Урок русского языка в 4-м классе по теме "Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа"

Разделы: Начальная школа


Тема: Родительный и Предложный падеж имён прилагательных множественного числа

Цели:

1) образовательная – повторение, обобщение и систематизация знаний по пройденной теме; знакомство с новой темой;
2) развивающая – развитие речи (письменной и устной): составление предложений, текста;
3) воспитательная – воспитание любви к природе, интереса к русскому языку.

Форма: дидактическая игра-путешествие.

Оформление: рисунки

Ход урока

I.Оргмомент.

Прозвенел звонок. Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

II.Сообщение темы урока.

На прошлом уроке мы познакомились с именами прилагательными в И. и В.п множественного числа, их окончаниями. Сегодня мы рассмотрим имена прилагательные в Р. и П.п.

III.Разминка.

Урок начнём с минутки чистописания:

Рр

его

ого

ых

их

Пп

ого

его

их

ых

IV.Беседа учителя.

Где-то во Вселенной существует волшебное королевство Лингвиния, где Язык является могущественным, храбрым королём. Грамматика – строгой, любящей порядок королевой, у которой целая свита слуг, которых зовут имя Существительное, имя Прилагательное, Глагол, Местоимение, Предлог, Союз. Каждый из слуг живёт в отдельном княжестве. [1]

Мы совершим путешествие в княжество имени Прилагательного. Поезд уже ждёт нас. Но чтобы сесть в поезд, нужно купить билет.

1.Приобретаем билеты.

Определите падеж и число имён прилагательных в пословице. Объясните смысл этой пословицы.

Без добрых дел нет доброго имени.

Билеты куплены. Поезд отправляется дальше. На станциях вас будет проверять контролёр.

2.Первая остановка – станция “Число”. Стоянка поезда … минут. Определите число имён прилагательных, вставьте окончания:

а)Мягкие вагоны, дальнее озеро, шустрые мыши, запасное колесо, скрипучее дерево, последние дни.

Вывод: Как определить число имён прилагательных?

б)Самостоятельное задание:

Поставьте существительные в ед.ч., подберите к ним прилагательные, выделите окончания.

Образец:

ежи – колючий ёж
мячи –
песни –
окна –

Вывод: Какие окончания имеют прилагательные в единственном числе?

в) С заданием справились. Контролёр никого не высадил. Поезд отправляется дальше. Впереди ещё зимний лес. Остановимся в лесу, полюбуемся. Составьте небольшой рассказ (устно), используя существительные и прилагательные. (грамзапись: П.И.Чайковский “Времена года”)

3.Мы отдохнули. Поезд отправляется. Впереди станция “Род”. Стоянка … минут. Укажите род имён прилагательных (самостоятельно):

Стоит на деревенской улице изба с кружевным наличником, с узорчатым балкончиком, с затейливым крыльцом.

Вывод: Как определить род имён прилагательных? У каких прилагательных род определить нельзя?

4.Поезд отправляется. Следующая станция “Падеж”. Там живут братья падежи.

Запишите предложения под диктовку. Обозначьте орфограммы, укажите падеж прилагательных:

Колхозные луга покрылись зелёной, свежей травой. Лучи летнего солнца ярко освещают ближнюю сосновую рощу.

5.Поезд отправляется. А вот и следующая станция “Р. и П.п. имён прилагательных множественного числа”. Здесь контролёр строгий. На этой станции поезд простоит … минут.

Обозначьте падеж и число имён прилагательных:

Среди зелёных дубов краснели листья дикого винограда. Январь – месяц больших молчаливых снегов. Лес утонул в дремучих сугробах.

На какой вопрос отвечают прилагательные в Р. и П.п.?

Какие окончания имеют?

Как их отличить?

Р.п.

П.п.

каких?

каких?

-ых -их

-ых -их

6.Мы приближаемся к княжеству. Чтобы ворота открылись, преодолеем ещё одно испытание. Запишите словосочетания. Подчеркните прилагательные в Р.п. и П.п. мн.ч. (у доски с комментированием).

От старшего брата, о верных друзьях, вдоль быстрых рек, в тёмном углу, из детского сада, на зимних каникулах, для долгих ночей.

Но вот и открылись ворота в княжество, где нас ждёт имя Прилагательное. Сказочный поезд добрался до места назначения. Выполним Упражнение 353. [2]

V. Пожелание учителя детям.

Наш урок-путешествие подошёл к концу.

Пусть добрым будет ум у вас.
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего!

VI. Д/з: Упр.351.

 Литература

  1. Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное. М., Рио “Самовар”, 1997.
  2. Рамзаева Т.Г. Русский язык 4 класс, учебник, М., Дрофа, 2004.