Цели урока:
- Отработать изученные правила правописания, совершенствовать безошибочное письмо:
- Развивать внимание, самоконтроль;
- Познакомить с профессиями: корреспондент, редактор, корректор;
- Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий, интерес к чтению газет, толерантное отношение друг к другу.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Вид урока: деловая игра “Грамотный редактор”
Оборудование: орфографическая тетрадь “Пишем грамотно”, конверты с заданиями, кроссворд, ребусы, компьютеры, мультимедийный проектор, презентация, перфокарты, газеты разных издательств, сигнальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель читает загадку:
Лист бумаги по утрам на квартиру носят нам.
На одном таком листе много разных новостей. Что это? (газета)
– Сегодня у нас необычный урок. Мы проведём его в форме деловой игры.
Мы будем работать в редакции газеты. Там работают люди разных профессий. Назовите, пожалуйста, какие профессии, связанные с выпуском газеты вы знаете? (Ответы детей)
– Сегодня у нас будут работать четыре отдела:
- Отдел информации;
- Отдел рекламы;
- Коррекционный отдел;
- Отдел компьютерной графики
(Класс разделён на 4 группы)
– Работой всех отделов руководит главный редактор. Сейчас мы его выберем.
Встаньте, пожалуйста, ученики, у кого за все три четверти по русскому языку вышла оценка “5”. Кому из них вы доверяете быть главным редактором нашей газеты? (выбирают главного редактора)
– Итак, начнём работать. В каждой газете указывается дата выпуска. Откройте свои тетради и запишите дату. У всех корреспондентов должен быть красивый почерк, поэтому проведём каллиграфическую минутку.
II. Чистописание
сгсасзсестсас сгсасзсестсас
– Ребята, а кто из вас заметил, какое слово спряталось в элементах чистописания?
газета
III. Актуализация опорных знаний.
– У каждой газеты должно быть своё название. Какие газеты выписывают ваши родители? Какие газеты выписываете вы? ( Рассматривание периодической печати)
– Я предлагаю назвать нашу газету “Грамотей”. Как вы понимаете это слово? (Ответы детей)
– Ой, посмотрите, одна буква пропала! Куда она могла деться? Что с ней произошло? Видно, снова заходил Буквоежка и съел букву. Что нам теперь делать? Какую букву вставить? Вы знаете, ребята? А что надо делать, когда мы сомневаемся, какую букву писать? Прошу ответить отдел информации. (Дети повторяют правило)
– Безударные гласные в корне слова надо проверять. Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.
– Правильно, нужно подобрать проверочные слова. (Ученики предлагают свои варианты родственных слов)
Появляется запись:
Грамота, грамотный, грамотно.
– Запишите эти слова, поставьте ударение и выделите корень.
– Как называются слова, у которых одинаковый корень?
– Правильно, однокоренные. Хорошо, название газеты у нас есть. А что надо делать, чтобы привлечь внимание читателей, заинтересовать их? (Ответы детей)
– Я с вами согласна, нужно нашу газету рекламировать. У нас есть отдел рекламы, который получает задание придумать рекламу в двух предложениях. (Отдел рекламы начинает совещаться).
IV. Словарный диктант.
– В редакцию газеты поступили письма,
которые передаются в отдел информации. Ваша
задача переработать полученную информацию и
выдать нам результат. А мы будем ваши ответы
записывать. ( Отдел информации читает
предложения и выдаёт ответ. Все ученики пишут в
тетрадях словарный диктант с комментированием)
Рассказы, вести новые приносит по утрам – газета.
– А теперь, прочитайте, какое слово получилось по вертикали? (читают хором)
ГРАМОТЕИ
– Молодцы, ребята. А теперь, послушаем, какую рекламу нашей газеты придумал отдел рекламы.
Примерный текст.
Хотите стать грамотными людьми? Читайте газету “Грамотей”
– Запишите эти предложения в тетрадь. Какие это предложения по цели высказывания?
Один ученик из отдела рекламы записывает на доске и даёт ответ.
– Кто согласен, что первое предложение вопросительное, а второе побудительное?
(Показывают с помощью сигнальных карточек)
V. Дифференцированная работа.
– А теперь каждый отдел получает задание в рабочей тетради “Пишем грамотно” на стр. 75.
