Цели урока: познакомить со способами деления окружности на равные части; развивать графические навыки, творческое мышление; воспитывать любознательность, аккуратность.
Методическая цель: формирование компонентов исследовательской культуры учащихся, развитие познавательной самостоятельности.
Оборудование:
запись на доске
таблица “ Деление окружности на 6,3 части”
геометрические фигуры
заготовки – круги,
полоски индивидуальные.
Ход урока
I. Организационная часть
II. Устный счет
1. Выражения.
Продолжаем знакомство со знаменитостями Белгородчины.
– Поэт, друг А.С.Пушкина, первый “декабрист”. Родился в с. Хворостянка Губкинского района. Кто он?
Имя этого человека узнаете, вычислив значение выражения:
3*7-9 \
20 – Ломакин
12 – Раевский
11 – Дегтярев
– Журналист, писатель, родился в городе Короча. Известный исследователь жизни и творчества А.С.Пушкина:
(18-9)*3
50 – Бокарёв
16 – Станкевич
27 – Гессен
– Актер, друг А.С.Пушкина. Областной театр носит имя этого человека:
62-3*2
56 – Щепкин
32 – Ватутин
10 – Шухов
2. Составление и решение задач по краткой записи.
3. Геометрические фигуры сегодня – мои помощники на устном счете. Решим круговые примеры.
4. Сколько фигур видите на плакате (6)
– Проверка (на обратной стороне – цветные контуры)
III. Математический диктант на полосках.
(записывают только ответы)
Повторяем единицы измерения длины.
Высота дома 15 м. Выразите это в дм.
Лыжник пробежал дистанцию 1 км. Сколько это м.
Рост человека 1м.70см. Выразите в см.
Длина муравья 1см.3мм. Сколько это мм.
Найди длину ломаной, состоящей из 4-х звеньев по 3см.
От дома до школы 1000м. Сколько это км.
Высота березы 150 дм. Выразите это в м.
(Сдать на проверку)
IV. Подготовка к изучению нового материала
Посмотрите на ряд фигур
– Какая фигура имеет наибольшее количество названий? (перечислите)
– Какая фигура лишняя? Почему?
V. Сообщение темы, целей урока.
– Сегодня мы будем работать с этой фигурой и с окружностью. Будем учиться делить их на равные части.
VI.
– С чем можно сравнивать круг?
– Мы знаем, у круга есть одна подруга
Знакома всем ее окружность.
Идет она по краю круга
И называется окружность
– С чем можно сравнить окружность?
Встанем и построим окружность.
VII.Физминутка в круге.
VIII.Работа над новым материалом.
1)
- Практическая работа с кругами.
- Перегните круг по одной из его осей симметрии. Разверните. Что вы заметили?
- Круг поделился на 2 равные части. Значит, окружность делится на 2 равные части.
- Можно сказать, что если круг делится на 2 равные части, то и окружность делится на 2 равные части.
- Проверяем наш вывод по учебнику.
2)
- Можете ли вы догадаться, как разделить круг на 4 равные части? (перегнуть еще раз)
- Разверните круг, пересчитайте. Сколько осей симметрии получилось в круге? (2)
Возьмите угольники, определите, сколько прямых углов образовалось при перегибании круга? (4)
Мы еще раз убедились, что круг разделили на 4 равные части. Чем в круге является сторона прямого угла? (радиусом)
– Если круг разделился на 4 равные части – окружность разделилась на 4 равные части?
Как это можно доказать? (края совпадают)
3)
Закрепление. – Самостоятельная работа.
В1 – №226 (т), В2 – №225 (т)
Учащийся второго варианта работает у доски.
Проверка
IX. Деление окружности на 6,3 части.
1) Учебник стр.71.
- Сколько точек отмечено на окружности?
- На сколько частей разделилась окружность?
- Измерьте длину радиуса и расстояние на окружности между двумя соседними точками. Что вы заметили?
- Проверьте, одинаковые ли все расстояния между соседними точками по всей окружности.
- Можно сказать, что окружность разделилась на 6 равных частей?
2) Закрепление.
Попробуем сами разделить окружность на 6 равных частей.
В маленькой тетради.
1) строим окружность;
2) не изменяя радиуса, ставим точки;
3) Работа с таблицей.
Окружность разделена на 6 равных частей. Кто догадается, какие из этих точек делят окружность на 3 равные части?
Выделяем точки через одну.
– так окружность делится на 3 равные части.
X. Я рада, что вы научились делить окружность на равные части.
Где в жизни вы можете применить эти знания?
А кто из вас любит рукоделие?
На кружке “Фантазия” вы делаете красивые поделки. Вот сегодня у вас есть возможность поработать с “волшебными кругами” и придумать свой неповторимый узор или аппликацию.
Под музыку: разрезаем круг на 6 частей и приступаем к работе.
XI. Итог урока.
XII. Домашнее задание.
В1 №229 (тетрадь) №276 (учебник); В2 №229 (тетрадь) №230 (тетрадь) – комментирование заданий.