Каждый из нас не в состоянии отвратить угрозу человеческой цивилизации, но мы не можем не видеть надвигающейся беды и не думать об этом. Ведь экологическая катастрофа — это последствия того, что есть в настоящий момент и в гуще чего мы живем.
Чтобы заинтересовать детей происходящим на свете, отреагировать на окружающее я, на уроках математики предлагаю своим ученикам составленные мною задачи, в основу которых положены данные из различной литературы о природе нашего края. Решение этих задач заставляют учащихся проникнуться проблемами экологии.
Большинство задач относятся к курсу пятых-шестых классов, поскольку, для их решения требуются умения правильно выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями; находить дробь от числа; высчитывать проценты, читать и составлять диаграммы; для решения составлять простые уравнения. При решении таких задач формируются экологические знания, экологическая культура, проявляется активность через участие в пропаганде идей охраны окружающей среды, проявляется выражение нетерпимости к хищническому отношению к природе, чуткость к чужой боли, верность в исполнении обязанностей по отношению к природе.
После решения таких задач у детей возникает желание придумывать, составлять, оформлять и решать свои задачи экологического содержания, т.е. происходит активизация творческого, познавательного интереса к вопросам экологии.
1. На здоровье человека влияет несколько факторов, из которых: на экологию и генетику приходится по 20%, на здравоохранение -10 %, на образ жизни -50%. Составьте сравнительную диаграмму влияния этих факторов. Какой можно сделать вывод?
2. Ежегодно в атмосферу населённых пунктов Иркутской области выбрасывается около 1080,8 тыс.тонн загрязняющих веществ, из которых30% составляют твердые вещества, остальные – газообразные. Сколько тонн твердых и газообразных вредных веществ выбрасывается в атмосферу?
Рис.1. Усть-Илимский промышленный комплекс.
3. На нашей планете ежегодно 1,1млрд. человек лишены чистой воды; 2,5млрд. человек живут в условиях антисанитарии; около 5млн. людей ежегодно умирает от болезней, вызванных употреблением плохой воды. Сколько всего людей страдает от нехватки воды?
4.В 2000г в поверхностные водные объекты Иркутской области сброшено огромное количество сточных вод, из них: загрязнённых без очистки-227,14млн.м; недостаточно очищенных – 17,86млн.м; нормативно чистых без очистки –189,53млн.м. Сколько сточных вод попало в водные объекты?
5. Сколько вёдер, емкостью 12 литров попусту вытекает из крана за 30 дней, если известно, что за одни сутки через неплотно закрытый кран со струёй толщиной в спичку теряется 400л воды?
6. .Используя данные таблицы, посчитайте сколько воды было израсходовано в 2000 году по Иркутской области? Вычислите в % расход воды на каждые из нужд (ответ округлите до целых) и постройте сравнительную диаграмму.
В 2000 г в Иркутской области использовано свежей воды: |
|
на хозяйственные питьевые нужды | 284,71млн,м |
на производственные нужды | 1043,87млн.м |
на сельхозводоснабжение | 21,88млн.м |
на орошение | 5,18млн.м |
на другие нужды | 0,7млн.м |
7. Из полностью открытого водопроводного крана каждую минуту уходит в канализацию до 15 литров воды. Сколько можно потерять впустую воды, если кран не будет закрыт в течение суток?
8. На мытьё горки грязной посуды под сильной струёй уходит в среднем свыше 100литров воды, а в раковине с закрытой пробкой сливом не более 20 литров. Сколько воды можно сэкономить за 1 день, если мыть посуду в закрытой раковине после завтрака, обеда, ужина?
Пресная вода жизненно необходима для поддержания здоровья экосистем, для устойчивого развития и выживания самого человека. И всё же слишком часто и в слишком многих местах вода расходуется неэкономно, делается непригодной для употребления и воспринимается, как само собой разумеющееся. Во всём мире загрязнение, чрезмерное потребление воды и неразумная эксплуатация водных ресурсов приводят как к снижению количества, так и качества имеющейся в наличии и доступной воды. |
Рис.2. |
9.Одна энергосберегающая лампочка за свой длительны срок работы предотвращает выброс в атмосферу более 200кг СО. Какой можно предотвратить выброс в атмосферу вредного вещества, если в 3-х комнатной квартире будут использоваться по1такой лампочки на каждую комнату ( не забудьте учесть прихожую, ванную, туалет)?
