. Так как житие было написано давно, то в нем вам встретятся непонятные слова. У вас на столах карточки, на которых выписаны некоторые из них и объяснено их значение.
Благообразный – приятный по
внешнему виду. Смиренно – не гордо, кротко. Отрок – мальчик. Чадо – ребенок. Скорбит – грустит. Мошна – мешочек. Уста – рот. Вкушение – то, когда едят. |
3. Установка на целостное восприятие.
Учитель. Послушайте, как описал детство и юность преподобного Сергия Епифаний Премудрый.
Учитель читает житие.
4. Проверка первичного восприятия
Учитель. Какой эпизод из жизни преподобного Сергия Радонежского вам больше запомнился?
Учащиеся отвечают.
Далее самостоятельная работа уч -ся с текстом жития.
5. Анализ произведения.
Учитель. Сейчас мы с вами обсудим следующие вопросы: (могут быть выведены на экран с помощью мультимедийного проектора, записаны на доске или в виде опросника на стол каждому учащемуся).Уч-ся самостоятельно записывают тезисы в тетрадях в ходе работы с вопросами.
- С чего начинает Епифаний Премудрый описание жизни преподобного?
- Автор жития называет родителей Сергия – благоверными. Что означает это слово?
- Чем отличался преподобный Сергий в детстве от других детей?
- Какое было знамение его родителям?
- Как вы думаете, почему отрок Варфоломей не мог научиться грамоте?
- Почему семья преподобного Сергия переехала в Радонеж?
- Какова была иноческая жизнь преподобного Сергия?
- Какую роль сыграл Сергий Радонежский в истории Руси?
III. Заключение. Подведение итогов.
Учитель. Итак, сегодня мы познакомились с “Житием Преподобного Сергия Радонежского”. Многие из них мы уже становили. Какие?
Уч-ся. Житие состоит из трех частей. Первая часть – вступительная, в котором автор, обращаясь к читателю, рассказывает о себе, об истории написания жития. Вторая часть – основная, в ней рассказывается о жизни святого. Заканчивается житие третьей частью – молитвой, похвалой святому.
IV. Домашнее задание.
Написать сочинение на тему “Преподобный Сергий Радонежский в истории Русского государства” объем 1-2 листа.