Итогово-обобщающий урок по теме "Углеводороды"

Разделы: Химия


Цели:

  • Образовательная: обобщить и углубить знания, полученные при изучении тем “Предельные углеводороды” и “Непредельные углеводороды”; проверить уровень сформированности основных понятий тем, умение составлять формулы веществ, уравнения реакций, классифицировать вещества, характеризовать химические свойства и способы получения органических веществ.
  • Развивающая: развить навыки самоанализа и самоконтроля, познавательный интерес к изучаемому предмету.
  • Воспитательная: способствовать воспитанию деловой культуры студентов, ответственности за выполнение своей работы; обеспечить формирование научного мировоззрения.

Тип урока: дидактическая игра

Форма проведения урока: работа в микрогруппах

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение урока:

  • ноутбук;
  • мультимедийный проектор;
  • экран, подставка для экрана;
  • электронный носитель CD-RW с записью химического диктанта в двух вариантах, музыкальным сопровождением, групповым заданием “Распределить вещества по группам”;
  • перфокарты;
  • тесты (в 5 вариантах);
  • кроссворды;
  • инструкции по технике безопасности.

Химические реактивы и оборудование: штативы, пробирки, пробки с газоотводными трубками, спиртовки, спички, серная кислота (концентрированная), этиловый спирт, раствор марганцовки, карбид кальция, вода.

Основные методы работы, используемые на уроке: методы письменного и устного контроля, репродуктивный метод, продуктивно-практический, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, словесный, метод упражнения, видеометод.

Ход урока

I. Организационный момент (до 2-х минут)

  1. Приветствие
  2. Определение отсутствующих студентов
  3. Проверка готовности студентов к уроку

II. Мотивация темы и целей урока (5-7 минут):

  1. Сообщение темы урока
  2. Сообщение целей
  3. Сообщение структуры урока
  4. Деление группы на 4 микрогруппы
  5. Назначение экспертов
  6. Выбор капитанов и название команд

III. Обобщение и систематизация изученного материала (55–65 минут)

  1. Химический диктант, записанный на CD-RW носителе мужским (I вариант) и женским (II вариант) голосом (Приложение 1)
  2. Задание “Найди родственников”, т.е. распределить вещества по группам.

На экране представлены формулы углеводородов, которые необходимо распределить по группам: алканы, алкены, алкины (Приложение 2)

  1. Тестирование (Приложение 3)
    Выполнение тестовых заданий в 5 вариантах.
  1. Конкурс капитанов
    Лидер каждой микрогруппы разгадывает кроссворд (Приложение 4); все студенты в это время работают по перфокартам в четырех вариантах (Приложение 5). В каждой строке перфокарты вырезается любое “окошко”, которое должен заполнить студент.
  1. Практическая работа
    Студенты работают групповым методом. Две группы получают этилен и доказывают его непредельность; две другие группы получают ацетилен и доказывают его непредельнос.ть. Каждая микрогруппа комментирует ход выполненной работы, записывает уравнения проделанных реакций, отвечает на вопросы преподавателя, проверяет правильность устных ответов студентов, дополняет. (Инструкции по технике безопасности при получении этилена и ацетилена – Приложение 6)
  1. Занимательная страничка “Знаете ли вы, что...?”
    Студенты делают сообщения, заранее подготовленные дома по темам: “Полиэтилен”, “Каучук”, “Отходы и экология”. В это время экспертная группа проверяет правильность выполнения всех заданий и заполняет оценочный лист.
  1. Все выполненные задания студенты каждой микрогруппы передают экспертам для оценивания результатов. По ходу урока эксперты заполняют оценочный лист (Приложение 7), который передают преподавателю для подведения итогов.

IV. Оценка действий, знаний и умений (5-7 минут)

  1. Подведение итогов
  2. Выставление оценок и их аргументирование по каждому этапу урока
  3. Анализ ошибок, допущенных при выполнении заданий
  4. Суммировании баллов, набранных каждой микрогруппой

V. Информирование студентов о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (5 минут)

Составить опорный конспект по теме “Углеводороды”.