10. Сделайте расчёт экономии электроэнергии и денежных затрат при использовании энергосберегающих ламп (в расчёте, что лампа включена на 6 часов в день).
Наименование | Срок службы | Затраты на электроэнергию из расчёта 1 кВт/ч =0,56 руб. (время 12000 часов) |
Лампа накаливания (100 Вт), цена 10 руб. | 1000 часов |
? |
Лампа компактная люминесцентная (20 Вт), цена 200 руб. | 12000 часов |
? |
Компактная люминесцентная лампа, несмотря на свою высокую стоимость, самыми низкими в мире тарифами на электроэнергию, выгоднее, чем дешёвая лампа накаливания. А ведь у нас в квартирах не одна лампочка! Работа энергосберегающих ламп даёт заметную экономию электроэнергии и денежных средств. А так как электричество, без сомнений, будет дорожать, то выгода от смены ламп накаливания на энергосберегающие лампы будет ещё значительнее. При покупке энергосберегающих ламп (как и любых других товаров) отдавайте предпочтение лампам надёжных и качественных производителей. |
Рис.3 |
11. В мире сейчас производится свыше 300млн.тонн бумаги и картона в год. Сколько этой продукции приходиться на душу населения земного шара, если на нашей планете примерно 5905,5млн человек?
12. Из 1тонны макулатуры можно изготовить 250 тетрадей; 60 кг макулатуры сберегают от вырубки 1 дерево. Сколько тетрадей можно изготовить из 30000кг макулатуры и сколько при этом сохранить деревьев?
13.Одна тонна макулатуры экономит 200мводы и 1000кВт/ч. электроэнергии. Какую экономию воды и электроэнергии можно получить от 6500кг макулатуры?
14.Рассмотрите годовое энергопотребление бытовых приборов по данным Иркутского регионального центра Энергоснабжения.. Вычислите сумму выбросов CO ( из расчёта 0,51кг СО/кВ.ч.) при работе всех указанных электроприборов.
Рис.4.
15. Одна тонна металлолома позволяет сэкономить 2 т. руды и 1,3т угля. В 1986 году ученики нашей школы собрали 5,2т металлолома. Сколько руды и угля сэкономили ученики нашей школы?
Сберегая энергию дома и в школе, вы также уменьшаете потери энергии при её производстве, передаче и преобразовании. Наконец, вы уменьшаете негативное воздействие на окружающую среду. Помните: сберечь одну единицу энергии гораздо выгоднее, чем произвести новую!
16.Рассмотрите диаграмму расхода тепловой энергии в центральной системе теплоснабжения в нашей Иркутской области в 2004г. Вычислите каждый вид расхода энергии, если всего было выработано 60,4млн.Гкал тепловой энергии.
Рис. 5.
17. 40% энергии теряется на пути к потребителю. Сколько добытого угля для выработки электроэнергии было израсходовано впустую в 1994 году по стране, по Сибири и в Иркутской области? (Используйте данные таблицы.)
Кол-во угля для выработки энергии, млн.тыс.тонн | в стране |
в Сибири |
В Иркутской области |
271,2 |
164 |
16,6 |
18.Члены организации “Зелёный патруль” ежедневно обнаруживали и тушили до 17 костров. Сколько случаев возгорания в лесу по вине человека предотвратили в течении всего лета?
19. Участники движения ”GREEN PEACE” (“Зелёный мир”) очищали берег Байкала. Ежедневно с каждых 5км вдоль озера собирали около 200кг мусора, оставленного незадачливыми туристами. Сколько километров берега было очищено и сколько кг мусора собрали за 25 дней работы?
