Огромное значение в работе с родителями младшего школьника имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания, встречи с семьями уч-ся ничего кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.
Учителя, работающие с младшими школьниками, знают, какие тревожные чувства и какое опасение может вызвать у маленького школьника начало учебы в школе. Не меньше волнений вызывает оно и у родителей уч-ся. Ни для кого не секрет, что выражение “трудный ребенок” появляется в начальной школе вовсе не из-за так называемой трудности самого ребенка, а из-за противоречий во взглядах на воспитание маленького человечка у педагогов и родителей.
Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой) для развития его индивидуальности в общем доме “школа-семья”.
Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:
Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является:
- Просвещение по вопросам психологии и педагогики.
- Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
- Диагностика.
- Коррекционная работа.
1 направление.
Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой не в состоянии справиться, да и не нужно это делать одному. К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, представителей общественных организаций, учителей-предметников.
Чтобы психолого - педагогическое просвещение у родителей вызывало у них самих интерес, я предлагаю темы для обсуждения в ходе родительских собраний, но и учитывала предложения и пожелания родителей при выборе тем (через анкетирование)
Темы для совместного обсуждения и просвещения родителей.
- Физиологические особенности младшего школьника.
- Психология младших школьников.
- Особенности адаптации ребенка к школе.
- Как научить ребенка учиться.
- Что делать, если ребенок говорит “ Не хочу!”
- Как бороться с ленью.
- Книга в жизни семьи и ребенка.
- Компьютер- друг или враг моему ребенку?
- Как воспитать в ребенке ответственность за свои слова и поступки?
- Школьный учебник, как с ним работать?
- Если ребенок успевает слабо…
Если психолого-педагогическое просвещение родителей в классном коллективе организовано плохо, классному руководителю нельзя рассчитывать на то, что родители будут обращаться к нему за советом и помощью, и приходить на родительские собрания в класс.
2 направление.
Ни для кого не секрет, что иногда многие родители достаточно негативно относятся к организации учебного процесса в школе, к организации самого школьного пространства.
Как сделать так, чтобы родители не ждали с огромным нетерпением тот момент, когда их чадо покинет стены нелюбимой школы?
Я считаю, что для этого в каждой школе должна быть разработана стратегия формирования у родителей и уч-ся культуры принадлежности к образовательно-воспитательному пространству школы.
Уже в самые первые дни ребенка в школе я знакомлю в первую очередь родителей класса с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании уч-ся, родители должны знать, какими учителями гордиться школа. Наши родители класса побывали в школьном музее.
На первом собрании обязательно знакомлю родителей с Уставом школы, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т.д.
В каждой четверти родительский коллектив класса знакомлю с планом воспитательной работы, создаю условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное время и учебное время.
В планировании воспитательной работы большое внимание уделяю участию самих родителей класса во всех внеклассных мероприятиях школы и класса.
Родители должны быть вместе с детьми в театрах, на экскурсиях, на классных часах и т.д.
В этом году родители приняли активное участие в празднике “О правильном питании”.
Огромное значение имеет привлечение родителей к кружковой и творческой работе.
Защита рефератов
Проектировочная деятельность
Весь сентябрь родители помогали детям выбрать кружки, спортивные секции по интересам.
Я в этом году ввела как новшество, каждая семья должна подготовить один родительский урок за весь учебный период. С классным руководителем обсуждается только тема, а все остальное- творчество семьи.
Например: дедушка-лесник приготовил кл. час к Новому году .Некоторые родители даже решили издать свой семейный журнал, который называется “Папа, мама, я- дружная семья”. В нём родители рассказывают о своих семейных традициях, успехах своих детей в учебной и внешкольной работе с фотографиями и рисунками.
3 направление.
Очень важное, как и для классного руководителя, так и для школьников и их родителей ДИАГНОСТИКА.
Речь пойдет не о психологических диагностиках, в чистом виде (которые проводят психологи), а психолого-педагогической диагностике, которая должна быть оперативной и носить индивидуальный характер.
Диагностика в работе классного руководителя с классом может быть:
- Предварительной;
- Оперативной;
- Итоговой.
В зависимости от тех ситуаций, которые требуют ее применения.
Диагностические материалы, если педагог их использует грамотно, могут повлиять на обучение родителей и ребенка в семье, изменить стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребенку.
Диагностика помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудно.
С другой стороны диагностика в работе классного руководителя- это достаточно опасное орудие и использовать его в своей деятельности педагог может только тогда, когда он абсолютно уверен в том, что все полученные материалы помогут ребенку и его семье стать ближе друг другу.
Использование педагогом психолого-педагогической диагностики предлагает
Предварительная диагностика необходима при подготовке
- Родительских собраний;
- Тематических и индивидуальных консультаций;
- Внеклассных мероприятий.
Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года, по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях.
Я еще на конец года практиковала творческие отчеты. Это необходимо не только, чтобы родители отметили работу классного руководителя и сказали ему “спасибо” (хотя и этому учить необходимо) но и для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму восприятия всеми родителями и присутствующими.
(А для этого существуют мониторинги активности уч-ся и родителей).
4 направление Коррекционная работа.
Главным назначением коррекционной работы является:
- Оказание родителям психолого-педагогической помощи;
- Поддержка в решении проблемных ситуаций семейного воспитания.
К проблемным ситуациям можно отнести:
- Кризисы адаптации к школьному обучению;
- Раннее половое созревание детей;
- Нестабильность положения ребенка или близких людей;
- Развод родителей.
Индивидуальная коррекционная работа классного руководителя должна быть направлена на работу с семьей, в которой растут одаренные дети. Ни для кого не секрет, что иногда положение такого ребенка в обычном классе бывает очень трудным.
ЗАДАЧА классного руководителя состоит в том, чтобы создать условия для максимального развития таланта и способностей такого ребенка с одной стороны, а с другой - сохранить его душевное спокойствие и комфортное положение в коллективе.