Цель:
- Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредствам пластилинографии изображение фруктового дерева.
- Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
- Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева).
- Развивать образное восприятие.
Материал для занятия.
- Плотный картон с силуэтом дерева, размер1\2 А4.
- Пластилин кранного, желтого или зеленого цветов.
- Яблоки для рассмотрения и угощения детей.
- Салфетка для рук.
Ход занятия
Вот и закончилось веселое жаркое лето. Наступила осень. Пожелтела на лугу трава, листья окрасились в яркие цвета: желтый, оранжевый. Покраснели ягоды на рябине, в лесу много грибов, орехов; на болоте созревают брусника и клюква; животные и птицы делают запасы на зиму; с полей и огородов собирают урожай овощей. А в садах на плодовых деревьях поспели фрукты. Попробуйте угадать название фрукта, про который я вам загадаю загадку.
Круглое румяное
Я росту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
Дети. Яблоко.
Воспитатель. Молодцы, угадали, это яблочко (показывает яблоко).
Росла, росла яблонька
Подросла.
Цвела, цвела яблонька.
Отцвела.
Отряхнула яблонька
Свой наряд-
И поспели яблочки для ребят.
Воспитатель. Вы знаете, что можно приготовить из яблок?
Дети. Сварить компот.
Воспитатель. Верно, а еще можно приготовить вкусное яблочное повидло и испечь пирог с яблоками.
Яблоки румяные, в них медовый сок.
Испечет нам мама яблочный пирог.
Вкусный и душистый выйдет пирожок
С золотистой коркой – съешь его дружок.
Воспитатель. Большой урожай на яблоньке, тяжело веточкам держать столько плодов. Мы сейчас отправимся все вместе в сад и поможем яблоньке, освободится от яблок.
Физкультминутка “ Вот так яблонька”.
Вот так яблоко, оно соку -
Сладкого полно,
Стал ветер веточку
качать
И трудно яблочко достать
подпрыгну, руку –
Протяну
И быстро яблоко сорву!ходьба на месте.
качание руками из
стороны сторону.
Прыжки на двух ногах,
одновременно поднимая
то левую, то правую руку
вверх.
Воспитатель. Ох, какой большой урожай мы с вами собрали, отнесем маме, она испечет нам пирожки. А чтобы отблагодарить маму за вкусные пирожки, мы сделаем для нее открытку с изображением яблоньки. Деревце у нас с вами есть, не хватает спелых яблок.
Практическая часть.
Воспитатель. Давайте рассмотрим яблоко. Какое оно по форме?
Дети. Круглое.
Воспитатель. Правильно, яблоко круглое похоже на шарик.
А каким цветом яблоко?
Дети. Красное.
Воспитатель. А еще, каким цветом бывают яблоки.
Дети. Желтого, зеленого.
Воспитатель. (При ответах детей воспитатель показывает яблоки: красного, желтого, зеленого цвета). Молодцы. Правильно. Но на одном дереве плоды только одного цвета, но разного размера – большие и маленькие. Посмотрите на яблоньки. Каким цветом плоды на первой яблоне?
Дети. Красного.
Воспитатель. Правильно. А на второй, яблоне, каким цветом плоды?
Дети. Желтого
Воспитатель. Молодцы. А на третьей яблоне, каким цветом яблоки?
Дети. Зеленого.
Воспитатель. Правильно. Вы уже выбрали, каким цветом будете делать плоды, но сначала посмотрите, как буду делать я.
Отщипываю небольшой кусочек, скатываю шарик между ладошек круговым движением. Прикладываю к кроне дерева и слегка прижимаю к основе – сплющиваю. Получилось красивое яблочко. А теперь вместе. Отщипните небольшой кусочек пластилина, и скатайте шарик. Маленькие шарики можно скатывать пальчиками прямо на дощечке круговым движением. Молодцы, шарики – яблочки положите на крону дерева в любое место и слегка прижмите к основе – сплющите.
Все правильно, сделать так надо несколько раз. На яблоне созрело много яблок. Заполните яблоками все пространство кроны, положите несколько под яблонькой – плоды упали.
По окончании работы педагог выставляет работы, чтобы их было видно всем детям.
Воспитатель. Ах, как много яблочек созрело у вас на деревьях. Получился большой плодовый сад, давайте выйдем в сад погулять.
Физкультурная разминка.
“Яблоки в печали ветками качали”.
Наши яблочки как мед,–
А никто их не берет.
Тут одно висеть устало,–
На зеленый луг упало.
Покатилось по дорожке
прямо Машеньке под ножки.
Маша яблоко нашла.
Маша красное взяла.
Покрутила, повертела
И….съела!качать руками влево-
вправо над головой.
присесть на корточки.
вращательные
движения руками
Над головой.
Встать прямо, соединить
Подушечки пальцев правой
и левой рук так, чтобы
получился “шарик”.
Качание вперед – назад перед собой.
Педагог показывает яблоки, которые “прикатились” к детям, и предлагает их тоже съесть, но прежде рекомендует вымыть руки с мылом.