Вид урока: игровое путешествие.
Цели урока:
- Познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира Краснодарского края, Красной книгой Кубани: с растениями и животными, которые в нее внесены, вывести экологические правила, которые должны выполнять люди, создавать свои знаки по охране растительного и животного мира.
- Закрепить умение работы в группах.
- Развивать коллективно-творческие способности, речь, мышление, умение работать с картой Краснодарского края, расширять кругозор.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Необходимые ресурсы: мультимедийный проектор, презентация к уроку, карта Краснодарского края, знаки по охране природы, фигурки растений и животных на магнитах, таблички с названиями групп “Зоологи”, “Ботаники”, “Эрудиты”, выставка книг о растительном и животном мире Кубани, фломастеры, 2 листа формата А3
Источники информации:
Литература:
- В. И. Борисов “Занимательное краеведение”, Краснодарское Кубанское книжное издательство, 2005г
- В.Я. Нагалевский “Красная книга Краснодарского края”, Краснодарское книжное издательство, 1994г.
- В.А. Поляков “ Рассказы о ядовитых грибах, животных и высших растениях”, Краснодарский Кубанский учебник, 2000г
- Г.К. Плотников “Животный мир Кубани”” Краснодарское кубанское книжное издательство, 2006г
CD диски
- СD “Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия” , 2007г.
- СD Голоса птиц.
Интернет-ресурсы
1. Сайт “Кавказский государственный природный биосферный заповедник” http:/www.kgpb.ru/
Ход урока
Учитель:
Посмотрите вокруг –
Зачарует краса:
Нету края прекраснее нашего!
Золотятся хлеба,
Зеленеют леса,
Даль морская лазурью окрашена…
Слайд 1 Показаны карты различных регионов.
– Дети, какая из карт является картой Краснодарского края?
– Почему вы так думаете?
Слайд 2 Показан только контур территории Краснодарского края.
Учитель:
– Ой! Что случилось?
– На карте нет растительного и животного мир нашего края?
Но наш край так красив и богат растительным и животным миром!
Мы должны вернуть в наши леса, степи, горы края растения и животных.
– Вы готовы совершить путешествие?
Давайте разделимся на 2 группы.
(Класс делится на 2 группы по количеству учащихся)
Учитель:
Одна группа будет помогать в поиске растений, а другая – в поиске животных нашего края. Только вместе мы можем спасти наш край и вернуть растительный и животный мир!
Учитель:
– Ребята, как называется наука, которая изучает растения?
БОТАНИКА
– Как называется наука, которая изучает животный мир?
ЗООЛОГИЯ
– Кто догадался, как будет называться 1 группа?
Дети:1 группа будет называться “БОТАНИКИ”
– А какое название у 2 группы?
Дети: 2 группа “ЗООЛОГИ”
Учитель:
Вместе с нами путешествие будут совершать представители школьного научного общества “Эрудит”. Они будут оценивать ваши результаты и правильность ответов.
(На доске вывешивается таблица, где фишками ЭРУДИТЫ отмечают правильность ответов учащихся)
Ботаники |
Зоологи |
В путь, дорогие друзья природы!
Учитель:
– Давайте вспомним, в каких природных зонах находится наш край?
Каждая команда разгадывает кресс-кросс в течение 2 минут: карандашом обвести названия природных зон (степь, лесостепь, лес, горы, Черноморское побережье)
л |
е |
с |
о |
с |
т |
е |
п |
ь |
м |
о |
р |
е |
п |
о |
т |
ж |
ш |
к |
и |
п |
а |
р |
и |
г |
г |
о |
ч |
е |
р |
н |
о |
м |
о |
р |
с |
к |
о |
е |
я |
к |
п |
о |
б |
е |
р |
е |
ж |
ь |
е |
д |
р |
с |
я |
ь |
т |
к |
у |
б |
ы |
ш |
к |
а |
ы |
ь |
Правильность ответов оценивают Эрудиты. В таблице у группы победителя появляется фишка за правильный ответ.
Слайд 3. Природные зоны Краснодарского края.
