"Прощание с азбукой. Сценарий внеклассного мероприятия с презентацией "Обучение грамоте"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Мы помним тот звонок веселый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В свой самый лучший первый класс;
Как встретил у дверей учитель,
Наш верный друг на много дней,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы азбуки свои раскрыли,
Раскрыли чистую тетрадь.
Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
И спасибо за это нашей азбуке.

Исполняется песня “Азбука”.

Мы узнали много интересного, а помогали нам в этом друзья звуковички. Сегодня они отправляются в свою страну, так как всему, что они знали, они нас уже научили. Ведь если они не вернутся обратно в свою страну, то другие дети не смогут выучить буквы, как это сделали мы. Вы согласны проводить звуковичков? Вы хотите дать возможность другим детям научиться читать и писать, как это помогли вам сделать они? Звуковички готовы к дальнему путешествию. Но на чем же они отправятся в путь? Отгадайте:

Не спрашивая броду,
Лезу сразу в воду
На всякой глубине
Лишь по пояс мне (корабль).

Правильно! А теперь давайте рассаживать звуковичков по своим местам, ведь не каждый звуковичок может сесть на любое судно – посмотрите, каждый корабль везет определенных пассажиров. Давайте прочитаем название кораблей.

Дети читают название кораблей на флагах:

  • “Гласные богатые и одна смягчающая”,
  • “Гласные твердые”,
  • “Парные согласные”,
  • “Непарные звонкие согласные”,
  • “Непарные глухие согласные”,
  • “Беззвучные”.

Кто поможет объяснить, почему корабли поплывут под такими флагами?

Звучит музыка, дети выполняют танцевальные движения, читают стихи с буквами и размещают их по нужным кораблям:

Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь.

Палочка и палочка,
Между ними – галочка.
И понятно сразу всем: Получилась буква ...(М).

Н – нятянутая сетка,
Сетку держат очень крепко. Приходите к нам во двор,
Поиграем в волейбол.

Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.

X – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.

Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.

Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.

Это буква не простая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На ее плечах сидит.

На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.

Буква Е передохнула,
Как тот час же на нее
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква Ё.

Чтобы О не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква ...(Ю).

Каждый знает: буква Я
Самая хвастливая.

Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.

На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.

Снеговик, а с ним метелка
Буквой В стоят под елкой.

Филин, в книжку залетев,
Притворился буквой Ф.

Не гусь, не галка буква Г,
А цапля на одной ноге.

Ай, да клоун! Знаешь, кто он?
Этот клоун – буква К!
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная!

Молоток стучит: “Тук, тук!
Букве Т я старый друг!”.

На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.

Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.

На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.

А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.

Посмотри на колесо –
И увидишь букву О.

Буква У совсем проста:
Тянет рожки из хвоста.

Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы –
Все мы знать ее должны.

Это – Э, с открытым ртом
И большущим языком.

Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой,
Вот так:
Букву капелька смягчит –
Слово мягко прозвучит.

Как мы пишем твердый знак?
Твердый знак мы пишем так:
Колесо и спичка,
Позади косичка.

Звучит тревожная музыка. Под нее выбегают все чудища морские.

Посмотрите, что случилось: море разбушевалось. Вся нечисть морская всплыла со дна, чтобы помешать нам отправить звуковичков в их страну. Поможем звуковичкам?

Кикимора: Узнали меня? Я морская кикимора! Я съела в словах буквы, попробуйте вернуть их на место.

Вывешивает плакат:

Маш.. .на, ж.. .раф, ч.. .шка, ч.. .дак, щ.. .ка, прощ.. .ние.

На какие правила эти слова? Ой, я растворяюсь!

Морская волна: А я разбила все слова на звуки. Отгадайте, какие это буквы. Напишите эти слова и назовите двойные (богатые) гласные.

Диктует слова по слогам, а первоклашки их записывают на доске:

Якорь, юла, ежик, енот.

Морская волна: Эх, не получилось проглотить корабль с “богатыми” гласными. Я утихаю.

Чудище-буквоед: А-а-а, от меня не куда не сбегут эти умные буквы, все равно их проглочу. Я уже слишком голодный! Единственное их спасение – это вы, хотя наврятли.

Чудище вывешивает плакат со словами и дает задание:

Объясните значение этих слов и выделите в них парные согласные:

Пирожки, Волга, землянка, шасси, банкнота, флот, поход.

Чудище: Эх, вы противные, оставили меня опять голодным!

Морская ведьма: Ну, от меня-то уже точно никуда не денетесь, ха-ха-ха!

Я вас вместе с буквами потоплю! Вот мое задание: расставьте в словах ъ и ь знаки: сем...я, с...емка, звер...е, в...езд, в...юга, пер...я, об...явление.

Морская ведьма: Глянь-ка, какие умные попались – ничего их не берет.

Черт: Ну, с моим-то заданием уж точно не справятся. И тогда им всем конец.

Черт вывешивает плакат и говорит задание:

Расколдуете слова, черт с вами плывите в свою сказочно-прекрасную страну: САМОХАР, ПЕЛОДЧЕНЬЕ, ХАЦЫЛВА, ВАУРЕНЬЕ, ГРУЧЕШИ, КОНИНФЕТЫ, ПИКИРОЖКИ.

Ребята, буквы вам очень благодарны за спасение и просят вас прочитать то, что получилось из “лишних” частей слов (Молодцы, ученики!).

Все трудности мы с вами преодолели, и это только ваша заслуга, поэтому все буквы вами очень гордятся и говорят вам огромное спасибо. Давайте пожелаем звуковичкам счастливого плавания и попутного ветра, пусть он их отправит к новым ребятам, которые еще не успели с ними познакомиться.

Дети исполняют песню “Учат в школе”.

Ой, смотрите звуковички что-то оставили, давайте посмотрим что это.

Учитель разворачивает послание:

Дорогие ребята спасибо вам за песню и кораблики. Мы желаем вам тоже счастливого пути в новую страну знаний, название которой вы сможете прочитать, отгадав этот кроссворд:

  1. Сказочный герой с моторчиком (Карлсон).
  2. Всем по сказке интересной мальчик-луковка знаком (Чиполлино).
  3. (Петрушка).
  4. (Незнайка).
  5. Человечек деревянный на воде и под водой ищет ключик золотой. Всюду нос сует он длинный. Кто же это? (Буратино).
  6. Злой директор кукольного театра (Карабас).
  7. “Кот, лиса и ...” (Петух).
  8. Девочка с хрустальной туфелькой (Золушка).
  9. Он дружок зверям и птицам,
    он – живое существо,
    но таких на целом свете
    больше нет ни одного.
    Потому что он – не птица, не тигренок, не лисица,
    не котенок, не щенок, не волчонок, не сурок,
    очень милая мордашка, а зовется .. .(Чебурашка).
  10. Премудрая, прекрасная ...(Василиса).
  11. Баба... (Яга).

Мы разгадали с вами кроссворд. Как же называется наша новая страна? (Литературия). А путешествовать по этой стране нам поможет новая книга, которая называется “Родная речь”. Эта книга вам расскажет вам много нового и интересного.

Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести ракету ввысь –
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись!

Учитель вручает каждому ученику удостоверение, и родители дарят книгу в подарок.

Презентация