Цели и задачи урока:
Обучающие:
- Ввести понятия окружности, круга, радиуса, диаметра.
- Вывести соотношение между радиусом и диаметром.
- Научить находить радиус, если известен диаметр и наоборот.
- Познакомить с инструментом “циркуль”, научить чертить окружность с помощью циркуля.
Развивающие:
- Развитие логического мышления, внимания, творческих и познавательных способностей, воображения, умения анализировать, делать выводы.
- Формирование точности и аккуратности при выполнении чертежей.
- Применение информационных технологий при изучении математики.
- Получение новых знаний путем проведения опытов.
Воспитательные: развитие трудолюбия, дисциплинированности, уважения к одноклассникам, формирование интереса к математике.
Методические приемы урока:
- Словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой);
- Наглядные (иллюстрации, демонстрация опытов);
- Практические (упражнения, практическая работа на ПК).
Средства обучения:
1. Учебники и учебные пособия:
1.1. Учебник. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович
“Математика 5”, Мнемозина, Москва, 2008г.;
1.2. Рабочая тетрадь № 1. И.И. Зубарева “Математика
5”, Мнемозина, Москва, 2008г.;
1.3. Методическое пособие для учителя. И.И.
Зубарева, А.Г. Мордкович “Математика 5-6 классы”,
Мнемозина, Москва, 2008г.
2. Техническое оснащение:
Кабинет информатики, 22 рабочих места, АРМ учителя, проектор, экран.
3. Программное обеспечение: Графический
редактор Paint. Программа Microsoft Office Word.
4. Дополнительное оборудование урока.
Бумага, краски, стакан, тарелка из детской посуды, ножницы, циркуль, маркер, линейка, 10 магнитов. Иллюстрации к заданиям (замкнутые, незамкнутые линии), рисунки, выполненные из окружностей. Раздаточный материал: 22 круга из цветной бумаги, 22 окружности, нарисованные на бумаге. Напечатанное слово “циркуль”.
Межпредметная связь: Информатика, русский язык, изобразительное искусство, технология, история.
Ход урока
I. Организация начала урока.
- Здравствуйте ребята! Садитесь. Кто сегодня в классе дежурный?
(Обращение к дежурному).
Кто сегодня отсутствует и по какой причине?
Хорошо, теперь мы начинаем урок.
II. Сообщение темы, задач и целей урока.
- Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями: окружность и круг, выясним чем отличаются эти понятия. Ребята, откройте тетради и запишите, число, классная работа и тему урока “Окружность и круг”.
Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
1. Какие виды линий изображены ни рисунке 1? На рисунке 2.
Рисунок 1
Рисунок 2
(Замкнутые и незамкнутые).
2. Какие геометрические фигуры вы знаете?
3. Какие инструменты необходимы, чтобы изобразить
линии и фигуры?
4. Какие единицы длины вы знаете?
III. Изучение нового материала.
Опыты.
Посмотрите, перед вами есть краски, стакан с круглым горлышком, бумага и тарелка с окрашенной водой.
Проведем опыты.
1. Берём стакан, опускаем горлышком в тарелку с окрашенной водой и ставим отпечаток на бумагу. Сделаем так несколько раз. Обратите внимание, какой след оставляет стакан.
Рисунок 3
Рисунок 4
2. Берём круглый предмет, в нашем случае тарелка из детской посуды прикладывает к листу бумаги, обводим маркером тарелку.
Рисунок 5
Ребята, посмотрите какой след оставил маркер. Сравните получившийся результат с первым опытом.
А теперь возьмем ножницы и аккуратно вырежем по той линии, которую оставил маркер.
- Какая фигура у меня получилась?
Дети:
- Круг.
- Правильно!
- Ребята посмотрите, на каждой парте перед вами
есть окружность, нарисованная на бумаге и круг из
цветной бумаги. Что у них общего? (Ответы детей).
- А чем они отличаются? (Ответы детей).
- Ребята, возьмите ножницы и аккуратно вырежьте
окружность. Что у вас получилось? (Ответы
детей).
Обратите внимание, что вначале у нас была окружность, но если мы вырежем ее, то получается фигура, которая называется, – круг.
А теперь смотрите, если я сверну круг пополам, то сгиб образует линию, которая разделяет круг на две равные части. Эта линия будет диаметром круга. Диаметр делит круг пополам. Если согнуть круг еще раз пополам, то получатся четыре равные части.
- Ребята, обратите внимание на линии сгиба, они пересеклись в одной точке, эта точка называется центром круга, а линии сгибов – диаметры, они пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. Линия, соединяющая центр с краем круга называется радиусом. Обратите внимание, что длины диаметров равны. А что вы можете сказать о длинах радиусов?
Дети:
- Они тоже равны!
- Посмотрите внимательно на окружности, которые
получились в результате опытов. Они имеют разные
размеры.
Новый материал.
-Как начертить окружность определенного размера?
(ответы детей)
- Для этого существует инструмент, который называется циркуль.
(Показать инструмент. Показать на доске стихотворение о циркуле).
- Ребята обратите внимание, как пишется слово “циркуль”.
Рисунок 6
Циркуль.
Циркуль мой, циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и – ни шагу.
- У циркуля две ножки. На конце одной ножки игла, на конце другой грифель. Ножки циркуля двигаются. (Показываю на доске построение окружности). Для того чтобы начертить окружность надо отметить центр окружности, поставить в центр окружности ножку циркуля с иглой, взять циркуль за хвостик и провести окружность. Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками не должно меняться.
Задание №1
- Ребята, попробуйте начертить окружность в тетради.
(Я выполняю на доске).
