Урок математики в 3-м классе по теме "Деление окружности на равные части"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: познакомить со способами деления окружности на равные части; развивать графические навыки, творческое мышление; воспитывать любознательность, аккуратность.

Методическая цель: формирование компонентов исследовательской культуры учащихся, развитие познавательной самостоятельности.

Оборудование:

запись на доске
таблица “ Деление окружности на 6,3 части”
геометрические фигуры
заготовки – круги,
полоски индивидуальные.

Ход урока

I. Организационная часть

II. Устный счет

1. Выражения.

Продолжаем знакомство со знаменитостями Белгородчины.

– Поэт, друг А.С.Пушкина, первый “декабрист”. Родился в с. Хворостянка Губкинского района. Кто он?

Имя этого человека узнаете, вычислив значение выражения:

3*7-9 \

20 – Ломакин
12 – Раевский
11 – Дегтярев

– Журналист, писатель, родился в городе Короча. Известный исследователь жизни и творчества А.С.Пушкина:

(18-9)*3

50 – Бокарёв
16 – Станкевич
27 – Гессен

– Актер, друг А.С.Пушкина. Областной театр носит имя этого человека:

62-3*2

56 – Щепкин
32 – Ватутин
10 – Шухов

2. Составление и решение задач по краткой записи.

3. Геометрические фигуры сегодня – мои помощники на устном счете. Решим круговые примеры.

4. Сколько фигур видите на плакате (6)

– Проверка (на обратной стороне – цветные контуры)

III. Математический диктант на полосках.

(записывают только ответы)

Повторяем единицы измерения длины.

Высота дома 15 м. Выразите это в дм.

Лыжник пробежал дистанцию 1 км. Сколько это м.

Рост человека 1м.70см. Выразите в см.

Длина муравья 1см.3мм. Сколько это мм.

Найди длину ломаной, состоящей из 4-х звеньев по 3см.

От дома до школы 1000м. Сколько это км.

Высота березы 150 дм. Выразите это в м.

(Сдать на проверку)

IV. Подготовка к изучению нового материала

Посмотрите на ряд фигур

– Какая фигура имеет наибольшее количество названий? (перечислите)

– Какая фигура лишняя? Почему?

V. Сообщение темы, целей урока.

– Сегодня мы будем работать с этой фигурой и с окружностью. Будем учиться делить их на равные части.

VI.

– С чем можно сравнивать круг?

– Мы знаем, у круга есть одна подруга
Знакома всем ее окружность.
Идет она по краю круга
И называется окружность

– С чем можно сравнить окружность?

Встанем и построим окружность.

VII.Физминутка в круге.

  • Круговые вращения головой
  • Вращение рук
  • Туловища
  • Нарисовать глазами круг

VIII.Работа над новым материалом.

1)

  • Практическая работа с кругами.
  • Перегните круг по одной из его осей симметрии. Разверните. Что вы заметили?
  • Круг поделился на 2 равные части. Значит, окружность делится на 2 равные части.
  • Можно сказать, что если круг делится на 2 равные части, то и окружность делится на 2 равные части.
  • Проверяем наш вывод по учебнику.

2)

  • Можете ли вы догадаться, как разделить круг на 4 равные части? (перегнуть еще раз)
  • Разверните круг, пересчитайте. Сколько осей симметрии получилось в круге? (2)

Возьмите угольники, определите, сколько прямых углов образовалось при перегибании круга? (4)

Мы еще раз убедились, что круг разделили на 4 равные части. Чем в круге является сторона прямого угла? (радиусом)

– Если круг разделился на 4 равные части – окружность разделилась на 4 равные части?

Как это можно доказать? (края совпадают)

3)

Закрепление. – Самостоятельная работа.

В1 – №226 (т), В2 – №225 (т)

Учащийся второго варианта работает у доски.

Проверка

IX. Деление окружности на 6,3 части.

1) Учебник стр.71.

  • Сколько точек отмечено на окружности?
  • На сколько частей разделилась окружность?
  • Измерьте длину радиуса и расстояние на окружности между двумя соседними точками. Что вы заметили?
  • Проверьте, одинаковые ли все расстояния между соседними точками по всей окружности.
  • Можно сказать, что окружность разделилась на 6 равных частей?

2) Закрепление.

Попробуем сами разделить окружность на 6 равных частей.

В маленькой тетради.

1) строим окружность;
2) не изменяя радиуса, ставим точки;
3) Работа с таблицей.

Окружность разделена на 6 равных частей. Кто догадается, какие из этих точек делят окружность на 3 равные части?

Выделяем точки через одну.

– так окружность делится на 3 равные части.

X. Я рада, что вы научились делить окружность на равные части.

Где в жизни вы можете применить эти знания?

А кто из вас любит рукоделие?

На кружке “Фантазия” вы делаете красивые поделки. Вот сегодня у вас есть возможность поработать с “волшебными кругами” и придумать свой неповторимый узор или аппликацию.

Под музыку: разрезаем круг на 6 частей и приступаем к работе.

XI. Итог урока.

  • Легко ли вам было сегодня на уроке?
  • В чем были трудности?
  • В какие моменты вы радовались?
  • Выставление оценок за арифметический диктант.

XII. Домашнее задание.

В1 №229 (тетрадь) №276 (учебник); В2 №229 (тетрадь) №230 (тетрадь) – комментирование заданий.