Информационные технологии на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Отработать изученные правила правописания, совершенствовать безошибочное письмо:
  • Развивать внимание, самоконтроль;
  • Познакомить с профессиями: корреспондент, редактор, корректор;
  • Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий, интерес к чтению газет, толерантное отношение друг к другу.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Вид урока: деловая игра “Грамотный редактор”

Оборудование: орфографическая тетрадь “Пишем грамотно”, конверты с заданиями, кроссворд, ребусы, компьютеры, мультимедийный проектор, презентация, перфокарты, газеты разных издательств, сигнальные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель читает загадку:

Лист бумаги по утрам на квартиру носят нам.

На одном таком листе много разных новостей. Что это? (газета)

Сегодня у нас необычный урок. Мы проведём его в форме деловой игры.

Мы будем работать в редакции газеты. Там работают люди разных профессий. Назовите, пожалуйста, какие профессии, связанные с выпуском газеты вы знаете? (Ответы детей)

Сегодня у нас будут работать четыре отдела:

  • Отдел информации;
  • Отдел рекламы;
  • Коррекционный отдел;
  • Отдел компьютерной графики

(Класс разделён на 4 группы)

– Работой всех отделов руководит главный редактор. Сейчас мы его выберем.

Встаньте, пожалуйста, ученики, у кого за все три четверти по русскому языку вышла оценка “5”. Кому из них вы доверяете быть главным редактором нашей газеты? (выбирают главного редактора)

– Итак, начнём работать. В каждой газете указывается дата выпуска. Откройте свои тетради и запишите дату. У всех корреспондентов должен быть красивый почерк, поэтому проведём каллиграфическую минутку.

II. Чистописание

сгсасзсестсас сгсасзсестсас

– Ребята, а кто из вас заметил, какое слово спряталось в элементах чистописания?

газета

III. Актуализация опорных знаний.

– У каждой газеты должно быть своё название. Какие газеты выписывают ваши родители? Какие газеты выписываете вы? ( Рассматривание периодической печати)

– Я предлагаю назвать нашу газету “Грамотей”. Как вы понимаете это слово? (Ответы детей)

– Ой, посмотрите, одна буква пропала! Куда она могла деться? Что с ней произошло? Видно, снова заходил Буквоежка и съел букву. Что нам теперь делать? Какую букву вставить? Вы знаете, ребята? А что надо делать, когда мы сомневаемся, какую букву писать? Прошу ответить отдел информации. (Дети повторяют правило)

– Безударные гласные в корне слова надо проверять. Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.

– Правильно, нужно подобрать проверочные слова. (Ученики предлагают свои варианты родственных слов)

Появляется запись:

Грамота, грамотный, грамотно.

– Запишите эти слова, поставьте ударение и выделите корень.

– Как называются слова, у которых одинаковый корень?

– Правильно, однокоренные. Хорошо, название газеты у нас есть. А что надо делать, чтобы привлечь внимание читателей, заинтересовать их? (Ответы детей)

Я с вами согласна, нужно нашу газету рекламировать. У нас есть отдел рекламы, который получает задание придумать рекламу в двух предложениях. (Отдел рекламы начинает совещаться).

IV. Словарный диктант.

В редакцию газеты поступили письма, которые передаются в отдел информации. Ваша задача переработать полученную информацию и выдать нам результат. А мы будем ваши ответы записывать. ( Отдел информации читает предложения и выдаёт ответ. Все ученики пишут в тетрадях словарный диктант с комментированием)

  1. Синоним к слову иллюстрация– рисунок.
  2. Главный город – столица.
  3. Назови одним словом: морковь, картофель, свёкла – овощи.
  4. Школьная принадлежность, в названии которой 3 буквы а – карандаш.
  5. Синоним к слову машина – автомобиль.
  6. Спортивное снаряжение для катания на льду – коньки.
  7. Над домом, над дорожкой висит пол-лепёшки. Месяц.
  8. С подругами и сёстрами она приходит к нам,

Рассказы, вести новые приносит по утрам – газета.

– А теперь, прочитайте, какое слово получилось по вертикали? (читают хором)

ГРАМОТЕИ

– Молодцы, ребята. А теперь, послушаем, какую рекламу нашей газеты придумал отдел рекламы.

Примерный текст.

Хотите стать грамотными людьми? Читайте газету “Грамотей”

– Запишите эти предложения в тетрадь. Какие это предложения по цели высказывания?

Один ученик из отдела рекламы записывает на доске и даёт ответ.

– Кто согласен, что первое предложение вопросительное, а второе побудительное?

(Показывают с помощью сигнальных карточек)

V. Дифференцированная работа.

– А теперь каждый отдел получает задание в рабочей тетради “Пишем грамотно” на стр. 75.