На столе у каждой команды лежит листочек и фломастер. Необходимо расставить буквы в правильном порядке. Затем подчеркнуть 1 группе растения края, а 2 группе – животных края. Даются 2 минуты.
узбр (зубр) | убд (дуб) |
ишопвник (шиповник) | демевьд (медведь) |
арчцбе (чабрец) | снло (слон) |
Правильность ответов оценивают Эрудиты. В таблице у группы победителя появляется фишка за правильный ответ.
Работа с картой.
Учитель:
Давайте найдём места их обитания.
– Ботаники, в какой природной зоне произрастают эти растения?
– Покажите на карте.
Выходят 2 представителя группы и крепят на карте изображения чабреца, дуба, шиповника.
Учитель:
– Зоологи, в какой природной зоне обитают эти животные?
Выходят 2 представителя группы и крепят изображения медведя, зубра.
Слон “ лишний”, т.к. он не живёт на территории Кубани.
Правильность ответов оценивают Эрудиты. В таблице у группы победителя появляется фишка за правильный ответ.
“Это интересно!”
Учитель:
Вот мы и расселили наши растения и животных. Но богат и разнообразен растительный и животный мир Краснодарского края. Об этом многообразии помогают нам узнать различные источники информации: телевидение, радио, книги.
На столе у каждой группы лежит лист со сведениями о растениях – для 1 группы, лист со сведениями о животных для 2 группы.
Вам предстоит прочитать информацию о растениях (животных) и составить краткий рассказ об этих растениях (животных), показать места их обитания. Дается 3 минуты.
Слайд 4. Ответ представителя команды “Биологи”
Пион Витмана – листья крупные, до 1м высоты. Цветёт в апреле. Размножается семенами. Произрастает на высоте 600-800метров над уровнем моря в горных лесах. Растение находится под угрозой исчезновения. Внесён в Красную книгу РСФСР. Создаются постоянные заказники для восстановления численности растений.
(Представитель показывает на карте края места произрастания данного растения и крепит изображение)
Слайд 5. Ответ представителя команды “Зоологи”
Серна – стройное животное длиной 125 – 135см, высотой 80см.Окраска летом ржаво-жёлтая, зимой – чёрно-бурая. Питается травами, ветвями кустарников. Держится стадами или мелкими группами по 3-7 особей. Места обитания – скалистые участки Майкопского района, у верховья реки Пшишь. В крае 4000 особей.
(Представитель показывает на карте края места обитания данного животного и крепит изображение)
Правильность ответов оценивают Эрудиты. В таблице у группы победителя появляется фишка за правильный ответ.
Учитель:
– Учёные установили, что на Кубани более 600 видов животных ,3000 видов растений.
Когда говорят о России, то всегда вспоминается берёзка.
– А как вы думаете, какое растение или животное может служить символом Кубани?
Ответы детей.
Каждой команде даётся лист бумаги и фломастеры. Надо придумать и нарисовать символ края. Дается 5 минут.
(Представитель каждой группы показывает и рассказывает о своём символе)
Учитель:
– Посмотрите на карту. Мы с вами смогли вернуть в наш прекрасный край растения и животных. Молодцы!
– Вы, наверно, устали?
– Давайте отдохнём и сделаем привал.
Физкультминутка
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале.
Вправо, влево повернись.
Наклонись и поклонись.
Руки вверх и руки вбок
И на месте прыг да скок.
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
Учитель:
– Закройте глаза. Прислушайтесь.
– Что-то слишком тихо вокруг.
– Почему?
Ответы детей (не слышно пения птиц).
Звучат голоса птиц.
Группам раздаются рисунки с изображением птиц: кукушки, соловья, выпи, дятла, совы, попугая, страуса. Надо выбрать рисунки тех птиц, которые могут селиться на Кубани.
– Голоса каких птиц можно услышать на Кубани?
– Покажите рисунки этих птиц.
Правильность ответов оценивают Эрудиты. В таблице у группы победителя появляется столько фишек, сколько правильных ответов дала команда.
Учитель:
– В какой природной зоне они живут? (Лес, болото)
– Что вы знаете об этих птицах?
Ответы детей.
Брейн-ринг
Учитель задает вопросы. Кто первый даст правильный ответ, тот и получает фишку.
