Организация сотрудничества классного руководителя с родительской общественностью

Разделы: Классное руководство


Огромное значение в работе с родителями младшего школьника имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания, встречи с семьями уч-ся ничего кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.

Учителя, работающие с младшими школьниками, знают, какие тревожные чувства и какое опасение может вызвать у маленького школьника начало учебы в школе. Не меньше волнений вызывает оно и у родителей уч-ся. Ни для кого не секрет, что выражение “трудный ребенок” появляется в начальной школе вовсе не из-за так называемой трудности самого ребенка, а из-за противоречий во взглядах на воспитание маленького человечка у педагогов и родителей.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой) для развития его индивидуальности в общем доме “школа-семья”.

Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:

Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является:

  • Просвещение по вопросам психологии и педагогики.
  • Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
  • Диагностика.
  • Коррекционная работа.

1 направление.

Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой не в состоянии справиться, да и не нужно это делать одному. К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, представителей общественных организаций, учителей-предметников.

Чтобы психолого - педагогическое просвещение у родителей вызывало у них самих интерес, я предлагаю темы для обсуждения в ходе родительских собраний, но и учитывала предложения и пожелания родителей при выборе тем (через анкетирование)

Темы для совместного обсуждения и просвещения родителей.

  • Физиологические особенности младшего школьника.
  • Психология младших школьников.
  • Особенности адаптации ребенка к школе.
  • Как научить ребенка учиться.
  • Что делать, если ребенок говорит “ Не хочу!”
  • Как бороться с ленью.
  • Книга в жизни семьи и ребенка.
  • Компьютер- друг или враг моему ребенку?
  • Как воспитать в ребенке ответственность за свои слова и поступки?
  • Школьный учебник, как с ним работать?
  • Если ребенок успевает слабо…

Если психолого-педагогическое просвещение родителей в классном коллективе организовано плохо, классному руководителю нельзя рассчитывать на то, что родители будут обращаться к нему за советом и помощью, и приходить на родительские собрания в класс.

2 направление.

Ни для кого не секрет, что иногда многие родители достаточно негативно относятся к организации учебного процесса в школе, к организации самого школьного пространства.

Как сделать так, чтобы родители не ждали с огромным нетерпением тот момент, когда их чадо покинет стены нелюбимой школы?

Я считаю, что для этого в каждой школе должна быть разработана стратегия формирования у родителей и уч-ся культуры принадлежности к образовательно-воспитательному пространству школы.

Уже в самые первые дни ребенка в школе я знакомлю в первую очередь родителей класса с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании уч-ся, родители должны знать, какими учителями гордиться школа. Наши родители класса побывали в школьном музее.

На первом собрании обязательно знакомлю родителей с Уставом школы, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т.д.

В каждой четверти родительский коллектив класса знакомлю с планом воспитательной работы, создаю условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное время и учебное время.

В планировании воспитательной работы большое внимание уделяю участию самих родителей класса во всех внеклассных мероприятиях школы и класса.

Родители должны быть вместе с детьми в театрах, на экскурсиях, на классных часах и т.д.

В этом году родители приняли активное участие в празднике “О правильном питании”.

Огромное значение имеет привлечение родителей к кружковой и творческой работе.

Защита рефератов

Проектировочная деятельность

Весь сентябрь родители помогали детям выбрать кружки, спортивные секции по интересам.

Я в этом году ввела как новшество, каждая семья должна подготовить один родительский урок за весь учебный период. С классным руководителем обсуждается только тема, а все остальное- творчество семьи.

Например: дедушка-лесник приготовил кл. час к Новому году .Некоторые родители даже решили издать свой семейный журнал, который называется “Папа, мама, я- дружная семья”. В нём родители рассказывают о своих семейных традициях, успехах своих детей в учебной и внешкольной работе с фотографиями и рисунками.

3 направление.

Очень важное, как и для классного руководителя, так и для школьников и их родителей ДИАГНОСТИКА.

Речь пойдет не о психологических диагностиках, в чистом виде (которые проводят психологи), а психолого-педагогической диагностике, которая должна быть оперативной и носить индивидуальный характер.

Диагностика в работе классного руководителя с классом может быть:

  • Предварительной;
  • Оперативной;
  • Итоговой.

В зависимости от тех ситуаций, которые требуют ее применения.

Диагностические материалы, если педагог их использует грамотно, могут повлиять на обучение родителей и ребенка в семье, изменить стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребенку.

Диагностика помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудно.

С другой стороны диагностика в работе классного руководителя- это достаточно опасное орудие и использовать его в своей деятельности педагог может только тогда, когда он абсолютно уверен в том, что все полученные материалы помогут ребенку и его семье стать ближе друг другу.

Использование педагогом психолого-педагогической диагностики предлагает

Предварительная диагностика необходима при подготовке

  • Родительских собраний;
  • Тематических и индивидуальных консультаций;
  • Внеклассных мероприятий.

Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года, по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях.

Я еще на конец года практиковала творческие отчеты. Это необходимо не только, чтобы родители отметили работу классного руководителя и сказали ему “спасибо” (хотя и этому учить необходимо) но и для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму восприятия всеми родителями и присутствующими.

(А для этого существуют мониторинги активности уч-ся и родителей).

4 направление Коррекционная работа.

Главным назначением коррекционной работы является:

  • Оказание родителям психолого-педагогической помощи;
  • Поддержка в решении проблемных ситуаций семейного воспитания.

К проблемным ситуациям можно отнести:

  • Кризисы адаптации к школьному обучению;
  • Раннее половое созревание детей;
  • Нестабильность положения ребенка или близких людей;
  • Развод родителей.

Индивидуальная коррекционная работа классного руководителя должна быть направлена на работу с семьей, в которой растут одаренные дети. Ни для кого не секрет, что иногда положение такого ребенка в обычном классе бывает очень трудным.

ЗАДАЧА классного руководителя состоит в том, чтобы создать условия для максимального развития таланта и способностей такого ребенка с одной стороны, а с другой - сохранить его душевное спокойствие и комфортное положение в коллективе.