  • Отдел компьютерной графики получает упр.2. Прежде чем посадить вас за компьютеры, мы должны проверить вашу грамотность. Как вы думаете, сколько проверочных слов нужно подобрать? (два)

Упр.2. (Отработка написания слов с двумя безударными гласными в корне слова)

г…л…ва-
п…л…са-
з…л…той-
м...л..дой-
ст…р…жить-
з…л…неть-
в..с…льчак-
г…л…дать-

  • Отдел коррекции должен уметь находить ошибки в текстах, поэтому вы получаете. Упр.3. (Найти несоответствие проверочных слов, определить орфограмму и выделить часть слова, где допущена ошибка)

тир-ветир
пол-поляна
мошка-мошина
стена-стеначка
зима-зимавать
лето-летать
сидел-сидеть
маленький-молина
вёсны-весны
водичка-водиной

  • Рекламный отдел получает задание поработать с транскрипцией и сделать буквенную запись слов, данных в упр.4 на листе ватмана и прикрепить на доску. Главный редактор оценит вашу работу.

[сн,иг,ир]
[пал,то ]
[ д,ир,эв,йа]
[ позн,ий]

– Отдел информации будет работать над упр.7 (Повторение правил правописания сочетаний чу, щу. Работа по образцу)

  • Какую информацию вы можете нам дать по заданию этого упражнения?

Сочетания чу-щу пишем с буквой у.

Искать-ищу
лечить-
пищать-
трещать-
летать-
кричать-
учить-
плакать-

VI. Физминутка под релаксационную музыку.

VII. Упражнения в закреплении изученных орфограмм.

– Продолжим работу по отделам.

  • Отдел рекламы выполняет упр.5. (Отработка написания слов с непроизносимыми согласными и слов, в которых непроизносимых согласных нет. Записать проверочные слова)

Грус…ный-
поз…но-
вкус..ный-
чес…ный-
опас…ный-
мес…ность-
окрес…ность-
звёз…ный-
слёз…ный-
серьёз…ный-

  • Корректоры будут работать над ошибками в упр.6 (работают парами)

Паивились первые висение цвиты. Вылитают на свед пёстрые бабочки. Они обьявляют о приходе висны. Быстрые лисные ручи впитали в себя запохи мхов, старой тровы, листъев, тижёлых берёзовых капель и панесли позимле. И станет скоро весь воздух в лису – сплошной запох.

  • Отдел информации должен вспомнить, как называются слова, противоположные по значению. Вы будете работать над упр.8 (подбор антонимов)

Весёлый фильм-
Трудная задача-
Высокий стул-
Печальное событие-
Несчастный человек-
Ранний поезд-
Новое правило-
Прекрасная погода-

  • Отдел компьютерной графики прошу занять свои места за компьютерами. Вы получаете индивидуальные задания и будете работать по алгоритму, который записан на карточке.

Карточка №1.

  1. Открыть программу “Семейный наставник”
  2. Ввести своё имя.
  3. Найти диктанты.
  4. Войти в тему “Проверяемые гласные”
  5. Выполнить упр.13.
  6. Сделать проверку.

Карточка №2.

  1. Открыть программу “Семейный наставник”
  2. Ввести своё имя.
  3. Найти диктанты.
  4. Войти в тему “Словарные слова”
  5. Выполнить упр.12.
  6. Сделать проверку.

Карточка №3.

  1. Открыть программу “Семейный наставник”
  2. Ввести своё имя.
  3. Найти диктанты.
  4. Войти в тему “Приставки”
  5. Выполнить упр.1.
  6. Сделать проверку.

Карточка №4.

  1. Открыть программу “Семейный наставник”
  2. Ввести своё имя.
  3. Найти диктанты.
  4. Войти в тему “Мягкий знак”
  5. Выполнить упр.4.
  6. Сделать проверку.

Карточка №5.

  1. Открыть программу “Семейный наставник”
  2. Ввести своё имя.
  3. Найти диктанты.
  4. Войти в тему “Разделительные ь и ъ знаки”
  5. Выполнить упр.12.
  6. Сделать проверку.

– Правильность выполнения ваших заданий проверит и оценит главный редактор Айгуль.

VIII. Домашнее задание (по выбору)

  1. Выполнить задание Упр.9. в рабочей тетради “Пишем грамотно”
  2. Составить кроссворд с изученными словарными словами.

IX. Итог урока. Тестовая работа.

– А теперь проведём небольшую планёрку и оценим свою работу. Выполним небольшой тест по перфокартам.

1. В каком из названных слов две безударные гласные:

  1. золотой;
  2. солёный;
  3. зеленеть.

2. В каком слове есть непроверяемая безударная гласная:

  1. река;
  2. пенал;
  3. стена.

3. В каком слове нет непроизносимой согласной:

  1. грустный;
  2. звёздный;
  3. вкусный.

4. Какое слово лишнее в ряду однокоренных слов:

  1. гусеница;
  2. гусь;
  3. гусыня.

– Соединяем точки и получаем букву М. У всех получилась эта буква?

Молодцы!

– Вы очень активно работали на уроке и заслужили положительные оценки, которые вам объявит главный редактор.

– Понравилась ли вам наша деловая игра? Что нового вы узнали на уроке? (Ответы детей)

– Всем спасибо за урок.