Урок для 8-го класса по теме "Житие преподобного Сергия Радонежского"

Разделы: История и обществознание


Форма урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с жизнью преподобного Сергия Радонежского и его ролью в истории Русского государства; закрепить понятия “житие”, “святой”;
  2. Развивать навыки работы с текстом (“Житие преподобного Сергия Радонежского”);
  3. Воспитывать чувства патриотизма и нравственности, уважения к истории своей Родины.

Оборудование урока: икона преподобного Сергия Радонежского; текст “Жития преподобного Сергия Радонежского”; иллюстрации Жития; карточки с толкованием устаревших слов; карточки с вопросами.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Приветствие, организация рабочих мест (проверка готовности к уроку: наличие на столах учеников рабочих тетрадей, православных изданий по теме урока).

  3. Основная часть.
  1. Ознакомление учащихся с темой урока.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся.
  3. Установка на целостное восприятие.
  4. Проверка первичного восприятия
  5. Анализ произведения.
  1. Заключение. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

1. Ознакомление учащихся с темой.

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Прочитайте название произведения, которое мы с вами будем сегодня изучать.

Уч-ся. “Житие Преподобного Сергия Радонежского”.

Учитель. Вы знаете, какие произведения называют житиями?

Уч-ся. Житие – это литературное произведение, которое рассказывает о жизни святого и имеет свои особенности.

Учитель. Назовите эти особенности?

Уч-ся. В житие рассказывается в определенной последовательности о жизни святого.

Учитель. Кого называют святыми?

Уч-ся. Это люди, которые следовали заповедям Бога.

Учитель. Познакомимся с историей создания “Жития преподобного Сергия Радонежского”.

Выступление уч-ся с сообщением об истории написании “Жития Преподобного Сергия Радонежского”.

“Житие Преподобного Сергия Радонежского” было написано Епифанием, мастером “плетения словес”, прозванным современниками за ученость Премудрым. Епифаний с 1830 г. был монахом Троицкого монастыря, знал его основателя, наблюдал за жизнью и деятельностью Сергия вплоть до его кончины в 1392 г. Личные впечатления, а также многочисленные рассказы и предания о Сергии, записи которых постоянно вел Епифаний, послужили основой для создания около 1418г. “Жития Сергия Радонежского”.

Учитель. Так как житие было написано давно, то в нем вам встретятся непонятные слова. У вас на столах карточки, на которых выписаны некоторые из них и объяснено их значение.

Благообразный – приятный по внешнему виду.
Смиренно – не гордо, кротко.
Отрок – мальчик.
Чадо – ребенок.
Скорбит – грустит.
Мошна – мешочек.
Уста – рот.
Вкушение – то, когда едят.

3. Установка на целостное восприятие.

Учитель. Послушайте, как описал детство и юность преподобного Сергия Епифаний Премудрый.

Учитель читает житие.

4. Проверка первичного восприятия

Учитель. Какой эпизод из жизни преподобного Сергия Радонежского вам больше запомнился?

Учащиеся отвечают.

Далее самостоятельная работа уч -ся с текстом жития.

5. Анализ произведения.

Учитель. Сейчас мы с вами обсудим следующие вопросы: (могут быть выведены на экран с помощью мультимедийного проектора, записаны на доске или в виде опросника на стол каждому учащемуся).Уч-ся самостоятельно записывают тезисы в тетрадях в ходе работы с вопросами.

  1. С чего начинает Епифаний Премудрый описание жизни преподобного?
  2. Автор жития называет родителей Сергия – благоверными. Что означает это слово?
  3. Чем отличался преподобный Сергий в детстве от других детей?
  4. Какое было знамение его родителям?
  5. Как вы думаете, почему отрок Варфоломей не мог научиться грамоте?
  6. Почему семья преподобного Сергия переехала в Радонеж?
  7. Какова была иноческая жизнь преподобного Сергия?
  8. Какую роль сыграл Сергий Радонежский в истории Руси?

III. Заключение. Подведение итогов.

Учитель. Итак, сегодня мы познакомились с “Житием Преподобного Сергия Радонежского”. Многие из них мы уже становили. Какие?

Уч-ся. Житие состоит из трех частей. Первая часть – вступительная, в котором автор, обращаясь к читателю, рассказывает о себе, об истории написания жития. Вторая часть – основная, в ней рассказывается о жизни святого. Заканчивается житие третьей частью – молитвой, похвалой святому.

IV. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему “Преподобный Сергий Радонежский в истории Русского государства” объем 1-2 листа.

Презентация

Приложение 1

Приложение 2