Цель урока: Повторить и закрепить определение вида искусства “Графика”, дать понятие о видах графики. Освоить приём работы тушью и ватной палочкой.
Оборудование:
- Для учителя – доска, мел, образцы детских работ, тушь, бумага, проектор.
- Для учащихся – альбомы, карандаши, резинка, тушь или чёрные чернила, ватные и деревянные палочки.
Материалы и инструменты: бумага, тушь, деревянные и ватные палочки.
Урок сопровождается показом слайдов (приложение 1)
План урока.
I. Организационный момент.
II. Беседа с классом.
- Виды искусств.
- Что такое графика.
- Виды графики.
- Приёмы работы графическими инструментами.
III. Демонстрация детских работ.
IV. Практическая работа.
V. Подведение итогов урока.
- Анализ работ.
- Выставление оценок.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Приветствие классу.
- Проверка готовности к уроку.
II. Беседа с классом.
1. Виды изобразительного искусства.
Мы с вами познакомились с видами изобразительного искусства. Давайте вспомним, какие виды изобразительного искусства вы знаете.
- Живопись.
- Графика.
- Скульптура.
- Декоративно-прикладное искусство.
2. Что такое “Графика”.
Слово “Графика” происходит от греческого слова “графо”, переводимого на русский язык как “черчу”, “пишу”, “рисую”.
Graphikos – нарисованный.
В самом общем виде – искусство изображения предметов линиями, штрихами, пятнами – без применения красок.
Чем отличается графика от живописи?
Живопись – написанная красками, в цвете.
Графика – с помощью линий и штрихов. Если цвет вообще присутствует, то он условный, цвета в графике, как правило мало (2-3 цвета), цвета берутся яркие, открытые.
Линия, штрих, тон – основные изобразительные средства графики.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
3. Виды графики.
Станковая – графические произведения, выполненные художником на отдельных листах бумаги. Выполняются в разных техниках – простым карандашом (рисунок), тушью и пером, углём, мелками, пастелью и другими инструментами.
Печатная графика – книжная, промышленная и др.
Книжная – графика решает задачи литературного произведения. Это иллюстрации, а также оформление книги, шрифты.
Промышленная – графика ставит своей целью оформить и рекомендовать товар, украсить упаковку. Применение этой графики необычайно широко – афиши, этикетки, почтовые и фабричные марки, пригласительные билеты, открытки, книжные закладки и пр.
Плакат – это художественное средство агитации, информации, рекламы.
4. Приёмы работы графическими инструментами.
Мы с вами попробуем сделать один из видов графической работы, освоить новый прием – работа тушью и ватной палочкой на бумаге. Этот приём позволяет быстро создавать наброски на бумаге, передать мимолётное впечатление, зарисовать увиденное. Нужно помнить, что работа в этой технике не допускает исправлений, нужно делать сразу начисто. Но, с другой стороны, лёгкость исполнения рисунка в этой технике поможет обрести уверенность в движениях руки, точность глазомера. В случае неудачи рисунок можно попробовать переделать, это не займёт много времени.
Далее учитель на листе бумаги, укреплённом на доске, показывает приём работы тушью и ватной палочкой.
Рисунок 4
III. Демонстрация детских работ.
На этом этапе урока необходимо продемонстрировать несколько детских работ, выполненных в этой технике, комментируя положительные стороны работ и отмечая возможные ошибки. Далее следует настроить ребят на обдумывание темы своего рисунка, подчеркнув, что это творческая работа и надо передать своё впечатление, наблюдение, настроение, а не просто срисовать похожий на другие работы рисунок.
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
IV. Практическая работа.
Выполнение практической части урока. Учащиеся рисуют, учитель по ходу выполнения работы оказывает необходимую помощь.
V. Подведение итогов урока.
- Выставка готовых рисунков.
- Анализ работ.
- Выставление оценок.
- Домашнее задание.