Цели урока:
- Формировать навыки и умения сложения и вычитания в пределах 10,
- Закреплять изученные приёмы сложения и вычитания ± 2; ± 3,
- Решать задачи,
- Развивать умения сравнивать числа, математическую речь, внимание, логику, интерес к предмету,
- Воспитывать у детей чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, дружбы, добра.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Оборудование: Учебник “ Математика” 1 класс, аудиозапись, книжка-поезд. Открытка – приглашение, рисунки, карточки для дифференцированной самостоятельной работы, схемы к задачам.
Ход урока
1. Организация класса.
Всё ль в порядке, все ль готовы?
Начинается урок. (1)
2. Сообщение темы и цели урока.
Ребята, сегодня на уроке мы будем решать примеры и задачи на сложение и вычитание в пределах 10; будем закреплять умения решать задачи. И самое главное, нас приглашает Кот Леопольд на свой день рождения (достаю из почтового ящика приглашение). А отправимся мы на сказочном поезде. Поторопитесь купить билеты. Билет стоит 10 руб.
- Какими монетами можно взять 10 руб.? (повторяем состав числа 10)
(Ответы детей).
Это 5 и 5;
5 и 1 1 1 1 1;
2 2 2 2 2.
-Молодцы, ребята, билеты куплены.
3. Устный счёт.
- В каком вагоне поедут 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд узнаем, ответив на вопросы.
а) 1 ряд. Назовите соседей числа 3. (Вагон № 3).
б) 2 ряд. 2 и ещё столько же. Сколько это будет?
(Вагон № 4).
в) 3 ряд. 3 без 2х. (Вагон № 1).
Вагон № 2 свободный. Кто в нём поедет – узнаем.
(Сама читаю отрывок из стих. С. Михалкова “Весёлые путешественники”) (2)
Тра-та-та, тра-та-та,
Мы везём с собой кота.
Чижика, собаку, Петьку – забияку,
Обезьянку, попугая.
Вот компания какая!
- Сколько всего путешественников? (6).
- Сколько зверей?
- Сколько птиц?
- Как можно о них сказать, сколько их? (Их
поровну)
- Молодцы. Мы заняли 4 вагона. А сколько их всего? (10).
- Сколько вагонов остаются свободными? (6).
- Как получили 6? (10-4=6).
- Вот в этих вагонах поедут наши гости на день
рождения к Коту Леопольду.
- Ребята, а поезд наш красивый, волшебный.
- Из каких фигур он состоит? (3-угольников,
кружков, квадратов, прямоугольников).
- Почему эти фигуры так называются? (ответы
детей).
- Итак, согласно билетам садимся в поезд, садимся
удобнее, путь не близкий, проверьте посадку, (рабочее
место), все ли на месте?
- А какой день недели? (четверг).
- Какой по счёту? (4-ый).
(Показываю письмо цифры 4 на доске).
- Открыли тетради, пишем минутку чистописания.
- Как можно получить 4? (показ детьми веером (3 и 1,
2 и 2).
- А следующее за числом 4 (5).
- А 5 как можно получить? (2 и 3, 4 и 1) (показываю на
доске 5).
- Молодцы!
Загудел паровоз,
и вагончики повёз.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
к Леопольду вас качу! (3).
(Включаю тихо музыку).
- Поезд наш едет быстро, давайте посмотрим, как
умеем быстро решать задачи и примеры и мы.
- Откроем учебники с. 107 № 8
4. Решение примеров с комментированием.
(У доски с комментированием, остальные – в тетрадях).
- Молодцы!
5. Математический диктант.
- Какое число больше 5 на 1?
- Какое число меньше 8 на 1?
- Слагаемое 5, слагаемое 4. Чему равна сумма?
- На сколько 4 меньше 6?
- На сколько 9 больше 6?
- Если из 9 вычесть 1?
- 7 уменьшить на столько же?
- 8 уменьшить на 3?
- 7 увеличить на 3?
- Из 4 вычесть 3?
- Задача. От Веры спрятались подружки. Сколько их было, если она увидела 8 ног?
Проверка. Открываю карточки, на них сверху буквы, снизу числа. (читаем).
ПОЗДРАВЛЯЕМ! МОЛОДЦЫ!
6. Физминутка.
(“Голубой вагон” – песня).
7. Решение задач.
- Ребята, наш необыкновенный поезд везёт много гостей. Давайте сделаем остановку на полянке, где находится “Лесная школа”. Зверятам в лесной школе дали задание решать задачи. Поможем? Ведь отзывчивые, добрые люди всегда придут на помощь, на выручку, никогда не оставят в беде. Правильно? Молодцы!
Учебник с.106 № 4.
а) Читаем хором.
- Известно ли, сколько гвоздик было? (7).
- Что сказано про то, что стало? (стало на 2
больше).
- Что спрашивается в задаче?
- Как решим задачу? (ответы детей).
- Какая схема подходит к задаче?
- Запишем кратко.
Вчера - 7 г.
Сегодня - ?, на 2 больше.
Решение: 7+2=9 (г.)
Ответ: 9 гвоздик.
б) Задача №2. Чтение и разбор задачи.
(Решают самостоятельно).
Проверка. К доске вызываю ученика. Он записывает решение.
Молодцы!
8. Повторение пройденного.
- Ребята, наша станция уже близко. Что подарим Коту на день рождения? (цветы).
Мы подарим ему красивый букет. (открываю букет на плакате, а там мышата – проказники общипали все лепестки, пока решали задачи).
Выполним задание – польём цветы, они оживут! (На цветочных лепестках – “сравнить числа”).
(Сравнивают числа – показывают карточкой знаки: больше, меньше, равно).
Молодцы! Букет снова живой, красивый. Он благодарит вас за вашу отзывчивость, внимание.
- А какой ряд будет вручать цветы Леопольду? Тот ряд, кто быстрее справится с заданиями на карточках, которые лежат у вас на столе.
9. Парно-групповая работа.
1 вариант – примеры слева.
2 вариант – примеры справа.
- Затем обменяетесь тетрадями, проверите работы
по графопроектору.
- Молодцы, ребята. Все хорошо справились с работой
быстро, дружно – победила дружба.
Значит, дарить букет будем все вместе.
- А вот и наша станция. Нас встречает именинник. Что нужно сказать?
ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!
- Что ответит Кот Леопольд? (СПАСИБО!)
- А мышата что должны сделать? (извиниться)
- Что нам всем скажет Леопольд? (ДАВАЙТЕ ЖИТЬ
ДРУЖНО!!!)
- А какой день рождения без угощения? Кот угощает
вас конфетами.
10. Итог урока.
- Понравилось вам путешествие? А путешествуя на поезде, что вы делали на уроке?
(Ответы уч-ков).
- А какие черты характера помогли вам справиться с заданиями?
(Взаимовыручка, дружба, доброта).
- СПАСИБО, ребята, за урок. (комментирование ответов на уроке).
Список использованной литературы:
1. Стихи. С.Маршак. Изд-во “Детская литература”, М., 1989 г.;
2. Фонограмма песни “Голубой вагон”, муз. В.Шаинского;
3. В.Волина “Праздник числа. Занимательная математика для детей”. Изд-во “Знание”, М., 1993 г.