- У какой птицы мешок под клювом? (у пеликана)
- Какая птица подкидывает свои яйца в гнёзда другим птицам? (кукушка)
- Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (стрижи)
- Какие птицы устраивают гнёзда в земляных норах? (береговая ласточка, щурка)
- Закончи народное изречение: больше птиц – (выше урожай)
- Увидел скворца – (весна у крыльца)
Театрализованная минутка.
Подготовленные дети показывают инсценировку – миниатюру по мотивам притчи Л.Н.Толстого “Чиж”.
Действующие лица: автор, девочка Варя, чиж.
Автор: У Вари был чиж. Чиж жил в клетке. Варя пришла к чижу.
Варя: Пора тебе, Чиж, петь.
Чиж: Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь! И ты приходи послушать моё пение.
Автор: Варя подумала и …..
(Варианты дальнейших действий Вари дети предлагают сами)
Учитель
– Неразумное, хищническое истребление животных, птиц, насекомых, растений привело к тому, что многие стали исчезать с лица земли. Чтобы сохранить исчезающие виды, в 1994 году была создана Красная книга Кубани. Она состоит из 2 частей:
1 часть – растения: 157 видов
2 часть – животные: 102 вида.
Слайды 6-8. Животные и растения, занесённые в красную книгу Кубани.
Ученик.
Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой мы в долгу.
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу!
И трелью птиц весёлой звонкой
И шумным плеском родника.
И гроздьями рябины тонкой.
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом и дубрав.
Каждой группе предлагается нарисовать знак по теме: “Охрана природы” и составить экологические правила. Дается 7 минут.
Эрудиты оценивают оригинальность и правильность выполненной работы.
Учитель.
Люди поняли, что природа в опасности, поэтому появились места, где запрещено жечь костры, собирать грибы и ягоды, охотиться и ловить рыбу.
– Как называются такие места, созданные человеком?
Дети: Заповедники.
– На территории Краснодарского края есть заповедники?
Дети: Кавказский биосферный заповедник.
Показ на карте Краснодарского края Кавказского биосферного заповедника.
Учитель:
– Где он расположен?
Дети: Расположен между Сочи и Майкопом, в основном на северных и южных склонах Главного Кавказского хребта.
Учитель:
Заповедник основан 12 мая в 1924 году. Его площадь более 262 тысяч га
– Кто обитает в данном заповеднике?
Слайд 10 Животный мир заповедника
Дети записывают названия животных, увиденных на слайде.
Слайд 11 Растительный мир заповедника.
Дети записывают названия растений, увиденных на слайде. Дается 2 минуты
Эрудиты оценивают правильность ответов группы
Учитель.
Мы с вами очень хорошо потрудились. Посмотрите на карту края. Мы вернули с вами богатый и разнообразный мир родной Кубани. В конце нашего путешествия вам предстоит выполнить мини-тест.
Каждому участнику даётся мини-тест. В течение 3 минут участники выбирают и отмечают правильный ответ.
Группа “Ботаники” и группа “Зоологи” отдельно сдают свои тесты Эрудитам. Определяется общее количество правильных ответов в каждой группе. Победившая – получает фишку.
Затем на слайдах дается ключ к мини-тесту.
Слайды 12 – 15
1. Что такое лес?
А) Обширная местность, занятая только травами.
Б) Обширная местность, занятая деревьями,
кустарниками, травами.
2. Плоды какого растения ядовиты?
А) Калина;
Б) Дуб;
В) Красавка кавказская.
3. Какие животные внесены в Красную книгу Кубани?
А) Скворец;
Б) Заяц;
В) Серна.
4. Какова роль растений для животных?
А) Животные ходят по растениям.
Б) Растения являются кормом для животных.
В) Растения являются укрытием для крупных
животных.
Эрудиты подводят и оглашают итоги путешествия.
Учитель:
Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы смогли вернуть красоту родного края, познакомиться с разнообразием растительного и животного мира Кубани.
Нам, её жителям посчастливилось жить в самом живописном уголке России.
Звучит песня “Родимый край” в исполнении учащихся.
Слова: Л.Фоминых.
Музыка: В.Чернявского.