Цель урока:
- Изучить явление электромагнитной индукции в лабораторных условиях.
- Вызвать интересс к уроку, придать ему проблемно-творческий характер.
План урока:
- Актуализация знаний. Перекрестный опрос между группами.
- Работа в группах по выполнению лабораторных заданий.
- Выступление групп. Обсуждение выступлений.
- Выводы по уроку.
Оборудование:
- лабораторное оборудование;
- компьютер или ноутбук;
- экран, проектор.
Задания группам.
1 группа. Получение индукционного тока в катушке с помощью постоянного магнита (Приложение 1).
2 группа. Получение индукционного тока при замыкании и размыкании цепи (Приложение 2).
3 группа. Получение индукционного тока при изменении силы тока в катушке и исследование влияния сердечника на силу индукционного тока (Приложение 3)
4 группа. Получение индукционного тока при работе генератора (Приложение 4)
Ход урока
Учитель. Здравствуйте. Садитесь. Сегодня на уроке мы с вами проведем лабораторную работу по теме : “Изучение явления электромагнитной индукции”. Цель нашего урока (Приложение 5, слайд №2). Прежде чем перейти к выполнению лабораторной работы, повторим материал прошлых уроков. Для этого каждая группа задаст по одному вопросу другой группе. Или иначе устраиваем перекрестный опрос. При составлении вопросов используйте ключевые слова : магнитный поток, индукционный ток, магнитная индукция, электромагнитная индукция, генератор (Приложение 5, слайд №3). Учащиеся задают вопросы.
Примерные вопросы.
- Что называется магнитным потоком? От каких величин зависит магнитный поток?
- Какая величина является силовой характеристикой магнитного поля?
- Какой ток называется индукционным?
- В чем состоит явление электромагнитной индукции?
- Кем и когда было открыто это явление?
Учитель.Спасибо. Молодцы. А теперь переходим к выполнению лабораторной работы.При выполнении лабораторной работы обратите внимание на ключевые слова. Каждая группа получит листок с заданием. Внимательно прочитайте его если, что не понятно задайте вопросы. (Учащиеся знакомятся с заданиями). После выполнения заданий вы должны подвести итог своей работы, т.е. сделать вывод и предоставить его классу. Ваш отчет должен носить творческий характер.
Для оформления отчета на столах лежат фламастеры, бумага.
Учащиеся приступают к выполнению заданий. Учитель выполняет роль консультанта. Напоминает учащимся о соблюдении ОТ.
Вывод по уроку. В заключении в качестве закрепления учитель показывает опыт: “Отталкивание аллюминевого кольца от сердечника катушки ”. Учащимся предлагается обсудить этот опыт.
Учитель благодарит всех за урок. Учащиеся сами себя оценивают используя следующие критерии: 1 б – хорошо; 2 – очень хорошо; 3-превосходно;
Затем подводят общий итог урока. Говорят друг другу до свидания.