Занятие по экологии на тему "Три тайны жизни"

Разделы: Начальная школа


Цель: способствовать формированию у учащихся экологического сознания; раскрыть связи между живой и неживой природой, внутри живой природы, понимания роли человека в окружающей среде.

Ход занятия

– Наше занятие мне хочется начать словами из песни:

Где бы ни были мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас примет с любовью и нежностью
Наша пристань – родительский дом.

– Ребята, а как вы понимаете, что такое дом?

– А космонавты, улетая в космос, что своим домом считают?

– Нашу планету Земля.

– Общий дом для всех людей на земле – планета Земля.

Где ты живешь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
Мальчик ответил:
“Живу я в доме номер…
Дом на …”
Но этого мало
Деревню назови мне свою для начала.
“Деревня Богданово, что стоит на высоком холме.
А за холмом виден лес вдалеке,
Тянутся к лесу сады и поля,
В низине речушка бежит не спеша”
Очень красива наша Земля!
Понял, дружище, вот он, твой дом,
Светлый, красивый, большой! (Слайд 1, 2)

– Ребята, мы с вами живем на планете Земля. Назовите соседей наших по планете, кто еще рядом с нами живет?

– Скажите, в каком доме вам приятно жить, в какой дом вам хочется возвращаться снова и снова?

– Но в последнее время не всегда так бывает. В нашем общем доме происходят ужасные перемены. И в этом вы сейчас сами убедитесь. Я покажу вам кусочек нашего дома, хорошо известную вам местность. Вы внимательно посмотрите и скажите, все ли красиво в этом доме, все ли вам понравилось здесь? (Слайд 3– 6)

– Как вы думаете, что произойдет с этим домом, если мы и дальше будем его засорять?

– Что же надо делать, чтобы этот лес жил и продолжал радовать нас своими дарами: ягодами, грибами, пением птиц?

– Что же такое природа?

– Какой она бывает?

– А сегодня, ребята, мы с вами раскроем три тайны жизни на Земле. Поможет нам в этом легенда о племени, которые называли себя “Дети Солнца”. И так слушайте:

“Это племя жило на своих землях очень много лет. У них были бескрайние леса, поля, луга. Долгое время люди жили привольно и спокойно. Но вот однажды они заметили, что там, где раньше бурлили прозрачные и быстрые реки – застыли мутные воды, там, где когда – то была плодородная пашня – теперь безжизненная пустыня, а там, где когда – то царила красота в природе – стало голо и уныло. Тогда старейший из старейших созвал племя и обратился к нему с такими словами:

“Беда к нам пришла оттого, что мы забыли древние секреты жизни. Нам нужны смелые и благородные люди, которые найдут разгадку жизни и помогут нам выжить.”

Вот тогда и вышли вперед мальчишки и девчонки. Были они того же возраста, что и вы. Старейший из старейших отвел их в отдаленное место и показал им волшебную лодку.

(Слайд 7)

“Вы отправитесь вниз по реке”, – сказал он, – и по пути познаете три тайны жизни. Эти знания и помогут вам вернуть красоту в природе.”

– Разрешите, мне сегодня выполнять роль старейшего из старейших.

У каждого из вас на парте шкатулка, в которой три разноцветные бусинки и четыре белые бусинки.

На своем пути вы трижды подвергнитесь испытанию. Внимательно следите за тем, что с вами случится.

– Что ж готовы? Поплыли!

– Ребята, вот мы с вами оказались на красиво цветущем лугу. (Слайд 8)

Вы готовы познать первую тайну жизни? Нанижем на проволочку белую бусинку. Белые бусинки будут соединять между собой цветные.

– Ой, ребята, посмотрите, какой красивый одуванчик. Вы видели это растение? Давайте вдохнем аромат этих цветов.

– Корень одуванчика всю зиму проводит в земле. Теплое, пушистое одеяло из снега укрывает его до весны. Придет весна, снег растает и одуванчик начнет расти. Что же нужно одуванчику, чтобы он жил и рос?

– Тепло и свет этому растению что дает?

– А где он возьмет питательные вещества, за счет которых будет жить?

– Вот одуванчик вырос, расцвел. Но летняя жара иссушила растение, листья стали засыхать. Но вот прошел дождь, и одуванчик вновь зазеленел после дождя, а на месте желтого огонечка появилась пушистая головка. Подул ветер и рассыпалась пушистая головка на мелкие парашютики. Ветер унес их далеко от луга. Давайте подуем! Наберите побольше воздуха в легкие и по-сильнее дуньте. (Слайд 9)

– Что же с пушинками дальше произойдет?

– Ветер способствовал распространению и размножению растений. Мы с вами любим плести из одуванчиков веночки. И бывает порой так, сплели один веночек – не понравился, выбрасываем, плетем другой. Можно ли так поступать? Почему?

– Сейчас поиграем в игру. Девочки у нас будут “Потребители”, мальчики “Юные хранители природы”. Каждый из вас должен будет ответить на вопрос: хорошо или плохо нарвать большой букет одуванчиков?

“Потребители”:

Нарвать букет одуванчиков – это хорошо. Цветы красивые. Их можно подарить кому-нибудь. Они хорошо пахнут. Когда дома стоят цветы, становится уютно.

“Юные хранители природы”:

Нарвать букет одуванчиков – это плохо. Цветы быстро завянут и их выбросят. Если будешь рвать большие букеты, нанесешь вред природе. Они быстро исчезнут.

– Так рвать большие букеты одуванчиков хорошо или плохо?

– Цветок на лугу я сорвал на бегу,
Сорвал, а зачем – объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял
А сколько бы он на лугу простоял?!
– Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
– Цветка не сорвите, а лучше скажите:
Купальница, ландыш, лесная гвоздика,
Живите, растите, на радость цветите
И не исчезайте растущие дико.