- Отдел компьютерной графики получает упр.2. Прежде чем посадить вас за компьютеры, мы должны проверить вашу грамотность. Как вы думаете, сколько проверочных слов нужно подобрать? (два)
Упр.2. (Отработка написания слов с двумя безударными гласными в корне слова)
г…л…ва-
п…л…са-
з…л…той-
м...л..дой-
ст…р…жить-
з…л…неть-
в..с…льчак-
г…л…дать-
- Отдел коррекции должен уметь находить ошибки в текстах, поэтому вы получаете. Упр.3. (Найти несоответствие проверочных слов, определить орфограмму и выделить часть слова, где допущена ошибка)
тир-ветир
пол-поляна
мошка-мошина
стена-стеначка
зима-зимавать
лето-летать
сидел-сидеть
маленький-молина
вёсны-весны
водичка-водиной
- Рекламный отдел получает задание поработать с транскрипцией и сделать буквенную запись слов, данных в упр.4 на листе ватмана и прикрепить на доску. Главный редактор оценит вашу работу.
[сн,иг,ир]
[пал,то ]
[ д,ир,эв,йа]
[ позн,ий]
– Отдел информации будет работать над упр.7 (Повторение
правил правописания сочетаний чу, щу. Работа по
образцу)
Сочетания чу-щу пишем с буквой у.
Искать-ищу
лечить-
пищать-
трещать-
летать-
кричать-
учить-
плакать-
VI. Физминутка под релаксационную музыку.
VII. Упражнения в закреплении изученных орфограмм.
– Продолжим работу по отделам.
- Отдел рекламы выполняет упр.5. (Отработка написания слов с непроизносимыми согласными и слов, в которых непроизносимых согласных нет. Записать проверочные слова)
Грус…ный-
поз…но-
вкус..ный-
чес…ный-
опас…ный-
мес…ность-
окрес…ность-
звёз…ный-
слёз…ный-
серьёз…ный-
- Корректоры будут работать над ошибками в упр.6 (работают парами)
Паивились первые висение цвиты. Вылитают на
свед пёстрые бабочки. Они обьявляют о приходе
висны. Быстрые лисные ручи впитали в себя запохи
мхов, старой тровы, листъев, тижёлых берёзовых
капель и панесли позимле. И станет скоро весь
воздух в лису – сплошной запох.
должен вспомнить, как
называются слова, противоположные по значению.
Вы будете работать над упр.8 (подбор антонимов)
Весёлый фильм-
Трудная задача-
Высокий стул-
Печальное событие-
Несчастный человек-
Ранний поезд-
Новое правило-
Прекрасная погода-
- Отдел компьютерной графики прошу занять свои места за компьютерами. Вы получаете индивидуальные задания и будете работать по алгоритму, который записан на карточке.
Карточка №1.
- Открыть программу “Семейный наставник”
- Ввести своё имя.
- Найти диктанты.
- Войти в тему “Проверяемые гласные”
- Выполнить упр.13.
- Сделать проверку.
Карточка №2.
- Открыть программу “Семейный наставник”
- Ввести своё имя.
- Найти диктанты.
- Войти в тему “Словарные слова”
- Выполнить упр.12.
- Сделать проверку.
Карточка №3.
- Открыть программу “Семейный наставник”
- Ввести своё имя.
- Найти диктанты.
- Войти в тему “Приставки”
- Выполнить упр.1.
- Сделать проверку.
Карточка №4.
- Открыть программу “Семейный наставник”
- Ввести своё имя.
- Найти диктанты.
- Войти в тему “Мягкий знак”
- Выполнить упр.4.
- Сделать проверку.
Карточка №5.
- Открыть программу “Семейный наставник”
- Ввести своё имя.
- Найти диктанты.
- Войти в тему “Разделительные ь и ъ знаки”
- Выполнить упр.12.
- Сделать проверку.
– Правильность выполнения ваших заданий проверит и оценит главный редактор Айгуль.
VIII. Домашнее задание (по выбору)
IX. Итог урока. Тестовая работа.
– А теперь проведём небольшую планёрку и оценим свою работу. Выполним небольшой тест по перфокартам.
1. В каком из названных слов две безударные гласные:
- золотой;
- солёный;
- зеленеть.
2. В каком слове есть непроверяемая безударная гласная:
- река;
- пенал;
- стена.
3. В каком слове нет непроизносимой согласной:
- грустный;
- звёздный;
- вкусный.
4. Какое слово лишнее в ряду однокоренных слов:
- гусеница;
- гусь;
- гусыня.
– Соединяем точки и получаем букву М. У всех получилась эта буква?
Молодцы!
– Вы очень активно работали на уроке и заслужили положительные оценки, которые вам объявит главный редактор.
– Понравилась ли вам наша деловая игра? Что нового вы узнали на уроке? (Ответы детей)
– Всем спасибо за урок.