Цели урока: учащиеся должны усвоить определение класса оксиды, их состав, правила номенклатуры, физические свойства, области применения отдельных представителей класса оксидов человеком, знать о нахождении оксидов в природе. Развивать у учащихся творческие способности, фантазию, способствовать положительной мотивации к изучению предмета.
Оборудование: текст с тестом, карта путешествия, корзины с формулами оксидов, ромашки с формулами простых и сложных веществ, три пробирки с веществами: вода, оксид кальция, оксид железа (3), стакан с водой.
1 этап – Мотивационный (вступительное слово учителя). (Приложение 1)
Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие. Я приглашаю всех сесть в импровизированный автобус и отправиться в путь. На границе нас встречает пограничник, который интересуется целями путешествия.
Пограничник (учащийся старшеклассник, одет в форму таможенника)
Прежде чем начать путешествие, каждому ученику необходимо пройти таможенный досмотр, который покажет имеющийся уровень знаний, умений по изученному предмету – химия. Заполните, пожалуйста, декларацию.
(Выполняется самостоятельная работа).
Из предложенного списка выпишите только вещества.
Вариант 1
Луна, речной песок, роза, медь, колба, сода, вода, кубик, кислород, алюминий, книга.
Вариант 2
Вода, линейка, железо, коза, Сатурн, сахар, крахмал, поваренная соль, углекислый газ.
2 этап
– Операционно-исполнительскийВ нашей стране уважают химические вещества и науку химию. Что вы знаете об этой науке? А вы знаете, как надо обращаться с химическими веществами? В таком случае сделаем остановку на станции “Обращения с веществами”.
Задание 1.
Согласно правилам безопасности при работе с химическими веществами нагрейте в пробирке воду. Дайте комментарии к своей работе.
Затем учащиеся оценивают свою работу карточками красного и зелёного цвета.
Пограничник.
Я приветствую вас в стране Химия и даю разрешение на передвижение в любом направлении. Советую для начала побывать на грибной поляне. Кто быстрее наберёт в одно лукошко грибы с формулами простых веществ, а в другое – сложных веществ? Назовите простые вещества? Что вы знаете о них? С какими из простых веществ вы уже знакомы? (Работа выполняется двумя учащимися у доски, ответы анализируются одноклассниками.) (Приложение 2)
А теперь наше путешествие продолжается. Интересное задание нам предлагает царство Простые вещества.
Химический диктант
Выберите свойства, характерные для простого вещества кислорода.
Хорошо растворим в воде.
Применяется в качестве топлива.
При обычных условиях – это бесцветный газ.
Газ, имеющий запах.
Поддерживает процесс горения.
Входит в состав воды.
Газ легче воздуха.
Входит в состав воздуха.
Газ, необходимый для дыхания
Вещество может находиться в трёх агрегатных состояниях.
(Правильность выполнения диктанта проверяется по записям на доске.)
Посмотрите внимательно на корзину со сложными веществами? (Приложение 3) Есть ли в ней вещества, имеющие общие признаки в составе формул? Попробуйте дать определение, данному классу веществ, выявив общие признаки?
Учитель знакомит с определением класса оксидов, их составом. Сегодня мы побываем лишь в одном городе царства Сложные вещества – это городе Оксиды.
Остановка первая. Гостиница Информационная.
Используя блок теоретической информации о классификации оксидов, учащиеся делают себе в тетради краткую запись этой информации в виде опорной схемы. А затем воспроизводят её и приводят свои примеры веществ.
Остановка вторая. Исследовательский центр
Исследование физических свойств оксидов. Заполнение таблицы. Выполнение лабораторной работы.
№ пробирки |
Название вещества |
Формула |
Агрегатное состояние |
Цвет |
Растворимость |
1 |
Оксид водорода Вода |
H2O |
Жидкость |
Бесцветный |
Растворитель |
2 |
Оксид кальция Негашеная известь |
CaO |
Твёрдое |
Белый |
Малорастворим |
3 | Оксид железа(3) Красный железняк |
Fe2O3 |
Твёрдое |
Бурый |
Нерастворим |
Учащиеся делают выводы, исходя из общих и отличительных свойств оксидов.
Остановка третья. Площадь практических советов.
Где же мы встречаемся с оксидами в повседневной жизни? Раскрыть секрет нам поможет площадь практических советов. (Сообщения учащихся об углекислом газе и воде.)
Важнейшие оксид SiO2 входит в состав огромного количества минералов:
кварц, горный хрусталь, яшма, агат, аметист, Al 2O3 образует минерал корунд, входит в состав рубинов, глины, Fe2O3 – в составе красного железняка.
Этап 3 .Оценочно-рефлексивный
Полюбуйтесь волшебным цветком. Этот цветок нам поможет закрепить полученную информацию от путешествия. На его лепестках изображены формулы неорганических веществ. (Приложение 4)
Задание для учащихся по вариантам.
Выберите формулы оксидов металлов (1 вариант), формулы оксидов неметаллов (2 вариант) и назовите их. У доски индивидуально работают двое учащихся.
Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Но чтобы покинуть страну, мы должны преодолеть океан химических вопросов. Вспомните всё, что вы узнали нового за время путешествия. И ответьте на вопросы.
– Что такое оксиды?
– Какие оксиды мы встречаем в повседневной жизни и природе?
– Каково их значение в жизни человека?
– Что такое химическая формула? Как она составляется?
Домашнее задание
Напишите рассказ о том, что было бы, если бы один из оксидов исчез?
Зачем нужны оксиды?
Выберите наиболее точную оценку нашему уроку.
Было интересно, занимательно, скучно, я узнал много нового, урок был обычный.