Тема:
Родительный и Предложный падеж имён прилагательных множественного числаЦели:
1) образовательная – повторение,
обобщение и систематизация знаний по пройденной
теме; знакомство с новой темой;
2) развивающая – развитие речи (письменной и
устной): составление предложений, текста;
3) воспитательная – воспитание любви к
природе, интереса к русскому языку.
Форма:
дидактическая игра-путешествие.Оформление:
рисункиХод урока
I.Оргмомент.
Прозвенел звонок. Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
II.Сообщение темы урока.
На прошлом уроке мы познакомились с именами прилагательными в И. и В.п множественного числа, их окончаниями. Сегодня мы рассмотрим имена прилагательные в Р. и П.п.
III.Разминка.
Урок начнём с минутки чистописания:
Рр |
его |
ого |
ых |
их |
Пп |
ого |
его |
их |
ых |
IV.Беседа учителя.
Где-то во Вселенной существует волшебное королевство Лингвиния, где Язык является могущественным, храбрым королём. Грамматика – строгой, любящей порядок королевой, у которой целая свита слуг, которых зовут имя Существительное, имя Прилагательное, Глагол, Местоимение, Предлог, Союз. Каждый из слуг живёт в отдельном княжестве. [1]
Мы совершим путешествие в княжество имени Прилагательного. Поезд уже ждёт нас. Но чтобы сесть в поезд, нужно купить билет.
1.Приобретаем билеты.
Определите падеж и число имён прилагательных в пословице. Объясните смысл этой пословицы.
Без добрых дел нет доброго имени.
Билеты куплены. Поезд отправляется дальше. На станциях вас будет проверять контролёр.
2.Первая остановка – станция “Число”. Стоянка поезда … минут. Определите число имён прилагательных, вставьте окончания:
а)Мягкие вагоны, дальнее озеро, шустрые мыши, запасное колесо, скрипучее дерево, последние дни.
Вывод: Как определить число имён прилагательных?
б)Самостоятельное задание:
Поставьте существительные в ед.ч., подберите к ним прилагательные, выделите окончания.
Образец:
ежи – колючий ёж
мячи –
песни –
окна –
Вывод: Какие окончания имеют прилагательные в единственном числе?
в) С заданием справились. Контролёр никого не высадил. Поезд отправляется дальше. Впереди ещё зимний лес. Остановимся в лесу, полюбуемся. Составьте небольшой рассказ (устно), используя существительные и прилагательные. (грамзапись: П.И.Чайковский “Времена года”)
3.Мы отдохнули. Поезд отправляется. Впереди станция “Род”. Стоянка … минут. Укажите род имён прилагательных (самостоятельно):
Стоит на деревенск
ой улице изба с кружевным наличником, с узорчатым балкончиком, с затейливым крыльцом.Вывод: Как определить род имён прилагательных? У каких прилагательных род определить нельзя?
4.Поезд отправляется. Следующая станция “Падеж”. Там живут братья падежи.
Запишите предложения под диктовку. Обозначьте орфограммы, укажите падеж прилагательных:
Колхозн
ые луга покрылись зелёной, свежей травой. Лучи летнего солнца ярко освещают ближнюю сосновую рощу.5.Поезд отправляется. А вот и следующая станция “Р. и П.п. имён прилагательных множественного числа”. Здесь контролёр строгий. На этой станции поезд простоит … минут.
Обозначьте падеж и число имён прилагательных:
Среди зелёных дубов краснели листья дикого винограда. Январь – месяц больших молчаливых снегов. Лес утонул в дремучих сугробах.
На какой вопрос отвечают прилагательные в Р. и П.п.?
Какие окончания имеют?
Как их отличить?
Р.п. |
П.п. |
каких? |
каких? |
-ых -их |
-ых -их |
6.Мы приближаемся к княжеству. Чтобы ворота открылись, преодолеем ещё одно испытание. Запишите словосочетания. Подчеркните прилагательные в Р.п. и П.п. мн.ч. (у доски с комментированием).
От старшего брата,
о верных друзьях, вдоль быстрых рек, в тёмном углу, из детского сада, на зимних каникулах, для долгих ночей.Но вот и открылись ворота в княжество, где нас ждёт имя Прилагательное. Сказочный поезд добрался до места назначения. Выполним Упражнение 353. [2]
V. Пожелание учителя детям.
Наш урок-путешествие подошёл к концу.
Пусть добрым будет ум у вас.
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего!
VI. Д/з: Упр.351.
Литература
- Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное. М., Рио “Самовар”, 1997.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык 4 класс, учебник, М., Дрофа, 2004.