- Сначала отметьте центр окружности. Обычно центр окружности обозначают буквой О. Теперь разведите циркуль на некоторое расстояние и начертите окружность. Вспомните, когда мы складывали круг из бумаги пополам, то говорили что линия сгиба это диаметр, он проходит через центр окружности. Давайте построим диаметр окружности. Теперь соединим центр окружности с любой ее точкой. Этот отрезок называется радиусом. Обратите внимание, что точка О делит диаметр на две части и каждая часть является радиусом окружности. Что можно сказать об отношении радиуса и диаметра?
(Ответы детей).
- Диаметр состоит их двух радиусов.
Это отношение можно записать следующим
образом.
d = 2r, где диаметр обозначается буквой d,
радиус буквой r.
Из этого отношения также следует, что r = d : 2
Как вы думаете, сколько можно провести диаметров, радиусов? (Ответы детей).
Исторические сведения.
- В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно, в каждой своей точке окружность устроена одинаковым образом, что позволяет ей двигаться самой по себе. Это свойство окружности сделало возможным возникновение колеса, поскольку ось и втулка колеса должны все время быть в соприкосновении. Но еще до колеса люди использовали круглые бревна-катки для перевозки тяжестей. Рисунки на стенах египетских пирамид рассказывают нам, что именно так доставлялись огромные камни на строительство этих пирамид.
- В русском языке слово “круглый” тоже
означает высокую степень чего-либо: “круглый
отличник”, “круглый сирота” и даже “круглый
дурак”.
- В школе свойства окружности и круга изучаются
до 11 класса, но первые представления у учащихся
должны быть уже в 5 классе.
IV. Указание на то, что учащиеся должны запомнить.
- Теперь давайте подведем итоги проведенных опытов.
Окружность – замкнутая линия, все
точки которой находятся на одинаковом
расстоянии от данной точки. Эта точка называется
центром окружности.
Круг – это часть плоскости, которая
лежит внутри окружности (вместе с самой
окружностью).
Радиус – отрезок, соединяющий центр
окружности с точкой на окружности.
Все радиусы окружности равны друг другу.
Диаметр – отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр окружности.
Все радиусы окружности равны друг другу.
Все диаметры окружности равны друг другу.
V. Первичное закрепление изученного материала.
Задание №2
Начертить окружность, радиус которой 2 см. Отметьте диаметр и радиус окружности. Найдите длину диаметра.
- Чтобы выполнить это задание понадобится линейка и циркуль.
- Ребята, как вы думаете для чего нужна линейка? (Ответы детей).
- По линейке отмеряем 2 см. Это радиус окружности. Теперь надо отметить центр окружности, обозначим его буквой О. Начертим окружность. Центр окружности соединим с любой точкой окружности, этот отрезок будет радиусом. Обозначим его буквой r. Теперь проведем диаметр.
- Ребята, как начертить диаметр?
Дети: Диаметр соединяет две точки
окружности и проходит через ее центр.
Учитель: Какой буквой обозначается
диаметр?
Дети: Диаметр обозначают буквой d.
Задание №3 (устно).
Распределите слова на две группы “Окружность” и “Круг” Объясните свои действия.
(На доске с помощью магнитов прикреплены слова, ученики выходят по одному к доске и распределяют слова по группам, объясняя свой ответ).
Плоская тарелка, блин, пяльцы для вышивания, резинка для волос, компакт-диск, покрышка для колес, обруч (халахуп), кольцо.
Задание №4
Выполнить задание из рабочей тетради по образцу.
§ 23 Окружность и круг. № 23.1. страница 56.
Задание № 405 из учебника (устно).
VI. Физкультминутка.
- Ребята, давайте сделаем разминку. Сядьте ровно.
Тема нашего урока “Окружность и круг” покажите мне руками маленькую окружность. А теперь представьте, что наша окружность раздувается, становится все больше и больше. Показываем, вот какая получилась окружность. А теперь поднимаем эту окружность над собой и держим над головой. Представим, что подул ветер и наша окружность наклоняется сначала влево, потом вправо. А теперь представим что окружность превратилась в воздушный шарик и отпускаем ее.
Молодцы!
VII. Практическая работа на персональных компьютерах. Творческое задание.
- Ребята, следующее задание мы будем выполнять
на персональных компьютерах. Ребята сядьте за
компьютеры и запустите “Графический редактор
Paint”.
- Прежде чем приступить к выполнению задания
вспомните инструктаж по технике безопасности,
который мы с вами разбирали на уроках
информатики.
(Так как ребята хорошо владеют программой, то на выполнение задания достаточно 5 минут).
Задание 1. Нарисуйте окружность любого цвета. Помните, чтобы фигура получилась “правильной”, надо при рисовании удерживать нажатой клавишу Shift.
Очищаем экран.
Задание 2. Нарисуйте круг любого цвета.
Задание 3. Попробуйте придумать и нарисовать
рисунок, в котором есть окружности и круги.
(После выполнения задания).
- Ребята, посмотрите вокруг. Какие замечательные и интересные рисунки у вас получились. - Пройдите за свои места за партами и займите свои места.
VIII. Итоги урока.
- Сегодня на уроке мы узнали, что такое окружность, круг, чем они отличаются. Познакомились с новым инструментом, - циркулем. Научились строить окружность с его помощью. Узнали что такое радиус, диаметр. Научились находить радиус, если известен диаметр и наоборот. Узнали исторические сведения об окружности, провели опыты, как с помощью подручных средств получить окружность. Выполнили творческое задание на персональных компьютерах.
Рефлексия (Приложение 1)
- А теперь продолжите предложения, которые вы видите на экране:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Я попробую….
Меня удивило…
Мне захотелось…
IX. Домашнее задание.
№ 406 (письменно), повторить № 405 (устно).
Дополнительно.
Творческое задание. Оценивается отдельно.
Выполнить на альбомных листах. С помощью циркуля создать рисунок из окружностей.