Цели:
- Образовательная: обобщить и углубить знания, полученные при изучении тем “Предельные углеводороды” и “Непредельные углеводороды”; проверить уровень сформированности основных понятий тем, умение составлять формулы веществ, уравнения реакций, классифицировать вещества, характеризовать химические свойства и способы получения органических веществ.
- Развивающая: развить навыки самоанализа и самоконтроля, познавательный интерес к изучаемому предмету.
- Воспитательная: способствовать воспитанию деловой культуры студентов, ответственности за выполнение своей работы; обеспечить формирование научного мировоззрения.
Тип урока: дидактическая игра
Форма проведения урока: работа в микрогруппах
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение урока:
- ноутбук;
- мультимедийный проектор;
- экран, подставка для экрана;
- электронный носитель CD-RW с записью химического диктанта в двух вариантах, музыкальным сопровождением, групповым заданием “Распределить вещества по группам”;
- перфокарты;
- тесты (в 5 вариантах);
- кроссворды;
- инструкции по технике безопасности.
Химические реактивы и оборудование: штативы, пробирки, пробки с газоотводными трубками, спиртовки, спички, серная кислота (концентрированная), этиловый спирт, раствор марганцовки, карбид кальция, вода.
Основные методы работы, используемые на уроке: методы письменного и устного контроля, репродуктивный метод, продуктивно-практический, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, словесный, метод упражнения, видеометод.
Ход урока
I. Организационный момент
(до 2-х минут)- Приветствие
- Определение отсутствующих студентов
- Проверка готовности студентов к уроку
II. Мотивация темы и целей урока
(5-7 минут):- Сообщение темы урока
- Сообщение целей
- Сообщение структуры урока
- Деление группы на 4 микрогруппы
- Назначение экспертов
- Выбор капитанов и название команд
III. Обобщение и систематизация изученного материала
(55–65 минут)- Химический диктант, записанный на CD-RW носителе мужским (I вариант) и женским (II вариант) голосом (Приложение 1)
- Задание “Найди родственников”, т.е. распределить вещества по группам.
На экране представлены формулы углеводородов, которые необходимо распределить по группам: алканы, алкены, алкины (Приложение 2)
- Тестирование (Приложение 3)
Выполнение тестовых заданий в 5 вариантах.
- Конкурс капитанов
Лидер каждой микрогруппы разгадывает кроссворд (Приложение 4); все студенты в это время работают по перфокартам в четырех вариантах (Приложение 5). В каждой строке перфокарты вырезается любое “окошко”, которое должен заполнить студент.
- Практическая работа
Студенты работают групповым методом. Две группы получают этилен и доказывают его непредельность; две другие группы получают ацетилен и доказывают его непредельнос.ть. Каждая микрогруппа комментирует ход выполненной работы, записывает уравнения проделанных реакций, отвечает на вопросы преподавателя, проверяет правильность устных ответов студентов, дополняет. (Инструкции по технике безопасности при получении этилена и ацетилена – Приложение 6)
- Занимательная страничка “Знаете ли вы,
что...?”
Студенты делают сообщения, заранее подготовленные дома по темам: “Полиэтилен”, “Каучук”, “Отходы и экология”. В это время экспертная группа проверяет правильность выполнения всех заданий и заполняет оценочный лист.
- Все выполненные задания студенты каждой микрогруппы передают экспертам для оценивания результатов. По ходу урока эксперты заполняют оценочный лист (Приложение 7), который передают преподавателю для подведения итогов.
IV. Оценка действий, знаний и умений
(5-7 минут)- Подведение итогов
- Выставление оценок и их аргументирование по каждому этапу урока
- Анализ ошибок, допущенных при выполнении заданий
- Суммировании баллов, набранных каждой микрогруппой
V. Информирование студентов о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
(5 минут)Составить опорный конспект по теме “Углеводороды”.