Цели урока:
Учить детей распознавать слова с парными согласным, подбирать проверочное слово.
- Развивать орфографическую зоркость, познавательную активность, способствовать обогащению словаря учащихся, формировать оценочную самостоятельность, учить навыкам самоконтроля;
- Воспитывать организованность, внимание, аккуратность, любовь и уважение к труду.
Ход урока
1. Оргмомент.
а) Проверка готовности к уроку.
– Ноги на месте? (на месте)
– Руки? (на месте)
– Локти? (у края)
– Спина? (прямая)
Мы с вами родились в России,
В стране, где жара и мороз,
Где небо то хмурится, то синее,
В стране тонкоствольных берёз.
Слайд 1.
Приложение 1
б) – Это дерево появилось на свет в тот момент, когда один человек улыбался другому. Эта улыбка пустила корни глубоко в землю, и на свет появились три ростка – доброта, взаимовыручка, искренность. И пусть наш урок пройдёт под девизом: “Один за всех и все за одного”.
Слайд 2.
– За активную работу и хорошие ответы вы будете получать берёзовые листочки, а в конце урока посмотрим, сможет ли наша берёзка нам улыбнуться и порадоваться нашим знаниям.
2. Чистописание.
а) – Откройте рабочие тетради на странице 40 и запишите число.
– Какое время года сейчас идёт? (весна)
Слайд 3.
– Весной идут дожди и дует ветерок. Вот такой ветерок погулял в ваших тетрадях и унёс некоторые элементы букв.
– Восстановите буквы. Что заметили? ( буквы расположены в алфавитном порядке)
– Какая буква пропущена? (Ж)
– Дайте характеристику звуку.
– Какое правило, связанное с этой буквой, вы знаете?
б)– Прочитайте слова. Какое правило их объединяет? (имена собственные пишутся с большой буквы)
3. Словарная работа.
– На нашей берёзке выросли необычные листочки. Помогите определить, из каких слов эти листочки улетели.
Слайд 4.
Поиграем в игру “Умники и умницы”. Выберите правильный ответ.
Слайд 5.
- Зимняя стужа –
ветер
мороз
одежда
температура
(На доске появляется карточка: м. ро. . Дети вставляют пропущенные буквы, записанные на листочках.)
– Подберите родственные слова.
- Письменная принадлежность –
пенал
Слайд 6.
книга
карандаш
тетрадь
(Ведётся работа, аналогичная предыдущей)
- Антоним к слову деревня –
город
Слайд 7.
село
район
столица
– Что общего у этих слов? (безударные гласные, которые нельзя проверить ударением, парные согласные на конце слов)
4. Постановка проблемы. Знакомство с темой урока.
а) – Вот какую проблему нам предстоит решить.
В нашем русском языке
“Ходят парами” согласные.
Эти пары у людей вызывают интерес.
Часто “хитрые подружки”
Подменить хотят друг дружку.
С толку сбить хотят ребят.
Но у нас не детский сад.
Предстоит сегодня вам
Все расставить по местам.
б) Работа с магнитной азбукой.
– Солнце греет всё теплее и на нашей берёзке распускаются листочки. Расставьте эти буквы по местам.
(1 ученик работает у доски, а остальные – в тетрадях)
– Чем похожи эти буквы? (обозначают согласные звуки)
– На какие две группы их можно разделить? (звонкие и глухие)
– Итак, тема нашего урока: "Правописание слов с парной согласной на конце".
Слайд 8.
– Мы будем учиться правильно писать слова с парной согласной на конце слова, подбирать проверочные слова.
5. Наблюдение над слабой и сильной позицией парных согласных.
На доске запись: МА .
– Какая согласная потерялась?
– Откройте учебник на странице 40. Сравните пары слов в упражнении №1 (слова похожи произношением, а различаются значением и написанием).
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить.
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
– Глухие и звонкие парные согласные спорят: “Какую же букву надо писать на конце слов?” Поможем им.
– Весной под нашей берёзкой открылась лесная школа. Белочка и Ёжик учились правильно писать слова.
Запись на доске:
Зуп
Зуб
Чтобы узнать, кто прав, а кто нет,
В ходе рассуждений получим ответ.
Слайд 9.
1.
Слово мы произнесём
С буквой звук соотнесём.
– Какой звук слышим в конце слова зуб? [П]
– Он звонкий или глухой? (глухой)
– Соответствует написанной букве? (нет)
– Вот где опасность! Звук стоит в слабой позиции. Надо сделать его сильным!
2.
Будем слово изменять
И согласный проверять.
6. Первичное закрепление.
Выполнение упражнения №3 из учебника (страница 40). Задание выполняется с комментированием у доски.
Физкультминутка.
7. Применение полученных знаний.
а) Графический диктант.
– Отгадайте загадки. Запишите в тетрадях букву, которую бы вы написали на конце слов– отгадок.
1.
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.(Ёж)
2.
Зимнее стекло
Весною потекло.(Лёд)
3.
За тобою он плетётся,
Хоть на месте остаётся.(След)
4.
Лежал, лежал,
Да в реку побежал.(Снег)
5.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы.(Гриб)
Взаимопроверка по слайду.
Слайд 10.
б) – Недалеко от нашей берёзки на лесной полянке поселился зверёк. Отгадайте, кто он.
Он под землёй в норе живёт
И солнце в гости не зовёт.
Зачем слепому от рожденья
Иметь источник освещенья?
(Крот)
Слайд 11.
– Белочка и Ёжик написали рассказ об этом интересном зверьке. Прочитайте его.
Слайд 12.
– Исправьте ошибки.
– Как вы думаете, какой корнеплод выбрал крот? (морковь)
в) Дифференцированные задания.
– Вы замечательно справились с заданиями и получили разноцветные листочки. Но чтобы наша берёзка нам улыбнулась, мы должны выполнить её задания.
Слайд 13.
Первый уровень (красные листочки).
– В рабочей тетради выполнить задание №2, страница 40.
Второй уровень (зелёные листочки).
– На листочках с обратной стороны вычеркните лишнюю букву.
дру, шка, моркоь, горо, кро.
Третий уровень (жёлтые листочки).
– Выполнить задание в учебнике, страница 41, упражнение 8.
Самопроверка по слайду.
Слайд 14.
8. Итог урока.
– Вот и выглянуло весеннее солнышко и наша берёзка зазеленела. Стоит она над рекой – зелёная, нарядная – и радуется теплу и вашим знаниям.
Ученик:
Ты до того, берёзонька, красива
И в полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя не мыслима Россия,
И я не мыслим без твоей красы.
– Как проверить парную согласную? Расскажите правило соседу.
9. Рефлексия.
– Поднимите листочки те, кто сегодня был внимателен на уроке, многому научился.
– Поднимите листочки те, у кого сегодня не всё получилось.
Слайд 15.
А. Н. Толстой писал: “Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...”
– Чем мы с вами занимаемся и будем заниматься дальше.