20. В питомнике посадили 280 семян ольхи, берёзы – в 2 раза больше, а тополя на 360 семян меньше, чем ольхи и берёзы вместе. Вычислите, сколько может вырасти деревьев, используя диаграмму всхожести семян.
Рис. 6. |
Много леса вырубается беспощадно, сгорает во время пожаров, уничтожается людьми. Поэтому лес нужно постоянно пополнять молодыми деревьями. |
21. При благоприятных условиях сосна достигает высоты до 55м, лиственница – на 10 метров меньше, чем сосна; кедр – 2 раза ниже, чем сосна; берёза – на 2,5м короче кедра, а высота ольхи составляет от высоты берёзы. Сделайте вычисления и постройте столбчатую диаграмму высоты деревьев, которую они могут достичь.
22. Общий лесной фонд Иркутской области составляет около 1200тыс.га и представляет следующие насаждения:
Название насаждений | сосна | ель | пихта | лиственница | кедр | берёза | осина | тополь и другие |
S тыс.га | 480 |
12 |
36 |
180 |
192 |
180 |
60 |
60 |
Вычислите в % площадь, которую занимает каждый вид деревьев, и сделайте сравнительную круговую диаграмму.
Рис.7 |
Иркутская область располагает огромными лесными богатствами. По величине лесистости область находится на первом месте среди областей, краёв и стран СНГ. Мы можем просто гордиться, что живём в таком замечательном крае. Однако не стоит обольщаться. Надо бережно относиться к имеющимся ресурсам, экономно расходовать и преумножать лесные богатства. |
23..Озеро Байкал ценится вкусом пресной воды. На всей планете запасы пресной воды составляют приблизительно 647,4тыс.км.Каков объём пресной воды в Байкале, если он составляет 19% мирового запаса.
24. Вода Байкала уникальна своей сверхпресностью. В 1 литре воды содержится 120мг минеральных веществ, которые необходимы для здоровья человека. Сколько мг минеральных веществ получит организм человека в течении месяца, если человек ежедневно будет употреблять около 2,5литров Байкальской воды?
Байкал принадлежит к числу ценнейших природных богатств нашей страны. По объёму пресной воды оно занимает первое место в мире. |
Рис.8 |
25. Средняя плодовитость осётра составляет около 200000 икринок. Браконьер выловил 137 осетров, уходящих на нерест. Сколько будущих осетров было загублено?
Рис.9. |
Осетр — это царь-рыба Байкала. Ловили осётра с очень древних времён, об этом говорят изображения осётра на наскальных рисунках. Хищнический лов осётра, особенно в начале ХХ века, очень подорвал запасы этой ценнейшей рыбы в Байкале. Сейчас рыба занесена в “Красную книгу редких и исчезающих видов”. |
26. Объём бесплатного сбора в личное пользование дикорастущей продукции регламентируется постановлением губернатора области. Каждый житель бесплатно может заготовить: 50кг кедровых орехов, черемши – на 30 кг меньше, чем орехов, ягод – на 10 кг больше, чем черемши, грибов столько же сколько черемши. Сколько всего лесных продуктов может взять один человек бесплатно?
Рис.10
27. В нашей области есть огромное количество болот. В их недрах удерживается пресной воды в 5 раз больше, чем во всех реках мира. Сколько в недрах наших болот пресной воды, если известно, что объём пресной воды во всех реках мира равен 2,3тыс.куб.км?
Рис.11 |
Гибель болот грозит экологической катастрофой, способной повлечь за собой обмеление рек, эрозию почв и нежелательное изменение ландшафта в целом. |
28.После окончания учебного года 140 ребятишек поехали отдыхать в школьный, биологический лагерь, который располагался в таёжном лесу. Они не просто отдыхали, а вели наблюдения за растениями, насекомыми и птицами. Из них ботаники составляли часть всех ребят, энтомологи – половина всех детей, а оставшиеся – орнитологи. Сколько юных ботаников, энтомологов и орнитологов вели свои наблюдения?
Ребята, изучайте природу! Делайте свои маленькие открытия. Это очень интересно и полезно узнавать мир природы, который тебя окружает. |
Рис.12. |