Урок "Графические приемы работы тушью"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: Повторить и закрепить определение вида искусства “Графика”, дать понятие о видах графики. Освоить приём работы тушью и ватной палочкой.

Оборудование:

  • Для учителя – доска, мел, образцы детских работ, тушь, бумага, проектор.
  • Для учащихся – альбомы, карандаши, резинка, тушь или чёрные чернила, ватные и деревянные палочки.

Материалы и инструменты: бумага, тушь, деревянные и ватные палочки.

Урок сопровождается показом слайдов (приложение 1)

План урока.

I. Организационный момент.
II. Беседа с классом.

  1. Виды искусств.
  2. Что такое графика.
  3. Виды графики.
  4. Приёмы работы графическими инструментами.

III. Демонстрация детских работ.
IV. Практическая работа.
V. Подведение итогов урока.

  1. Анализ работ.
  2. Выставление оценок.
  3. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Приветствие классу.
  2. Проверка готовности к уроку.

II. Беседа с классом.

1. Виды изобразительного искусства.

Мы с вами познакомились с видами изобразительного искусства. Давайте вспомним, какие виды изобразительного искусства вы знаете.

  • Живопись.
  • Графика.
  • Скульптура.
  • Декоративно-прикладное искусство.

2. Что такое “Графика”.

Слово “Графика” происходит от греческого слова “графо”, переводимого на русский язык как “черчу”, “пишу”, “рисую”.

Graphikos – нарисованный.

В самом общем виде – искусство изображения предметов линиями, штрихами, пятнами – без применения красок.

Чем отличается графика от живописи?

Живопись – написанная красками, в цвете.

Графика – с помощью линий и штрихов. Если цвет вообще присутствует, то он условный, цвета в графике, как правило мало (2-3 цвета), цвета берутся яркие, открытые.

Линия, штрих, тон – основные изобразительные средства графики.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

3. Виды графики.

Станковая – графические произведения, выполненные художником на отдельных листах бумаги. Выполняются в разных техниках – простым карандашом (рисунок), тушью и пером, углём, мелками, пастелью и другими инструментами.

Печатная графика – книжная, промышленная и др.

Книжная – графика решает задачи литературного произведения. Это иллюстрации, а также оформление книги, шрифты.

Промышленная – графика ставит своей целью оформить и рекомендовать товар, украсить упаковку. Применение этой графики необычайно широко – афиши, этикетки, почтовые и фабричные марки, пригласительные билеты, открытки, книжные закладки и пр.

Плакат – это художественное средство агитации, информации, рекламы.

4. Приёмы работы графическими инструментами.

Мы с вами попробуем сделать один из видов графической работы, освоить новый прием – работа тушью и ватной палочкой на бумаге. Этот приём позволяет быстро создавать наброски на бумаге, передать мимолётное впечатление, зарисовать увиденное. Нужно помнить, что работа в этой технике не допускает исправлений, нужно делать сразу начисто. Но, с другой стороны, лёгкость исполнения рисунка в этой технике поможет обрести уверенность в движениях руки, точность глазомера. В случае неудачи рисунок можно попробовать переделать, это не займёт много времени.

Далее учитель на листе бумаги, укреплённом на доске, показывает приём работы тушью и ватной палочкой.

Рисунок 4

III. Демонстрация детских работ.

На этом этапе урока необходимо продемонстрировать несколько детских работ, выполненных в этой технике, комментируя положительные стороны работ и отмечая возможные ошибки. Далее следует настроить ребят на обдумывание темы своего рисунка, подчеркнув, что это творческая работа и надо передать своё впечатление, наблюдение, настроение, а не просто срисовать похожий на другие работы рисунок.

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

IV. Практическая работа.

Выполнение практической части урока. Учащиеся рисуют, учитель по ходу выполнения работы оказывает необходимую помощь.

V. Подведение итогов урока.

  1. Выставка готовых рисунков.
  2. Анализ работ.
  3. Выставление оценок.
  4. Домашнее задание.