Урок окружающего мира по теме "Животные леса"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Расширить представления учащихся о природной зоне лесов.
  • Систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях.
  • Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки растений и животных.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

1) Рубрика “Бюро погоды”

Дежурные синоптики сообщают прогноз погоды.

2) У. Сегодня на уроке нас ждут открытия. Какие они будут – большие или маленькие? У каждого они будут свои. А ждет нас сегодня, угадайте что? Презентация

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём.

Д. Лес.

У. Лес – это загадка природы, которую вы будете постепенно изучать, разгадывать.

У. Посмотрите на доску. Назовите одним словом, что изображено на картинках.

(Дуб, ель, земляника, малина, шиповник, одуванчик)

Д. Растения.

У. Как располагаются растения в лесу?

Д. Ярусами.

У. Сколько ярусов у леса?

У. Какой этаж в лесу называется первым?

Д. Первый ярус в лесу тот, который ближе к солнцу.

У. Кто живёт на первом ярусе?

Д. Деревья.

У. Кто живёт на втором ярусе?

Д. Кустарники.

У. А на третьем?

Д. Травянистые растения

У. И на четвертом.

Д. Мхи и лишайники

У. Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили материал по теме: “Растения леса” предлагаю вам выполнить задания в тестовой форме.

Обведите кружочком варианты правильных ответов.

1. Растения, у которых один ствол:

а) травянистые растения;
о) деревья;
м) кустарники.

2. Зачем нужны леса?

т) дают пищу и убежище;
в) чтобы гулять;
з) для украшения земли.

3. Какой ярус самый высокий?

а) травянистые растения;
л) деревья;
у) кустарники.

4. Какое растение является жителем леса?

г) ковыль;
ф) типчак;
и) ландыш.

5. Почему растения растут ярусами?

ч) растениям нужно разное количество света;
д) удобно для животных;
э) удобно для человека.

6. Как называется сосновый лес?

ч) роща;
н) бор;
и) дубрава.

7. Наука о растениях называется …

я) зоология;
о) ботаника;
ш) анатомия.

Собери слово из букв

1

2

3

4

5

6

7

             

III. Физкультминутка

IV. Сообщение темы и целей урока

У. Прочитайте слова, записанные на доске.

Д. Волк, воробей, барсук, бабочка, ромашка, дрозд, стрекоза.

У. Какое слово лишнее? Почему?

Д. Лишнее слово – “ромашка”, потому что это травянистое растение.

У. К остальным подберите общее название.

Д. Животные.

У. Животные леса. Так звучит тема нашего урока.

V. Совместное открытие новых знаний.

У. Даже знакомый лес, в который вы часто ходите гулять, таит в себе немало загадок. Лес полон жизни, хоть это порой и скрыто от людских глаз. Его населяет множество живых организмов.

1) У. Отгадайте, о каких животных идёт речь.

У.

Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
Под сосной,
И стоит среди травы –
Уши больше головы?

Д. Заяц

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт?

Д. Лиса

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна?

Д. Медведь

Кто по ёлке ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?

Д. Белка

Кто зимой холодной
Бродит в лесу
Злой, голодный.

Д. Волк.

У. Назовите существенные признаки этих животных.

Вывод: тело животных, которых покрыто шерстью, называют ЗВЕРИ.

2) Звучит запись голоса птиц.

У. Кого вы услышали?

Д. Птиц.

У. Каких лесных птиц вы знаете?

У. Назовите существенные признаки этих животных.

Вывод: тело животных, которых покрыто перьями, называют ПТИЦЫ.

У. Какие интересные факты из жизни птиц вы знаете? Хотите пополнить свои знания?

Примерный рассказ ученика

Рубрика “Интересные факты”

– Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. Кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых. Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Вороны, галки, сороки, коршуны, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.

А знаете ли вы, что …

– Выше всех летает … орел. Самая маленькая в нашей стране …. королек. Самый длинный язык у … дятла (15 см). Самый длинный хвост у …. сороки.

3) Разгадайте ребусы: (бабочка, комар, муха)

У. Назовите существенные признаки этих животных.

Вывод: животные, у которых 6 ног, называют НАСЕКОМЫМИ.

У. А можно ли паука назвать насекомым? (сообщение ученика о пауках)

Примерное сообщение ученика.

Паучка, конечно, видел каждый. Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко, соединенные между собой тонким перехватом. На голове у паука есть восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. Наверное, вы знаете, что пауки – хищники! Ведь они питаются другими насекомыми – мухами, комарами, жучками и бабочками. Крыльев у пауков нет, быстрых ног тоже, поэтому ловит хитрец летающих насекомых с помощью сети. Внутри брюшка у паука спрятаны особые паутинные железы. Оттуда через мельчайшие отверстия выступает тягучая жидкость, которая при движении паука вытягивается в тонкие нити. Сначала он строит рамку, потом ведет лучеобразные нити, и соединяет их особой клейкой паутинкой, к которой и прилипают попавшие в сеть насекомые. В конце лета у пауков появляются малыши. Мама – паучиха в укромном месте вяжет из паутины плотный кокон и откладывает в него несколько сот яичек. Скоро из них вылупляются маленькие новорожденные паучки. Некоторое время “ребятишки” живут все вместе в теплом и уютном гнездышке, сплетенном для них мамой. Паучиха старательно кормит малышей насекомыми, а кокон защищает их от холодной росы, дождя и ветра. Когда паучата подрастут, они начнут сами плести паутинки и добывать пропитание. А в начале осени попрощаются с родными местами и разлетятся по окрестностям.

VI. Физкультминутка “Топай, хлопай, приседай”.

Учитель называет животных леса. Приседают дети – показывают насекомых, хлопают – птиц, топают – зверей.

VII. Итог урока

Вот мы и познакомились с животными нашего леса.

Пусть живут в лесу у нас
Лоси и медведи.
Будем с ними мы дружить
Как добрые соседи.

У. Что надо делать, чтобы было так?

Д. Не кричи, не пугай зверей; не лови ради забавы бабочек и муравьев; не убивай змей, лягушек; береги муравейники; не сори в лесу, убирай мусор за собой.

VIII. Творческая работа “Рисуем вместе”

Участвует весь класс. Дети делятся на группы. Каждая группа выполняет задание: найди и раскрась. Затем все картины объединяются в одну большую картину.

У. Что объединяет все 4 картины? Озаглавьте картину, которая у нас получилась.

Д. Лес

У. Не случайно говорят, что лес – наше богатство. Почему?

У. Лес – это бесценная красота, кислород, животный и растительный мир.

Молодцы! Спасибо вам за активную работу.