– Ребята, одуванчик – это у нас какая природа?

– А чтобы это растение жило и росло ему что нужно?

– Солнце, вода, почва – это какая природа?

– Ребята, посмотрите, живая и неживая природа связаны между собой? Нужны они друг другу?

– Вот мы с вами открыли первую тайну природы: взаимосвязь живой и неживой природы. Нанижем желтую бусинку: это будет у нас символ связи живой и неживой природы.

– Поплывем дальше!

– Ой, ребята, посмотрите, впереди у нас лес. Могучий дуб растет, широко раскинув ветви в стороны. Красавец, правда?! Хотите узнать вторую тайну? Тогда нанижем вторую белую бусинку.

– Дуб живет. Он дышит, растет, тянется своими молодыми веточками к солнцу, к его теплу и свету. Но вот, посмотрите, среди ветвей мелькнула белочка; какое – то живое существо пронеслось с громким жужжанием и уселось на ствол дуба. Да это же большой жук; а вот на одной из веточек сидит маленькая птичка. Не дуб, а целый дом для разной живности. (Слайд 10)

– А что же произойдет, если дуб исчезнет?

– Не будет птиц, зверей, жучков. Не будет пищи для животных. Кабан, например, питается желудями. Жук – олень соком дуба.

– Деревья только одним своим существованием приносят людям и всему живому добро и великую радость. Деревья – защита и украшение земли. Без них не смогли бы ни мы, ни наши соседи жить.

– Ребята, дуб – это какая природа? А обитатели дуба: белочка, птицы, жучки – какая природа?

– Как вы увидели, есть ли связь внутри живой природы?

– Вот мы с вами познали вторую тайну жизни – тайну связи внутри живой природы. Нанижем зеленую бусинку – символ связи внутри живой природы.

– Поплывем дальше!

– Перед нами открытое море. Чтобы открыть третью тайну, нанижем третью белую бусинку.

– Перед нами открытое море и чайки. Чайки кружились, кружились над морем и только на несколько минут садились на море отдохнуть. Вдруг птицы увидели темное пятно, но не придали этому значение. Черное пятно разливалось по воде, а чайки продолжали нырять в поисках рыбы. Вдруг крылья их отяжелели, взлететь чайки уже не могли, перья были вымазаны “черной грязью”, отмыть которую невозможно. Чтобы вы в этом убедились, я вам сейчас это докажу. (Слайд 11)

– И так, по вине человека в море пролита нефть: может быть во время перевозки произошла авария, корабль наскочил на подводную скалу.

Нефть – полезное ископаемое, маслянистая жидкость темного цвета. Основное её свойство – горючесть. При сгорании она дает больше тепла, чем каменный уголь. Кроме этого, из неё получают бензин, керосин, машинное масло. Нефть в жизни человека имеет большое значение.

– По весу птичье перо тяжелое или легкое?

– Какое значение имеет для птиц перьевой покров?

– Нефть оказалась в море. Посмотрите, что произойдет с пером, если его опустить в воду с нефтью?

– Попробуем отмыть в воде. Не отмывается. Нефть при неосторожном обращении может принести вред животным и человеку.

– Ребята, по вине человека, его халатности погибли чайки. Мы выяснили, человек и природа связаны между собой?

– Нанижем красную бусинку – символ связи человека и природы.

– В настоящее время создано много экологических организаций, которые охраняют и следят за бережным отношением человека к природе.

– Я предлагаю вам тест. Вам нужно ответить на вопросы, выбрав один из вариантов.

1. Почему нельзя загрязнять воду?

– Потому что в ней погибают организмы. (Д)

– Потому что будет некрасивый цвет. (М)

2. Есть ли в природе в природе ненужные и бесполезные вещества?

– Да, например, комар. Он больно кусается. (Б)

– Нет. В природе нет ничего бесполезного, ненужного. (Р)

3. Почему человеку нужно заботиться о редких животных?

– Потому что их можно будет потом взять домой. (Я)

– Потому что их осталось мало и они могут совсем исчезнуть. (У)

4. Какие животные и растения занесены в Красную книгу?

– Которым грозит полное исчезновение с лица Земли. (Г)

– Красивые. (П)

– Какое слово у нас получилось? Что значит “друг”?

– Человек должен стать настоящим другом всего живого на планете. Человек связан с природой, является её частью, но только он обладает разумом. От действий человека зависит изменится к лучшему или к худшему окружающая среда.

– Нанижем последнюю белую бусинку и вспомним ещё раз наши три тайны, которые мы с вами узнали.

– Мы познали три тайны жизни. Завяжем крепким узлом проволочку и пусть этот узел никогда не развязывается, пусть эти три тайны будут всегда крепко связаны. Давайте ещё раз переберем бусинки ожерелья.

Желтая бусинка – символ связи живой и неживой природы. Пусть на одуванчик проливаются только чистые дожди, а не кислотные; ветер несет чистое дыхание, а не ядовитую пыль с заводов, а почва пусть будет питательной и плодородной.

Зелёная бусинка – символ связи внутри живой природы. Пусть всегда растут могучие дубы, другие растения, а рядом с ними обитают различные живые существа.

Красная бусинка – символ связи человека и природы. Пусть действия человека в природе будут всегда строго продуманы и не опасны для неё.

– Наденьте это ожерелье и помните о трех тайнах жизни и о трех испытаниях, которые прошли.

Есть одна планета – сад
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь –
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.

– Да, действительно, другой такой планеты нет. Наша Земля в наших руках. Наша небольшая планета Земля добра к нам. И мы должны отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь.

Презентация